Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-1967/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2021 г. |
дело N А32-11889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ГБУ КК "Краевой лесопожарный центр": Карелин А.Ю., паспорт, по доверенности от 20.11.2020,
от Департамента ФБН Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Петросян Р.Л., паспорт, по доверенности от 02.06.2020 N 03-06/3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.11.2020 по делу N А32-11889/2020
по заявлению государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр"
к департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" (далее - ГБУ КК "КЛЦ") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамент, ДФБН КК) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3 о привлечении ГБУ КК "КЛЦ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 2 процентов от суммы полученной субсидии, что составляет 1804852 руб.; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 20.11.2020 суд признал незаконным и отменил постановление от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3, указав на недоказанность наличия в действиях учреждения состава правонарушения. В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу в арбитражном суде прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент ФБН КК обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что исходя из содержания раздела 3, пунктов 5.3, 5.4 Порядка N 741 во взаимосвязи с пунктами 2.3 (обязательства Учреждения), 4.2 (ответственность Учреждения) Соглашения N 3, представление отчетов является условием предоставления субсидии.
Представитель Департамента ФБН Краснодарского края в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления общества.
Представитель ГБУ КК "Краевой лесопожарный центр" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Представителем учреждения заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии отчетов об использовании субсидии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года.
Представитель департамента не возражает против приобщения документов.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд протокольным определением приобщил к материалам дела копии отчетов об использовании субсидии за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года. Суд приобщает документы для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в 2019 году государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" приобретались лесопожарная техника и оборудование за счет субсидий, предоставленных в рамках подпрограммы "Леса Кубани" государственной программы Краснодарского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1057 (далее - Подпрограмма).
Подпрограммой предусмотрено предоставление в 2019 году субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах из средств краевого бюджета в размере 90 229,1 тыс. рублей (результат реализации мероприятия - приобретение техники - 32 ед., оборудования - 4 шт.).
Министерством природных ресурсов Краснодарского края и ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" заключено соглашение N 3 от 17.04.2019 "О порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр", подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение техники для осуществления охраны лесов от пожаров в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края "Сохранения лесов"" (далее - Соглашение N 3) - в рамках реализации пункта 1.5 Подпрограммы.
Средства субсидии перечислены учреждению платежными поручениями от 07.08.2019 N 229144 - 1 279 850 рублей, от 22.08.2019 N 325479 - 6 745 000 рублей, от 28.08.2019 N 355157 - 783 533 рублей, от 26.09.2019 N 539631 - 38 123 425 рублей, от 03.10.2019 N 583319 - 3 134 132 рублей, от 08.11.2019 N 832960 - 537 760,41 рублей, от 25.12.2019 N 227406 - 39 574 900 рублей, от 25.12.2019 N 227407 - 50 460 рублей.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Департамента ФБН Краснодарского края в отношении ГБУ КК "Краевой лесопожарный центр" составлен протокол об административном правонарушении от 18.20.2020 N 20-007/ЮЛ/3 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В протоколе указано, что учреждением нарушены требования пункта 5.3 Порядка N 740, пункта 2.3.4 соглашения N3 в части невыполнения условий предоставления субсидии, а именно не представлен отчет об использовании полученной субсидии за очередной финансовый 2019 год.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Департамента ФБН Краснодарского края вынесено постановление от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3 о привлечении ГБУ КК "КЛЦ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 процентов от суммы полученной субсидии, что составляет 1804852 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, учреждение оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 данной статьи субсидии предоставляются, в том числе: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как устанавливает пункт 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, цели, условия и порядок предоставления субсидий определяются, в том числе, нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий.
В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Приказом Министерства от 5 апреля 2019 г. N 740 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах (далее - Порядок N 740).
Пунктом 3 Порядка N 740 установлены условия предоставления субсидий, к которым относится в частности:
* целевое направление использования бюджетных средств;
* осуществление учреждением в соответствии с учредительными документами мероприятий по охране лесов от пожаров;
* отсутствие у учреждения просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Краснодарским краем.
Согласно пункту 5.3 Порядка N 740 учреждение представляет отчеты Министерству о результатах использования субсидий в сроки и по формам, предусмотренным в договоре (соглашении) с Министерством.
Согласно пункту 2.3.4 Соглашения N 3 учреждение обязуется представлять отчеты об использовании полученной субсидии по форме, установленной Соглашением ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а отчет за текущий финансовый год - не позднее 10 января очередного финансового года с приложением надлежащим образом оформленных подтверждающих документов.
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения N 3 учреждение несет ответственность за невыполнение целей и условий данного соглашения, в том числе за нецелевое использование средств субсидии, несвоевременность представления отчетов, недостоверность сведений, представляемых в отчетах об использовании субсидии, предоставленной учреждению в 2019 году.
Таким образом, из буквального толкования пункта 5.3 Порядка и пункта 2.3.4 Соглашения следует, что требование о представлении в министерство природных ресурсов отчета до 10 января очередного финансового года не является условием предоставления субсидии, это требование непосредственно связано с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств.
Возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением.
Таким образом, в требование о представлении в министерство природных ресурсов отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии.
Нарушение условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным подобный подход, согласно которому нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы департамента о том, что исходя из содержания раздела 3, пунктов 5.3, 5.4 Порядка N 741 во взаимосвязи с пунктами 2.3 (обязательства Учреждения), 4.2 (ответственность Учреждения) Соглашения N 3, представление отчетов является условием предоставления субсидии.
Учитывая, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр" отсутствует состав правонарушения.
Таким образом, в силу статьи 211 АПК РФ постановление Департамента ФБН КК от 05.03.2020 N 20-007/Ю/3 о привлечении ГБУ КК "КЛЦ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене в связи с недоказанностью наличия в действиях учреждения состава правонарушения.
В части прекращения производства по арбитражному делу по требованию о прекращении производства по делу об административном правонарушении решение суда не оспорено участвующими в деле лицами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 по делу N А32-11889/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11889/2020
Истец: ГБУ Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр", государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Краевой лесопожарный центр"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Заместитель руководителя Департамента финансово-бюджетного надзора Пищик Е.В.