Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2021 г. N Ф06-3367/21 настоящее постановление отменено
г. Саратов |
|
15 января 2021 г. |
Дело N А12-4184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2020 года по делу N А12-4184/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" (ОГРН 1023404238263, ИНН 3446007827, 40019, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ярославская, д.10)
к Администрации г. Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, 400066, г. Волгоград, ул. Володароского, д. 5)
об оспаривании решения Администрации г. Волгограда,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200, 400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16), Департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, 400066, г. Волгоград, проспект им. Ленина, д. 15),
при участии в судебном заседании представителей:
Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" - Петрушиной М.П., действующий на основании доверенности от 10.01.2020,
Администрации г. Волгограда - Озеровой Н.С., действующей на основании доверенности от 29.05.2020 N 05-ид/20, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда - Ребровой М.А., действующей на основании доверенности от 30.07.2020 N 43, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью Компании "СПТ" (далее - ООО Компании "СПТ", Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Волгограда (далее - Администрация) от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а так же об обязании Администрации в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать ООО Компания "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул. Ярославская, 10а, Советский район, г.Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., находящемуся в собственности у ООО Компания "СПТ").
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда
Решением от 29 июля 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО Компании "СПТ" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Администрация Волгограда, Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.12.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителей участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО Компания "СПТ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул.Ярославская, 10а. (т.1, л.д. 36-38).
На земельном участке находится объект недвижимости - одноэтажное кирпичное здание сауны с кафетерием площадью 1677,4 кв.м., которое принадлежит ООО Компания "СПТ" на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о регистрации права собственности от 20.06.2000 серия АА N 371237 (т.1, л.д. 10).
Постановлением Администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815 утверждена документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории (далее - Документация).
В Томе "Проект межевания территории" Документации на стр.1 предусматривается перераспределение земельного участка 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м. (поз.27а) с землями площадью 164,5 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена (поз.27б), в результате чего образуется земельный участок поз.27.
На стр.1 Тома "Проект межевания территории" Документации указано, что образование земельного участка поз.N 27 возможно после установления красных линий, прекращения права аренды и последующего приобретения изменяемого участка (поз.N 27а) в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом РФ (т.1, л.д. 43-46).
Красные линии установлены Документацией, земельный участок 34:34:060022:19 в 2019 году выкуплен в собственность ООО Компания "СПТ".
С учетом постановления Администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815 "Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории", на основании статьи 39.29 Земельного кодекса РФ и постановления администрации Волгограда от 21.01.2016 N61 "Об утверждении Порядка перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", ООО Компания "СПТ" обратилось в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В ответ на указанное заявление получен отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 14).
Полагая, что данный отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории является незаконным, и нарушает права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал, что в рассматриваемом случае, поскольку не установлено оснований, предусмотренных подпунктами 1,3,4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а обстоятельства, свидетельствующие о необходимости приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории квартала для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы отсутствуют, орган местного самоуправления правомерно принял решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Исходя из положений пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ул.Ярославская, 10а, принадлежащий на праве собственности заявителю, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 06.11.2019.
Как указано в Документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории, утвержденной постановлением Администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815, объект недвижимости с кадастровым номером 34:34:060022:6380 и земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19 не соответствуют требованиям градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград для зоны Д3 в части нормативного процента застройки, отступа от границ земельных участков и др.
Как следует из материалов дела, в том числе выписки из ЕГРН (т.1, л.д. 36-38), выкипировки графических частей Проекта межевания и планировки Документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории (т.1, л.д. 91-95), земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19 имеет явную изломанности границ.
Как пояснил представитель Общества суду апелляционной инстанции и не оспорено Администрацией и Департаментом в судебном заседании, земельный участок со стороны границы, имеющей изломанность и которую предполагается выровнять путем испрашиваемого перераспределения с земельным участком площадью 164,5 кв.м., сформирован непосредственно по стене здания и выпирающего крыльца, в связи с чем и имеется изломанность границы, что само по себе препятствует обслуживанию объекта недвижимости надлежащим образом.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19 изначально был сформирован с нарушением требований действующего законодательства, в том числе требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствующим его рациональному использованию и охране земель.
При этом имеется утвержденный проект межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, направленный на исключение изломанности границ земельного участка, принадлежащего Обществу на праве собственности, создающей неудобства его использования.
Как указывает Администрация в возражениях на апелляционную жалобу, размер увеличившегося земельного участка не превышает установленные пределы.
Таким образом, все условия для осуществления перераспределения соблюдены.
Администрация указывает, что предлагаемый к перераспределению земельный участок может выступать самостоятельным объектом права.
Однако данный довод опровергается утвержденной самой Администрацией Документацией по внесению изменений в проект планировки и межевания территории, в которой указано, что образуемый земельный участок площадью 164,5 кв.м. (поз.27б) не может использоваться как самостоятельный и размещение объекта недвижимости на нем невозможно (по причине не возможности соблюдения минимальных отступов, наличия на участке канализационного коллектора, а так же участок граничит с входной группой объекта недвижимости, принадлежащего заявителю) (т.1, л.д. 46).
Отклоняется судебной коллегией и довод Администрации, изложенной в возражениях на жалобу, о том, что в настоящее время спорный земельный участок площадью 164,5 кв.м., государственная собственность на который не разграничена (поз.27б), используется для придорожной парковки транспортных средств, в силу следующего.
Данный вывод сделан Администрацией на основании письма МУ "Комдорстрой" от 07.12.2020 года N 3860/08 (т.2, л.д. 65).
Однако документацией по внесению изменений в проект планировки и межевания территории, утвержденной Администрацией, установлены красные линии с учетом ширины улицы местного значения и ее элементы (тротуары, озеленение, парковочный карман) и существующие инженерные магистральные коммуникации (т.1, л.д. 45-46).
Земельный участок площадью 164,5 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена (поз.27б), планируемый к перераспределению с земельным участком 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м. (поз.27а), не находится в красных линиях, сформирован с их учетом.
Кроме того, как указано выше, земельный участок Общества со стороны границы, имеющей изломанность и которую предполагается выровнять путем испрашиваемого перераспределения с земельным участком площадью 164,5 кв.м., сформирован непосредственно по стене здания и выпирающего крыльца.
Согласно представленным Администрацией документам и фотографиям, а так же пояснениям заявителя, и не оспорено Администрацией в судебном заседании, земельный участок площадью 164,5 кв.м. (поз.27б) расположен от стены здания до начала парковки (ширина участка согласно Документации от 6,7 до 3,5 м.).
Кроме того, согласно письму МУ "Комдорстрой" от 12.01.2021 года N 18/08, представленному ООО Компании "СПТ" суду в обоснование возражений на новый довод Администрации, изложенный в суде апелляционной инстанции, парковочный карман находится от входа здания ориентировочно на расстоянии 7, 0 п.м.
Иных оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, Администрацией не указано и судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение, принятое судом первой инстанции, подлежит отмене.
По делу следует принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО Компании "СПТ" и признать незаконным отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В силу положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения при признании ненормативного правового акта недействительным должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен статьей 39.29. ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (пункт 11 статьи 39.29 ЗК РФ).
При этом в срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (пункт 13 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 14 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Таким образом, положения статьи 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных пунктом 14 статьи 39.29 ЗК РФ.
Данная правовая позиция отражена в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 49-КА19-8.
Как указано в Кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 69-КАД20-4-К7, по смыслу пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в заключении соглашения о перераспределении на основании пункта 14 статьи 39 возможен лишь после постановки образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
В данном случае, Администрацией Волгограда письмом от 24.12.2019 N 05-и/5063 незаконно отказано Обществу в заключении соглашения о перераспределении спорных земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как указано выше, в силу пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.
Следовательно, в качестве восстановления нарушенного права суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Администрацию Волгограда в срок не более чем тридцать дней со дня вынесения настоящего постановления направить Обществу с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул.Ярославская, 10а, Советский район, г.Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., находящемуся в собственности у ООО Компания "СПТ").
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Учитывая удовлетворение требований заявителя, судебные расходы Общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 3000 руб. и судом апелляционной инстанции в размере 1500 руб. подлежат взысканию с Администрации Волгограда в пользу Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ", всего в сумме 4500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 июля 2020 года по делу N А12-4184/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Обязать Администрацию Волгограда в срок не более чем тридцать дней со дня вынесения настоящего постановления направить Обществу с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул.Ярославская, 10а, Советский район, г.Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв.м., находящемуся в собственности у ООО Компания "СПТ").
Взыскать с Администрации Волгограда в пользу Общества с ограниченной ответственностью Компания "СПТ" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4184/2020
Истец: ООО КОМПАНИЯ "СПТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, Департамент по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, Арбитражный суд Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12633/2021
20.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5269/2021
21.05.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3367/2021
15.01.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8216/20
29.07.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4184/20