г. Пермь |
|
13 января 2021 г. |
Дело N А60-24266/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 13 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х., при участии:
от истца представитель не явился;
от ответчика - представитель Яковлев А.Н. по доверенности от 12.09.2018, диплом, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца - общества с ограниченной ответственностью "Русская служба логистики", ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 октября 2020 года,
принятое судьёй Манаковой А.Г.,
по делу N А60-24266/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Русская служба логистики" (ОГРН 1136678006739, ИНН 6678029061)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании неосновательного обогащения,
по исковым требованиям открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Русская служба логистики" (ОГРН 1136678006739, ИНН 6678029061)
о взыскан6ии штрафа за искажение сведений о грузе,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русская служба логистики" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с требованием о взыскании неосновательного обогащения в сумме 481795 руб. 20 коп., а также расходов по уплате госпошлины.
Ответчик (ОАО "РЖД") согласно отзыву на исковое заявление, возражая по иску, указал, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора. Истец допустил нарушение порядка предъявления претензии, в связи с чем, исковое заявление в соответствии со ст. 129 АПК РФ подлежит возвращению, при установлении этих нарушений при рассмотрении искового заявления арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения согласно ст. 148 АПК РФ; истец вводит суд в заблуждение, указывая на безакцептное списание денежных средств с лицевого счета; основания для применения в данном случае норм гражданского законодательства о неосновательном обогащении отсутствуют, поскольку у перевозчика имелись основания для добора провозной платы в сумме 481 795 руб. 20 коп. В свою очередь истец возразил, что заявление ответчика о несоблюдении претензионного порядка является затягиванием ответчиком судебного процесса, так как 20 мая 2019 года от ОАО "РЖД" поступил ответ "о рассмотрении претензионных требований". Денежные средства по "донаборам" были списаны с лицевого счета истца без его распоряжения, другого ответчиком не представлено. Считает довод о том, что у РЖД имелись основания для добора платы в сумме 481795 руб. 20 коп., несостоятельным.
В ходе рассмотрения указанного спора, судом первой инстанции удовлетворено ходатайство истца об объединении настоящего дела и дел N А60-45050/2019, А60-45055/2019, А60-45057/2019, А60-45058/2019 в одно производство, о чем вынесено отдельное определение.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2019 по делу назначена судебная экспертиза.
05.11.2019 в материалы дела от Союза "Торгово-промышленная палата Тюменской области" поступило экспертное заключение.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2019 по делу назначена дополнительная экспертиза, в связи с чем, также вынесено определение о приостановлении производства по делу до получения результатов дополнительной судебной экспертизы.
В материалы дела 06.02.2020 поступило экспертное заключение.
В судебном заседании 19.02.2020 стороны возражений относительно возобновления производства по делу не заявили, в связи с чем, определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2020, производство по делу возобновлено. ОАО "РЖД" обратилось с ходатайством о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
ООО "Русская служба логистики" представило возражения относительно назначения повторной экспертизы, однако предложило свои кандидатуры экспертов: ООО "Регион Транспорт Групп" и ФБУ "Уральский региональный центр судебной экспертизы". ООО "Русская служба логистики" заявлено ходатайство об объединении настоящего дела и дела N А60-7443/2020, NА60-9624/2020, NА60-9604/2020 в одно производство. В отношении дела NА60-9604/2020 судом вынесено определение об объединении дел в одно производство в рамках дела N А60-9604/2020.
По делам N А60-9624/2020, N А60-7443/2020 исковые требования рассмотрены судом по существу и вынесены решения, что является препятствием для объединения дел, в соответствии с ч. 4 ст. 130 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства заявителя об объединении дел N А60-24266/2019 с делами N А60-9624/2020 и N А60-7443/2020 в одно производство, о чем вынесено соответствующее определение Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2020.
06.07.2020 от ОАО "РЖД" поступили дополнения к ходатайству о назначении повторной судебной экспертизы, согласно которым, ОАО "РЖД" просит проведение повторной судебной экспертизы поручить ЧНСЭУ "Приволжский центр независимых экспертиз и специальных исследований" (г. Нижний Новгород). Стоимость проведения экспертизы 60 000 руб., срок-14 рабочих дней. Кроме того, ОАО "РЖД" возражает относительно кандидатуры, предложенной ООО "Русская служба логистики" - ООО "Регион Транспорт Групп" (г. Санкт-Петербург). Дополнения приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ.
06.07.2020 от ОАО "РЖД" поступили письменные пояснения. Пояснения приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ. В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал ходатайство о назначении экспертизы, просит поручить ее проведение ФБУ "Уральский региональный центр судебной экспертизы" в лице эксперта Ремез Марии Владиславовны.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2020 по делу назначена повторная судебная экспертиза.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2020 производство по делу приостановлено до получения результатов повторной судебной экспертизы.
18.08.2020 в материалы дела поступило экспертное заключение по делу. Экспертное заключение приобщено к материалам дела в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2020, производство по делу возобновлено.
18.09.2020 от ОАО "РЖД" поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому ОАО "РЖД" просит взыскать с ООО "Русская служба логистики" сумму штрафа за искажение в железнодорожных накладных ЭД746745, ЭД964795, ЭД965066, ЭД873418, ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582 сведений о наименовании груза в общем размере 5 025 330 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 48 127 руб. 00 коп. Ходатайство удовлетворено судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ.
18.09.2020 от ОАО "РЖД" поступили письменные объяснения по делу. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75, 81 АПК РФ. В судебном заседании ООО "Русская служба логистики" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов (рецензия на заключение эксперта, заключение специалиста по делу, сканы с системы ЭТРАН, ответ на письмо). Ходатайство удовлетворено, документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ. Кроме того, ООО "Русская служба логистики" заявлено ходатайство о вызове эксперта Ремез М.В. в судебное заседание для дачи пояснений по экспертному заключению. Ходатайство рассмотрено судом первой инстанции и удовлетворено. В судебном заседании ООО "Русская служба логистики" заявлено ходатайство о снижении неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
Учитывая необходимость вызова эксперта Ремез М.В. в судебное заседание для дачи пояснений по экспертному заключению, суд первой инстанции счел необходимым отложить судебное разбирательство. В судебном заседании 08.10.2020 опрошен эксперт, проводивший судебную экспертизу, ООО "Русская служба логистики" заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, суд первой инстанции на основании ст. 82 и 159 АПК РФ отказал в удовлетворении этого ходатайства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 октября 2020 года (резолютивная часть от 08.10.2020) в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Русская служба логистики" отказано.
Исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "Русская служба логистики" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскан штраф в сумме 1 000 000 (один миллион) руб., а также 48 127 (сорок восемь тысяч сто двадцать семь) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 30 000 (тридцать тысяч) руб. в возмещение расходов по оплате услуг эксперта.
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 52751 (пятьдесят две тысячи семьсот пятьдесят один) руб., в том числе в сумме 21256 руб., перечисленная по платежному поручению N 687246 от 04.07.2019, а также в сумме 31495 руб., перечисленная по платежному поручению N 758875 от 12.03.2020, в составе общей суммы 34067 руб.
Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с депозитного счета Арбитражного суда Свердловской области подлежат возврату денежные средства в размере 115000 (сто пятнадцать тысяч) руб., перечисленные по платежному поручению N 709448 от 18.09.2019 и по платежному поручению N 767022 от 14.04.2020.
На основании счета N 00ГУ-000094 от 18.08.2020 федеральному бюджетному учреждению УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН 6660007451) с депозитного счета Арбитражного суда Свердловской области в оплату стоимости проведенной судебной экспертизы подлежат перечислению денежные средства в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.
Не согласившись с решением суда, истец - ООО "Русская служба логистики" обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить полностью, отказав во взыскании штрафа ОАО "РЖД" полностью, распределив расходы на оплату услуг эксперта пропорционально между ООО "Русская служба логистики" и ОАО "РЖД".
По мнению ООО "Русская служба логистики" (Общество), законных оснований для взыскания с Общества штрафа в пользу ОАО "РЖД" не имеется, согласно позиции заявителя жалобы, состав правонарушения, предусмотренного ст.98 УЖТ РФ, в настоящем споре не доказан, не согласен с выводами суда первой инстанции по существу спора и оценкой представленных в дело доказательств, в том числе заключений эксперта; также ссылается на неверное распределение судом первой инстанции судебных расходов, поскольку требования РЖД к Обществу удовлетворены частично.
Ответчиком (ОАО "РЖД") представлен отзыв на апелляционную жалобу Общества, в котором ответчик, отклоняя доводы апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В своей апелляционной жалобе ОАО "РЖД" настаивает на полном удовлетворении своих исковых требований к ООО "Русская служба логистики", полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил положения ст.333 ГК РФ, снизив неустойку (штраф за искажение сведений о грузе).
Обществом также представлен отзыв на апелляционную жалобу ОАО "РЖД", просит апелляционную жалобу ОАО "РЖД" оставить без удовлетворения.
В судебном заседание Обществом явка представителей не обеспечена, что не препятствует рассмотрению апелляционных жалоб (ст.123,156 АПК РФ), представитель ОАО "РЖД" поддержал позицию, изложенную в своей жалобе и отзыве на апелляционную жалобу Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.07.2013 между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Русская служба логистики" был заключен Договор N У-13368/2013 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (далее -Договор).
В рамках указанного Договора ответчик обязался организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (п.п. 1.1. Договора).
Перечень необходимых услуг, их содержание и стоимость определяется сторонами в приложении N 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью (пл. 1.2. Договора).
В рамках реализации прав по вышеуказанному договору ООО "Русская служба логистики" в период с 06.02.2019 по 19.02.2019 со станции Войновка до станции Воркута были произведены перевозки 8 ед. техники сл. марок: КТМ-11В с установкой буровой УБГМ-1А - 3 ед.; КТМ-11Г грузопассажирский - 2 ед.; ГТМ-6,0 - 3 ед., согласно Краткой описи данных по перевозке 8 ед. техники, которые Грузоотправителем были поименованы в ж.д. накладных как ТЯГАЧИ ТРАКТОРНЫЕ, груз 2 тарифного класса.
По прибытии на станцию назначения Воркута, ответчиком (ОАО "РЖД") были составлены коммерческие акты по причине "несоответствия наименования груза, отнесения к тарифному классу, указанному в накладной, его фактическому наименованию". По мнению составителей акта, со ссылкой на телеграмму ОАО "РЖД" N ЦМШГТ-18/21 от 05.05.2012 г., груз - "Снегоболотоход", относится к коду 381091 ЕТСНГ "Автомобили специальные" к 3 тарифному классу.
В этой связи ОАО "РЖД" переквалифицировано наименование и повышен тарифный класс 8 ед. груза, вследствие чего увеличилась сумма тарифа (платы) на общую сумму 481 795 руб. 20 копеек. Указанная сумма была списана с единого лицевого счета истца N 1004856610 в безакцептном порядке.
Общество "Русская служба логистики" с этим не согласно, поскольку полагает, что перевозимый груз (Оборудование) установлено на базе (платформе) Легкового многоцелевого гусеничного трактора - тягач (МТ-ЛБ)" и подлежит отнесению к коду ЕТСНГ 362067 "Тягачи тракторные", 2 тарифный класс, поясняя, что в своем решении о наименовании груза "Тягачи тракторные" руководствуется разъяснении Минтранс РФ 05.08.2011 Ка АН-22/8777 "О кодах ГНГ и ЕТСНГ", указываемых в перевозочных документах при перевозке отдельных видов грузов" об отнесении тягач гусеничного транспортер-тягача (МТ-ЛБ) к категории "Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач (МТ-ЛБ): 362067 ЕТСНГ "Тягачи тракторные".
ООО "Русская служба логистики" полагает, что списание денежных средств без предъявления подтверждающих документов незаконно, а требования об отнесении вышеназванного груза к категории "Автомобили специальные" необоснованно, в связи с чем ОАО "РЖД" неправомерно была списана с единого лицевого счета истца N 1004856610 в безакцептном порядке сумма в размере 481 795 руб. 20 коп.
В свою очередь, ОАО "РЖД" просит взыскать с ООО "Русская служба логистики" сумму штрафа за искажение в железнодорожных накладных ЭД746745,ЭД964795, ЭД965066, ЭД873418, ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582 сведений о наименовании груза в общем размере 5 025 330 руб. руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований, ОАО "РЖД" указывает, что на станции Войновка Свердловской железной дороги ОАО "РЖД" принят к перевозке груз - 8 единиц техники:
-снегоболотоход многоцелевой КТМ-1, КТМ-1 1В с установкой буровой гидромеханизированной УБРМ-1А - 3 шт. по ж.д. накладным ЭД746745, ЭД964795, ЭД965066;
-снегоболотоход многоцелевой КТМ-1, КТМ-11Г грузопассажирский - 2 шт. по ж.д. накладной ЭД873418;
-буровая установка УГБ-786-200 на шасси МТ-ЛБУ - 3 шт. по ж.д. накладным ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582, поименованные в транспортных железнодорожных накладных как "тягачи тракторные", отнесенные грузоотправителем ко 2 тарифному классу. По прибытии на станцию назначения Воркута Северной железной дороги перевозчиком составлены коммерческие акты в связи с искажением в накладной сведений о наименовании груза. Гак, со ссылкой на телеграмму ОАО "РЖД" N ЦМШГТ-18/21 от 5 мая 2012 перевозчик полагает, что груз "снегоболотоход", "буровая установка" необходимо относить к коду 381091 ЕТСНГ "Автомобили специальные" к 3 тарифному классу.
В связи с указанными обстоятельствами истцом произведен расчет размера провозной платы, исчисленной по ставкам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утв. Постановлением Федеральной энергетической комиссий РФ N 47-т/5 от 17 июня 2003. Коммерческие акты на станции назначения Воркута Северной ж.д. составлены правомерно в части отнесения фактически перевозимого груза по договорам перевозки N ЭД873418, ЭД964795, ЭД965066, ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582, ЭД746745 к грузу 3 класса, следовательно, у перевозчика имелись основания для добора провозной платы по спорным отправкам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании штрафа за искажение в железнодорожных накладных ЭД746745, ЭД964795, ЭД965066, ЭД873418, ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582 сведений о наименовании груза в общем размере 5 025 330 руб. руб. 00 коп.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив их в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что иск ООО "Русская служба логистики" не подлежит удовлетворению, признав обоснованными возражения и доводы ОАО "РЖД" по данному спору.
Исковые требования ОАО "РЖД" к ООО "Русская служба логистики" суд первой инстанции признал правомерными, но снизил сумму предъявленного штрафа, применив положения ст.333 ГК РФ.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с положением ст. 785 ГК РФ и 25 УЖТ РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с положением п. 2 ст. 790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном -транспортными уставами и кодексами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.28 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в соответствии с заключением эксперта N 2460/04-3 от 17 августа 2020 г. ФБУ Уральский региональный центр судебной экспертизы Минюста России: "Буровая установка УГБ-746-200 на шасси МТ-ЛБУ (предприятие изготовитель ГЕОМАШ-ВЛАДИМИР) соответствует тарифной позиции с кодом 351081 "Установки для поискового бурения", тарифный класс 3;
Снегоболотоход многоцелевой КТМ-11В с установкой буровой гидромеханизированной УБРМ-1А; снегоболотоход многоцелевой КТМ-11Г грузопассажирский (изготовитель ООО "Завод вездеходных машин") соответствует тарифной позиции с кодом 381072 "Автомобили грузовые, не поименованные в алфавите", тарифный класс 3".
Данное заключение подтверждает отнесение спорного груза к 3 тарифному классу и наличие оснований для применения ответственности, предусмотренной статьей 98 УЖТ РФ. Экспертное заключение, составленное по результатам повторной экспертизы, в полной мере соответствует требованиям статьи 86 АПК РФ, каких-либо противоречий не содержит.
Заключение основано на имеющихся в материалах дела данных, экспертом сделаны однозначные выводы по поставленным вопросам. Экспертное заключение является ясным и полным, выводы носят категорический характер и не являются противоречивыми. В исследовательской части заключения подробно изложены ход и этапы анализа.
В ходе проведения экспертизы исследовались характеристики объектов в соответствии с нормативно-технической документацией на изделия, а также для проведения видовой идентификации исследовались существенные классификационные признаки исследуемой продукции путем анализа ее классификации в соответствии с основным классификатором страны-разработчика - ОК 005-93 (ОКО). Путем переноса существенных классификационных признаков продукции выполнялась ее классификация в соответствии с ЕТСНГ.
На разрешение эксперта поставлен вопрос, имеющий принципиальное значение для рассматриваемого дела, а именно, вопрос по определению, к какой позиции по ЕТСНГ и классу груза относится перевозимая техника.
Согласно выводам эксперта, перевозимая техника отнесена к 3 тарифному классу, что не противоречит официальному разъяснению Минтранса, приведенному в письме от 23.04.2012 N АН-25/4260, которым работники ОАО "РЖД" руководствовались при составлении коммерческих актов.
Выводы эксперта последовательны, логичны, основаны на нормативно-технической документации на изделия и официальных источниках, относящихся к предмету исследования.
Таким образом, выводы эксперта не противоречат иным, представленным в дело доказательствам, эксперт использовал свои специальные знания для определения вида техники, правовых выводов экспертом не оформлялось (ст.71,64,67,68 АПК РФ).
Согласно прямому указанию в ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 07.05.2003 N 139-ст), определяющим при отнесении изделия к тракторам является не гусеничный ход (так как может быть и колесный), функциональное назначение которого зависит от тягового усилия, и которое предназначено преимущественно для использования в сельском или лесном хозяйстве преимущественно для толкания или буксировки грузов.
Вопреки доводам Общества, из имеющейся в материалах дела нормативно-технической документации не следует, что спорная техника обладает признаками, по которым может быть отнесена к "тягачам тракторным" (в Руководстве отсутствует акцент на принадлежность изделий главным образом для буксировки).
Факт регистрации спорной техники в Гостехнадзоре (а не в ГИБДД), как не позволяющий отнести ее к категории автомобилей, ошибочен в силу следующего.
Согласно пункту 1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники (утв. Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26, 28.06.1995) паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для отнесения перевозимой техники к коду ЕТСНГ 362067 "тягачи тракторные".
В соответствии со статьями 25 и 26 УЖТ РФ на грузоотправителя возлагается обязанность по внесению в транспортную железнодорожную накладную достоверных сведений о вагоне, используемом для перевозки, наименовании груза, его свойствах, массе и количестве мест.
Статьей 27 УЖТ РФ и пунктом 2.25 Правил N 39, предусмотрено, что ответственность за правильность внесенных в накладную сведений несет грузоотправитель.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Прейскурантом N 10-01 наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, перечень позиции которой представлен в приложении 2 Тарифного руководства, с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ, и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указам в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием "не поименованные в алфавите".
При оформлении коммерческих актов работники ОАО "РЖД" руководствовались официальными разъяснениями Минтранса РФ об отнесении аналогичной модели техники к коду 381091 ЕТСНГ "Автомобили специальные" и 3 тарифному классу. В этой связи перевозчик правомерно переквалифицировал наименование и повысил тарифный класс груза, вследствие чего увеличил сумму тарифа.
Кроме того, при перевозке экспортных и импортных грузов, следующих в прямом и непрямом международном сообщении, грузоотправителем проставляется наименование груза и его код в соответствии с ГНГ, а также наименование и код груза в соответствии с ЕТСНГ.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза наименование и коды товаров должны соответствовать ГНГ или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков.
Согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" самоходные буровые установки отнесены к товарной субпозиции 8430 41 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (ТС).
В соответствии Гармонизированной номенклатурой грузов (ГНГ) код 843041000 "машины бурильные или проходческие прочие самоходные " соответствуют позиции по Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов по коду 351081 "Оборудование горношахтное и зап. части к нему" (раздел 7 код 351005 "Машины, оборудование и их части, кроме автомобилей"), класс 3.
Следовательно, установлено соответствие кода ЕТСНГ 3510005 коду ГНГ 843041000. Таким образом, провозная плата подлежит взиманию как за перевозку груза 3 тарифного класса.
Согласно расчетам, провозная плата по коду 381072 "Автомобили грузовые, не поименованные в алфавите", класс 3, составила 84 218 руб. (ЭД746745, ЭД964795, ЭД965066) и 128 281 руб. (ЭД873418), что соответствует тарифу по коду 381091 ЕТСНГ "Автомобили специальные", 3 класс, указанного перевозчиком в коммерческих актах.
Провозная плата по коду 351081 "Установки для поискового бурения", класс 3, составила 148317 руб. (ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582), вместо суммы 85379 руб., начисленной изначально по коду 362067 "Тягачи тракторные", класс 2, согласно сведениям, указанным грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных.
Исходя из изложенного, коммерческие акты на станции назначения Воркута Северной ж.д. составлены правомерно в части отнесения фактически перевозимого груза по договорам перевозки ЭД873418, ЭД964795, ЭД965066, ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582, ЭД746745 к грузу 3 класса.
Кроме того, отнесение перевозимого груза к 3 классу подтверждено заключением эксперта N 2460\04-3 от 17 августа 2020, составленным по результатам экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела.
ООО "Русская служба логистики", возражая против доводов перевозчика, ссылается на тот факт, что погрузка всей вышеперечисленной техники производилась на открытом подвижном составе сотрудниками ответчика - МЧ-3 Тюмень, все поворотные части и сам груз закреплены согласно ТУ.
Указанный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку принятие груза к перевозке на открытом подвижном составе и погрузка силами перевозчика не освобождает ответчика от ответственности за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной, так как данные в железнодорожную накладную вносятся грузоотправителем, а Правила приема грузов к перевозке, утв. Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, не предусматривают обязанность перевозчика при приемке грузов к перевозке проводить идентификацию по соответствию перевозимой техники к тому или иному коду ЕТСНГ.
Согласно пункту 80.3 данных Правил перевозчик производит осмотр технического состояния таких вагонов: проводит визуальный осмотр груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований Технических условий размещения и крепления грузов.
Проставление приемосдатчиком при погрузке вагона в вагонном листе отметки о том, что "груз размещен и закреплен согласно Техническим условиям", свидетельствует о соблюдении технических условий при погрузке и креплении груза, а не о согласии перевозчика с данными, указанными грузоотправителем в накладной.
Довод ООО "Русская служба логистики" о принятии ОАО "РЖД" грузов к перевозке без замечаний не может служить основанием для отказа во взыскании штрафа, поскольку в силу пункта 28 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", как сами нарушения, так и их последствия могут быть установлены перевозчиком, как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.
Данное право было реализовано ОАО "РЖД" на станции назначения путем проведения проверки груза, находящегося вагонах. Перевозчиком проведена соответствующая проверка, по результатам которой составлены коммерческие акты и акты общей формы, которыми зафиксировано несоответствие наименования груза указанного в перевозочных документах (транспортной железнодорожной накладной), фактически находящегося в вагонах.
Статьи 27 и 98 УЖТ РФ устанавливают ответственность грузоотправителя, коим и является ответчик, за искажение сведений о грузах. Ответственность других лиц за данное правонарушение Уставом не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что экспертное заключение подтверждает обоснованность предъявленных к ООО "РСЛ" требований, факт неправильного указания в транспортных железнодорожных накладных сведений о наименовании перевозимых грузов, что привело к занижению провозной платы, основания для удовлетворения исковых требований ООО "Русская служба логистики" отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования ОАО "РЖД" к Обществу частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации искажение сведений о грузах, их свойствах, в результате которых снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, грузоотправители несут ответственность, предусмотренную статьей 98 Устава.
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
В рассматриваемом случае в результате искажения ответчиком в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе, повлекло снижение стоимости перевозки.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление N 30) разъяснил: при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.
Рассматривая споры, связанные с взысканием штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава, следует иметь в виду, что за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений, повлекших занижение стоимости перевозок грузов, штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
В силу статьи 23 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации погрузка грузов в вагоны осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которая не должна превышать грузоподъемность вагонов согласно указанным на них трафаретам.
В соответствии со ст.119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в случае необходимости удостоверения несоответствия наименования, массы данным, указанным в перевозочном документе составляется коммерческий акт, который является документом, удостоверяющим обстоятельства, служащие основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей.
Согласно п. 6 и п. 12 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 43 от 18.06.2003, при обнаружении вышеперечисленных обстоятельств, перевозчиком составляются коммерческий акт и акт общей формы, на основании которых начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузополучателя об уплате штрафа.
В силу пункта 6 Правил N 43, начисление суммы штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах производится на основании составленных перевозчиком актов общей формы и коммерческого акта.
В силу положений п.1 ст.793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Условиями для возложения гражданско-правовой ответственности за искажение наименования груза в транспортной железнодорожной накладной в виде штрафа (ст.98 УЖТ РФ) являются: факт нарушения - искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов либо иных сведений о них; последствия, заключающиеся в снижении стоимости перевозок грузов или возможном возникновении обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; причинно-следственная связь между нарушением и последствиями.
Таким образом, вопреки доводам жалобы Общества, состав правонарушения, предусмотренного ст. 98 УЖТ РФ, в настоящем споре доказан.
Уточнение кода позиции ЕТСНГ по спорным отправкам не является основанием для освобождения грузоотправителя от ответственности, напротив, подтверждает факт занижения Ответчиком (Общество) провозных платежей.
ООО "Русская служба логистики", являясь профессиональным участником перевозочного процесса, должно быть ознакомлено с положениями Устава железнодорожного транспорта, в том числе и с положениями статьи 98 УЖТ РФ.
Предоставляя груз к перевозке как грузоотправитель, Ответчик (по иску ОАО "РЖД") обязан указывать в накладной достоверные сведения о массе грузов, особые отметки, сведения о грузах, их свойствах, а в случае искажения сведений обязан нести соответствующую ответственность.
Учитывая, что искажение сведений о наименовании груза в железнодорожной накладной привело к занижению стоимости провозной платы и начислению штрафа, поскольку вследствие искажения сведений о перевозимом грузе произошел недобор тарифа (тариф 84 218 руб. вместо тарифа 121 853 руб. (ЭД746745, ЭД964795, ЭД965066), тариф 128 281 руб. вместо тарифа 194 556 руб. (ЭД873418), тариф 85 379 руб. вместо тарифа 148 317 руб. (ЭЕ296917, ЭЕ336745, ЭЕ290582), ОАО "РЖД" произведен расчет штрафа за искажение сведений о массе груза в железнодорожной накладной на основании статьи 98 Устав, а именно:
- по отправкам ЭД746745, ЭД964795, ЭД965066 (груз "снегоболотоход"): 121 853 руб. (тариф провозной платы)х5 =609 265 руб. по каждой;
-по отправке ЭД873418 (груз "снегоболотоход"): 194 556 руб. (тариф провозной платы)х5 =972 780 руб.
-по отправкам ЭЕ296917, ЭЕ336745,ЭЕ290582 (груз "буровая установка"): 148 317 руб. (тариф провозной платы)х5 =741 585 руб. по каждой:
Итого: 609 265*3 +972 780 +741 585*3=5 025 330 руб.
В силу пункта 2.17 Правил в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его код.
В соответствии с пунктами 2.18, 2.20, 2.21 и 2.25 названных Правил в железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании груза.
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.
Материалами дела подтвержден факт искажения сведений о наименовании груза и как следствие занижение стоимости провозной платы, т.е. требования ОАО "РЖД" в целом правомерны.
В свою очередь ООО "Русская служба логистики" полагая, что предъявленный размер штрафа несоразмерен последствиям нарушенного обязательства, заявило ходатайство о снижении размера штрафа на основании положений ст. 333 ГК РФ.
Согласно п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 333 ГК РФ).
В соответствии с п.п. 73, 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статья 65 АПК РФ).
Применение такой меры как взыскание неустойки носит компенсационно-превентивный характер и позволяет не только возместить лицу убытки, возникшие в результате просрочки исполнения обязательства, но и удержать контрагента от ненадлежащего исполнения обязательства в будущем.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определениях от 22.01.2004 N 13-О и от 21.12.2000 N 277-О, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Суд должен установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
В пункте 1 статьи 333 ГК РФ речь идет о необходимости установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства. Гражданско-правовая ответственность должна компенсировать потери кредитора, а не служить его обогащению.
Учитывая отсутствие фактических негативных последствий нарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявленная к взысканию сумма штрафа явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства Обществом применительно к обстоятельствам данного спора, и значительно превышает размер убытков в виде недополученной провозной платы, вытекающего из перевозки груза, и признал возможным уменьшить размер штрафа до 1 000 000 руб. при наличии соответствующего заявления ответчика, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017).
Поскольку степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют статья 71 АПК РФ, повторно исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции (ст.71 АПК РФ).
Принимая во внимание факт неправильного указания в транспортных железнодорожных накладных сведений о наименовании перевозимых грузов, что привело к занижению провозной платы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленное ОАО "РЖД" требование о взыскании штрафа подлежит частичному удовлетворению в сумме 1 000 000 руб. 00 коп., с учетом применения положений ст. 333 ГК РФ и снижения штрафа применительно к обстоятельствам данного спора, с учетом представленных по делу доказательств.
Поскольку в удовлетворении исковых требований ООО "Русская служба логистики" отказано судом, расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на него, как на проигравшую сторону.
Расходы ОАО "РЖД" по уплате государственной пошлины в размере 48127 руб. 00 коп., а также расходы по оплате услуг эксперта в сумме 30000 руб. 00 коп., в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на ООО "Русская служба логистики", поскольку требования ОАО "РЖД" к Обществу правомерны в полном объеме, а применение судом положений ст.333 ГК РФ не влияет на распределение судебных расходов по итогам рассмотрения иска.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 52751 руб. 00 коп., подлежит возврату ОАО "РЖД" из федерального бюджета на основании положений ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (ст.104 АПК РФ).
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возврата открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" с депозитного счета Арбитражного суда Свердловской области денежных средств в размере 115000 руб., перечисленных по платежному поручению N 709448 от 18.09.2019 и по платежному поручению N 767022 от 14.04.2020. Также подлежат оплате с депозитного счета суда услуги эксперта в сумме 50 000 руб., что также соответствует материалам дела и положениям ст.104 АПК РФ.
С учётом изложенного, вопреки доводам апелляционных жалоб истца, ответчика, обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным, соответствует материалам дела и примененным нормам материального права.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств. Допустимость доказательств определяется статьёй 68 АПК РФ, согласно которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направленными на переоценку верно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71,67,68 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 октября 2020 года по делу N А60-24266/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
Д.Ю.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24266/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, ООО РУССКАЯ СЛУЖБА ЛОГИСТИКИ
Ответчик: ОАО РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ, ООО РУССКАЯ СЛУЖБА ЛОГИСТИКИ
Третье лицо: АНО СОЮЗ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, СОЮЗ "ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"