Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф05-2631/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А40-131259/2020 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО Железные дороги Якутии на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020, принятое судьей Лакоба Ю.Ю., в порядке упрощенного производства по делу N А40-131259/20,
по исковому заявлению АО Железные дороги Якутии к АО Вагонная ремонтная компания - 2 о взыскании 39 554 рублей 76 копеек,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "Акционерная компания (АО) "Железные дороги Якутии" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Акционерного общества (АО) "Вагонная ремонтная компания - 2" 39 554 руб. 76 коп. расходов.
13.10.2018 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-131259/2020 об удовлетворении исковых требований на сумму 21 928 руб. 70 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в иске и удовлетворить иск в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что суд первой инстанции неправомерно применил срок исковой давности в части убытков на сумму 17 626 руб. 06 коп. по вагону N 60171840.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения относительно ее удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.02.2018 между истцом и ответчиком заключен договор N 11-ВЧДР на выполнение работ и оказание услуг, в соответствии с условиями которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства производить силами вагонных и рефрижераторных ремонтных депо и вагоноколесных мастерских депо подрядчика работы по ремонту и определению ремонтопригодности деталей, узлов и колесных пар грузовых выгонов.
На выполненные подрядчиком работы по ремонту колесных пар договором установлен гарантийный срок до проведения следующего планового среднего, текущего ремонта колесных пар (пункт 6.1 договора).
В случае отцепки грузовых вагонов по гарантийной неисправности грузовых вагонов в течение гарантийного срока, возникшей в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественного выполнения работ подрядчиком, грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационные депо сети железных дорог или в депо подрядчика для устранения выявленных дефектов (пункт 6.2 договора).
05.03.2018 между истцом и АО "Федеральная грузовая компания" заключен договор от N ФГК-106-15 на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов в объеме ТР-2 с установлением гарантийных обязательств подрядчика на фактически проведенные работы, в том числе на установленные колесные пары под грузовые вагоны.
03.11.2018 АО "АК "ЖДЯ" и АО "ВРК-2" в рамках договора N 11-ВЧДР подписали акт N 1209668 о выполненных работах по ремонту колесных пар, в частности колесной пары N 29-17531-1976. Отремонтированная колесная пара устанавливалась под вагон N 60171840, принадлежащий АО "Федеральная грузовая компания".
17.11.2018 в пути следования на ПТО станции Белогорск указанный вагон был отцеплен в ремонт (ТР-2) по коду неисправности 157 "Нагрев подшипника в корпусе буксы под адаптером выше нормы по показаниям средств автоматизированного контроля" для проведения ремонта по причине, технологической неисправности колесной пары N 29-17531-1976 в пределах гарантийного срока.
Виновным предприятием в обнаруженном дефекте признано вагонное ремонтное депо Тында - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-2", выполнившее ремонт колесной пары N 29-17531-1976 в ноябре 2018 года.
АО "Федеральная грузовая компания" устранило дефекты силами депо сети железных дорог и предъявило к АО "АК "ЖДЯ" претензию о некачественном выполнении текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 грузового вагона N 60171840, а затем иск о взыскании расходов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09.09.2019 по делу N А19-17356/2019 с АО "АК "Железные дороги Якутии" в пользу АО "Федеральная грузовая компания" взыскано 17 626 руб. 06 коп. расходов, связанных с некачественным выполнением работ по договору от 05.03.2018 N ФГК-106-15 по ремонту вагона N 60171840 (колесной пары 29-17531-1976).
Платежным поручением N 11168 от 01.11.2019 решение суда исполнено.
18.04.2019 АО "АК "ЖДЯ" и АО "ВРК-2" в рамках договора N 11-ВЧДР подписали акт N 6 о выполненных работах по ремонту колесных пар, в частности колесной пары N 39-14706-1982.
Отремонтированная колесная пара устанавливалась под вагон N 61022752, принадлежащий АО "Федеральная грузовая компания" (в соответствии с договором N ФГК-106-15).
12.06.2019 в пути следования на ПТО станции Входная указанный вагон был отцеплен в ремонт (ТР-2) по коду неисправности 150 "Нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам" для проведения ремонта по причине технологической неисправности колесной пары N 39-14706-1982 в пределах гарантийного срока.
Причины возникновения неисправности (дефекта) технологического характера установлены актом-рекламации формы ВУ-41-М от 15.06.2019.
Виновным в обнаруженном дефекте признано вагонное ремонтное депо Тында - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-2", выполнившее ремонт колесной пары N 39-14706-1982 в апреле 2019 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01.06.2020 по делу N А45-6016/2020 с АО "АК "Железные дороги Якутии" в пользу АО "Федеральная грузовая компания" взыскано 21 928 руб. 70 коп. расходов, связанных с некачественным выполнением работ по договору от 05.03.2018 NФГК-106-15 по ремонту вагона N 61022752 (колесной пары 39-14706-1982).
Платежным поручением N 5464 от 16.06.2020 решение суда исполнено.
Понесенные АО "АК "Железные дороги Якутии" расходы в размере 39 554 руб. 76 коп. находятся в прямой причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением АО "Вагонная Ремонтная Компания-2" принятых по договору от 01.02.2018 N 11-ВЧДР обязательств в части выполнения качественного ремонта колесных пар грузовых выгонов.
Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В адрес ответчика повторно направлялась претензия от 19.06.2020 N 1625, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд.
От ответчика в суд первой инстанции поступило ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
Пунктом 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
В силу статей 197 пункта 1 статьи 725 устанавливаются специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу пункта 3 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом, иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, начинается со дня заявления о недостатках.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно штампу канцелярии суда, исковое заявление АО "АК "Железные дороги Якутии" поступило в суд первой инстанции - 29 июля 2020 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что срок исковой давности по вагону N 60171840 для предъявления требований - истек.
По вагону N 61022752 согласно акта рекламации 15.06.2019, срок исковой давности не истек, с учетом приостановления его течения направлением претензии, соблюдением претензионного порядка, установленного пунктом 9.2 договора (30 дней с даты получения).
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований на сумму 21 928 руб. 70 коп.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно применил срок исковой давности в части убытков на сумму 17 626 руб. 06 коп. по вагону N 60171840, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Предметом иска является требование заказчика к подрядчику о возмещении убытков за некачественный ремонт вагонов по договору.
В силу пункта 3 статьи 725 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, начинается со дня заявления о недостатках.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Истец должен был узнать о нарушении своих прав при составлении актов-рекламаций, в которых сделан вывод о лице, виновном в выходе из строя вагонов и причинах направления их в текущий отцепочный ремонт. При этом в акте рекламации N 1011 от 19.11.2018, виновным предприятием признано АО "АК" "ЖДЯ".
Исковое заявление АО "АК "Железные дороги Якутии" поступило в суд первой инстанции - 29 июля 2020 года, в связи с чем, срок исковой давности по требованию в отношении вагона N 60171840, является пропущенным.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2020 года по делу N А40-131259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.