Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2021 г. N Ф09-3118/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
12 января 2021 г. |
Дело N А07-19398/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества Челябинской области на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2020 по делу N А07-19398/2020.
В судебном заседании принял участие представитель истца: Министерства имущества Челябинской области - Попова Наталья Валентиновна (доверенность от 09.01.2020 N 1/13).
Министерство имущества Челябинской области (далее по тексту также - заявитель, Минимущества Челябинской области, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее по тексту также - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по РБ, Управление) о признании уведомлений об отказе в государственной регистрации от 15.05.2020 N 74/001/490/2020-488, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-489, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-49 незаконными и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Челябинской области в отношении объектов незавершенного строительства: площадью 110,3 кв. м с кадастровым номером 02:01:100201:723, степень готовности 65%, по адресу: РБ, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова д. 18 А; площадью 126,3 кв. м с кадастровым номером 02:01:100201:721, степень готовности 65%, по адресу: РБ, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова д. 18 В; площадью 110 кв. м с кадастровым номером 02:01:100201:722, степень готовности 66%, по адресу: РБ, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова д. 18 Б; и внесении записи о земельном участке с кадастровым номером 02:01:100201:112 на котором расположены объекты незавершенного строительств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (Академия) имени М.И. Глинки" (далее также - Учреждение), Администрация Абзелиловского района Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2020 (резолютивная часть объявлена 21.10.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 34-45).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что договор аренды под участками объектов незавершенного строительства отсутствует, что противоречит части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Однако данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.
Часть 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ содержит условие, необходимое для регистрации права на объект незавершенного строительства, а именно: наличие правоустанавливающего документа на земельный участок. При этом какого-либо исчерпывающего перечня правоустанавливающих документов указанный пункт не содержит.
Право на заключение договора аренды земельного участка площадью 0.7 га сроком на 25 лед возникло у Учреждения на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10.12.1999 N 5-73-р.
Однако после вынесения указанного распоряжения договор аренды с Учреждением так и не был оформлен, а была лишь оформлена декларация от 08.02.2001 о факте использования земельного участка.
Кроме того, Учреждению были выданы разрешения на производство работ по строительству жилых домов на объекты недвижимости. Таким образом, по мнению апеллянта, у Учреждения имеется право аренды земельного участка, при этом отсутствие договора аренды связано с причинами, не зависящими от Учреждения.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что объекты незавершенного строительства невозможно идентифицировать.
Апеллянт ссылается на то, что оспариваемым отказом нарушаются права Минимущества Челябинской области.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство имущества Челябинской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства:
- площадью 110,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:723, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 А;
- площадью 126,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:721, етепень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 В;
- площадью 110 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:722, степень готовности 66%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 Б.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, на государственную регистрацию прав с заявлением от 15.01.2020 представлены: декларация от 08.02.2001; три разрешения на производство работ от 01.11.2006 N 77, N 78, N 79 Управления архитектуры и градостроительства Администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан; распоряжение от 10.12.1999 N 5-73-р Кабинета Министров Республики Башкортостан; договор от 23.12.1993 N 205 о передаче на баланс строений и строительных материалов; заключение Управления Росреестра по Челябинской области от 16.01.2020.
Государственным регистратором прав 21.01.2020 направлен межведомственный запрос в отдел архитектуры и строительства Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о предоставлении информации об истории изменения адреса объектов, указанных в разрешениях на производство работ N N 77-79 от 01.11.2006.
Государственным регистратором прав Габбасовой А.Т. на основании пунктов 5, 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приняты решения о приостановлении по заявлениям от 15.01.2020, оформленные уведомлениями от 27.01.2020 N 74/001/490/2020-488, N 74/001/490/2020-489, N 74/001/490/2020-490 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам, на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (до 25.04.2020).
На день принятия государственным регистратором прав решения о приостановлении ответ из отдела архитектуры муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан не поступил.
В связи с не устранением причин, указанных в уведомлениях о приостановлении на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, приняты решения об отказе от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-488, N 74/001/490/2020-489, N 74/001/490/2020-490 в государственной регистрации права собственности в отношении незавершенного строительством объектов с кадастровыми номерами: 02:01:100201:721; 02:01:100201:722; 02:01:100201:723.
Уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 15.05.2020 N 74/001/490/2020-488, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-489, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-490 в проведении регистрации права собственности на указанные объекты отказано на основании следующего:
- сведения в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 02:01:100201:112, на котором расположены объекты незавершенного строительства отсутствуют;
- Государственное бюджетное образовательное учреждению высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (Академия) имени М.И. Глинки" (далее - Учреждение) не зарегистрировало право на земельный участок по договору аренды, сроком на 25 лет, предоставленный Учреждению на основании распоряжения Кабинета Министров республики Башкортостан от 10.12.1999 N 5-73-р;
- невозможность идентификации объектов, согласно распоряжению Главного управления по государственному имуществу от 13.02.1998 N 28-у "О закреплении имущества за Государственным высшим образовательным учреждением Администрации Челябинской области Магнитогорская государственная консерватория".
Не согласившись с данными уведомлениями 15.05.2020 N 74/001/490/2020-488, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-489, от 12.05.2020 N 74/001/490/2020-490 заинтересованного лица, полагая, что указанные уведомления нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявления Министерства, поскольку оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права приняты в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность принятого заинтересованным лицом решения и нарушение данным отказом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 1 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержится перечень оснований для приостановления в государственной регистрации прав. В частности государственная регистрация прав может быть приостановлена в случаях, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (Академия) имени М.И. Глинки" принадлежат на праве оперативного управления объекты незавершенного строительства:
- площадью 110,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:723, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 А;
- площадью 126,3 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:721, степень готовности 65%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 В;
- площадью 110 кв. м, с кадастровым номером 02:01:100201:722, степень готовности 66%, расположенный по адресу: 453613, Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Геологоразведка, ул. Тагира Кусимова, д. 18 Б.
Указанные объекты незавершенного строительства расположены на сформированном земельном участке с кадастровым номером 02:01:100201:112, из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 5571 кв. м, с разрешенным видом использования для туристко-рекреационной деятельности, который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (письмо Учреждения от 03.04.2018 N 01-12/173).
В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок заявителем представлено Распоряжение Кабинета министров Республики Башкортостан от 10.12.1999 года N 5-73-р о принятии предложения о предоставлении Государственному высшему образовательному учреждению Администрации Челябинской области Магнитогорская государственная консерватория (Академия) имени М.И. Глинки земельного участка, площадью 0,7 га (пастбища) из земель Кусимовского сельского совета в аренду сроком на 25 лет для строительства базы отдыха.
Статья 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Вместе с тем, доказательства заключения и регистрации договора долгосрочного аренды недвижимого имущества в порядке статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлены.
На регистрацию представлен договор купли-продажи от 23.12.1993 N 205, в соответствии с которым образовательному учреждению переданы на баланс строения и строительные материалы (кирпич, блоки, панели и другие строительные материалы (л.д.74-75 т.1).
Заявителем представлено также Распоряжение от 13.02.1998 N 28-у Челябинского областного комитета по Управлению государственным имуществом N 1196 от 09.10.2002 года "О внесении изменений и дополнений в распоряжение "О закреплении имущества за государственным высшим образовательным учреждением администрации Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория".
Согласно данному Распоряжению ГБОУ ВО 40 "МаГК (академия) им. М.И. Глинки" передана База отдыха 1993 года постройки, что подразумевает достроенные объекты, в то время, как заявитель обратился с заявлениями о государственной регистрации права на объекты незавершенного строительства.
Учитывая указанное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности идентификации объектов по представленным документам в связи с непредставлением документы, подтверждающих либо удостоверяющих право заявителя на объекты недвижимого имущества.
Довод апеллянта о представлении им достаточных и необходимых документов для государственной регистрации права не незавершенные строительством объекты признаются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Между тем, заявителем как при обращении с заявлением в регистрирующий орган, так и при обращении в суд разрешение на строительство, доказательства обращения для получения разрешения на строительство не представлены.
Представленные в материалы дела три разрешения на производство работ от 01.11.2006 N 77, N 78, N 79 Управления архитектуры и градостроительства Администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан таковыми не являются.
Следовательно, осуществление государственной регистрации права собственности на заявленные незавершенные строительством объекты на основании представленных заявителем в орган регистрации документов невозможно.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Министерства, так как решения Управления об отказе в государственной регистрации права от 12.05.2020 N N 74/001/490/2020-488, 74/001/490/2020-489, 74/001/490/2020-490 приняты в соответствии с действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные требованиями Закона N 218-ФЗ.
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления действий по государственной регистрации, не были устранены, Управлением Росреестра было правомерно отказано в осуществлении государственной регистрации права.
В удовлетворении требования заявителя об обязании внести запись о земельном участке с кадастровым номером 02:01:100201:112, на котором расположены указанные объекты незавершенного строительства, также правомерно отказано, поскольку заявитель с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:01:100201:112 в порядке, установленном статьей 14 Закона 218-ФЗ, не обращался, решение об отказе в государственной регистрации прав на указанный земельный участок Управлением в отношении заявителя не принималось, следовательно, права и законные интересы заявителя Управлением не нарушены, и правовые основания для обязания Управления осуществить действия по внесению сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:01:100201:112 отсутствуют.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований Министерства имущества Челябинской области в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при недоказанности правовых оснований для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции судебного акта.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.10.2020 по делу N А07-19398/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19398/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Росреестра по РБ
Третье лицо: Администрация Абзелиловского района Республики Башкортостан, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "МАГНИТОГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ