Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф05-7177/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 декабря 2020 г. |
Дело N А40-22850/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-22850/20 (145-165)
по заявлению ОАО "РЖД"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Виноградова Е.А. по дов. от 30.11.2020; |
от ответчика: |
Черемухин В.В. по дов. от 15.04.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 27.11.2019 г. N ДГИ-Э-117169/19-1.
Решением от 30.09.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, спор о праве отсутствует. Департамент обязан был устранить пересечение границ земельных участков путем уменьшения участка УДС, так как улично-дорожная сеть на рассматриваемой территории отсутствует, на данной территории расположено здание, принадлежащее ОАО "РЖД".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, как принятое с нарушением материальных и процессуальных норм права.
Представитель Департамента решение суда поддержал в полном объеме.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию сторон, считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2003 г. в уставный капитал ОАО "РЖД" был внесен земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:67, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Каланчевская, вл. 24, что подтверждается актом приема - передачи N 8-11 от 30.09.2003 г. и выпиской из приложения 1 части 2 к Передаточному акту от 30.09.2003 г.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества, а именно нежилое здание, площадью 257, 9 кв. метров с кадастровым номером 77:01:0003053:2894, на которое зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД".
В соответствии с техническим паспортом год постройки указанного здания - 1880 г.
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:67 имеет статус ранее учтенный, и пересекается с границами земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:75, который является улично-дорожной сетью.
Для устранения указанного пересечения границ земельных участков, ОАО "РЖД" 17.09.2019 г. обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением N 1542935 о принятии мер по устранению пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:67 и 77:01:0003053:75.
Письмом от 27.11.2019 г. Департамент отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении заявления. По мнению департамента невозможно устранить пересечение границ земельных участков путем уменьшения земельного участка улично-дорожной сети.
Также Департамент указал, что для исключения пересечения необходимо провести кадастровые работы с целью формирования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:67 в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала, включив в состав межевого плана дополнительный раздел по корректировке земельного участка улично-дорожной сети.
ОАО "РЖД" посчитав решение Департамента городского имущества г.Москвы, оформленное письмом от 27.11.2019 г. N ДГИ-Э-117169/19-1, об отказе в устранении пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:67 с границами земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:01:0003053:75, незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений законодательства в действиях Департамента.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы утвержден Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Департамент городского имущества города Москвы рассмотрел обращение Службы управления имуществом Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 08.11.2019 N 1606287, направленное на Официальный сервер Правительства Москвы, о предоставлении информации о результатах рассмотрения Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы вопроса корректировки границ земельного участка улично-дорожной сети (УДС) города Москвы с кадастровым номером 77:01:0003053:75.
Согласно пункту 1.1 Правительства Москвы от 12.01.2011 N 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" (далее - Постановление N 118-ПП), Департамент земельных ресурсов города Москвы передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС, в следующих случаях:
- наличие зарегистрированного права собственности юридических или физических лиц, Российской Федерации, города Москвы, иных субъектов Российской Федерации, иностранных государств на земельный участок, границы которого имеют пересечения с границами участка УДС, за исключением случаев, когда в пределах земельного участка, границы которого имеют пересечение с границами участка УДС, расположены части дорог (проезжих частей, трамвайных путей, тротуаров, обочин или разделительных полос);
- наличие на земельном участке, границы которого установлены на местности в целях постановки на государственный кадастровый учет и имеют пересечения с границами участка УДС, объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрированы права собственности;
- максимальное расстояние между пересекающимися границами земельного участка, установленными на местности в целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, и границами участка УДС не превышает двух метров;
- земельный участок, границы которого имеют пересечения с границами участка УДС, предназначен для использования в целях реализации государственных программ города Москвы, адресных инвестиционных программ, проектов, финансируемых из средств бюджета города Москвы.
В силу п.1.2. в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
Таким образом, корректировка УДС происходит в следующем порядке:
- обращение заинтересованного лица в Департамент с заявлением о корректировки УДС;
- в случае, если пересечение межу участками превышает два метра, а также для целей исключения ухудшение транспортной ситуации, в случае уменьшения участка УДС, Департамент направляет запрос в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы о возможности уменьшения участка УДС (указанные запросы заявитель также вправе направить самостоятельно);
- уменьшения участка УДС производится Департаментом только при положительном заключении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы о возможности корректировки границ земельного участка УДС.
Как следует из материалов дела, 24.09.2019 Департаментом в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы был направлен запрос о возможности устранения имеющегося пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:67, на котором расположен объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Каланчевская, д.24, зарегистрированный в собственность ОАО "РЖД", с границами земельного участка УДС с кадастровым номером 77:01:0003053:75 путем уменьшения участка УДС в рамках постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП.
Судом установлено, что отказывая в удовлетворении заявления ОАО "РЖД", Департаментом учтено отрицательное заключение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, в связи с чем было принято решение о невозможности корректировки указанного земельного участка за счет территории УДС.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:75 указан в Перечне земельных участков улично-дорожной сети, содержащемся в Приложении к указанному закону. (N 1064 01/77/01076 - Каланчевская улица).
Данный земельный участок также отнесен к землям общего пользования в соответствии с Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы".
При этом земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003053:75 согласно данным ГКН является ранее учтенным и поставлен на учет по материалам Москомархитектуры.
Порядок установления линий градостроительного регулирования (красных линий) в городе Москве устанавливается постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270-1111 "Об утверждении положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в города Москве", согласно которому линиями градостроительного регулирования являются границы территорий, в пределах которых действуют особые режимы и правила их использования в соответствии с нормативными требованиями.
Пунктом 3.1 данного Положения предусмотрено, что линиями градостроительного регулирования являются, в том числе, красные линии-границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной территории города.
В пределах красных линий допускается размещение конструктивных элементов дорожно-транспортных сооружений (опор путепроводов, лестничных и пандусных сходов подземных пешеходных переходов, павильонов на остановочных пунктах городского общественного транспорта).
В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 4.12 Положения план линий градостроительного регулирования является исходной информацией для разработки градостроительной документации и последующих разбивочных чертежей-актов линий градостроительного регулирования, а также для осуществления учета и контроля за соблюдением линий градостроительного регулирования в процессе проектирования и осуществления градостроительной деятельности и деятельности в области земельно-правовых отношений.
Статьей 14 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации.
Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 15 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу пункта 3 статьи 63 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно ст.7 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Статьей 23 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что документом территориального планирования города Москвы является Генеральный план города Москвы.
Генеральный план города Москвы является основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве. Генеральный план города Москвы утвержден Законом города Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 17 изменения в указанный закон вносятся посредством принятия законов города Москвы, предусматривающих приведение настоящего Закона в соответствие с изменениями границ административных округов города Москвы, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, I зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, границ и наименований районов города Москвы, наименований станций метрополитена, объектов улично-дорожной сети, иных наименований, отображенных на картах, схемах территориального планирования.
Изменение границ земельных участков улично-дорожной сети, указанных в Генеральном плане города Москвы, требует внесения соответствующих изменений в Закон о Генеральном плане города Москвы.
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемая корректировка границ земельных участков не предусмотрена действующим проектом межевания территории квартала.
Согласно сведениям ИС РЕОН и материалам проекта межевания, утвержденного Распоряжением Департамента от 18.08.2014 N 12811, спорная часть пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003053:67 и 77:01:0003053:75 обозначена в красных линиях и не входит в границы разработанного и утвержденного проекта межевания территории квартала и не предусмотрена к корректировке.
Таким образом, учитывая отрицательное заключение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, а также то, что запрашиваемое изменение границ УДС не предусмотрено утвержденным проектом межевания квартала, ответчик обоснованно указывает на то обстоятельство, что корректировка границ земельного участка УДС с кадастровым номером 77:01:0003053:75 относительно границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003053:37 не представляется возможной.
Кроме того, изменение границы, площади и сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003053:75 (УДС) с одновременным внесением указанных изменений в государственный кадастр неминуемо влечет разрешение вопроса о правах на часть пересекающихся земельных участков.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу. Нарушений постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП при вынесении оспариваемого отказа Департамента не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-22850/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.