Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф04-2076/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А27-13705/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (07АП-11679/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.10.2020 по делу N А27-13705/2020 (судья А.П. Иващенко) по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, пр. Ленина, 90/4, ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании незаконным решения от 19.03.2020 по делу N042/01/10-1552/2019.
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания", Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск (ОГРН 1094211000399, ИНН 4211023156.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Варюхина К. П. по дов. от 27.06.2020, паспорт, диплом,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: Огарков В. В. по дов. от 09.09.2020, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Кемеровское УФАС России) о признании незаконным решения от 19.03.2020 по делу N 042/01/10-1552/2019.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Киселевская объединенная тепловая компания" (далее - ООО "КОТК", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что сам факт отнесения ООО "КОТК" к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не означает установления законодательного запрета на ограничение режима потребления электрической энергии, а напротив устанавливает право гарантирующего поставщика вводить ограничение режима потребления электрической энергии в установленном законом порядке; наряду с отправкой уведомления в виде сканированной копии документа на электронный адрес потребителя, согласованный сторонами в договоре, уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 05.06.2019 было также направлено в адрес потребителя заказным почтовым отправлением. Последующие уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии, также направлялись в адрес потребителя в виде сканированной копии документа на электронный адрес потребителя и дублировались заказными почтовыми отправлениями; ООО "КОТК" в материалы дела не представило доказательства, подтверждающие факт срыва комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону. Все мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой, выполнены в полном объеме с проведением всех мероприятий по запуску котельного оборудования.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Управлением и ООО "КОТК" представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Управления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель третьего лица - доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заявителя и третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, по результатам рассмотрения заявления (вх. N 3460 от 06.06.2019) ООО "Киселевская объединенная тепловая компания" (далее - ООО "КОТК") Приказом Кемеровского УФАС России от 06.09.2018 N 118 возбуждено дело N042/01/10- 1552/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО "Кузбассэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке купли-продажи (поставки электроэнергии в Кемеровской области), а именно: в незаконном инициировании режима ограничения в отношении котельных ООО "КОТК" до уровня технологической (аварийной) брони электроснабжения, с учетом того, что потребителями данных котельных являются граждане-потребители (жилые и многоквартирные дома), бюджетные организации (детские сады, школы, больницы, объекты соцсферы), магазины, административные здания, которое не имеют задолженности и не нарушают закон, а также с учетом того, что на данных объектах после завершения текущего отопительного периода должны проводиться ремонтные и профилактические мероприятия по подготовке к следующему отопительному сезону и в нарушении Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 при введении режима ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов (котельных) ООО "КОТК", результатом которого явилось ущемление интересов ООО "КОТК", а также могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 19.03.2020 по делу N 042/01/10-1552/2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, путем злоупотребления доминирующим положением на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а именно, в совершении незаконных действий по инициированию введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО "КОТК" в период с января 2019 г. по октябрь 2019 г. до уровня технологической (аварийной) брони (полного ограничения в отношении котельной N42), ниже уровня, при котором возможно непрерывное и безопасное осуществление технологического процесса производства тепловой энергии (теплоносителя) в отопительный период, производства теплоносителя для оказания услуг ГВС в межотопительный период, в том числе проведение ремонтных работ в межотопительный период, а также в выявленных нарушениях Правил ограничения потребления, результатом чего явилось ущемление (создание угрозы) интересов ООО "КОТК" в сфере предпринимательской деятельности и неограниченного круга лиц Киселевского городского округа, не имеющих задолженности и не нарушающих закон.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Кузбассэнергосбыт" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям антимонопольного законодательства и отсутствии оснований для признания его незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства регламентирован главой 9 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент).
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического лица.
Из содержания пункта 3.27 Административного регламента следует, что при рассмотрении заявления, материалов и изучении сведений и документов антимонопольный орган определяет, относится ли к компетенции федерального антимонопольного органа (территориального органа) данное дело; устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет норму антимонопольного законодательства, которая подлежит применению; определяет достаточность материалов для возбуждения дела; определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле; решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган, помимо прочего, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции). В соответствии с частью 8 указанной статьи по результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: либо о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, либо об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
На основании статьи 44 Закона о защите конкуренции необходимым условием для возбуждения дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Услуги по передаче электрической энергии отнесены статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает в том числе: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.
В силу пункта 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), гарантирующий поставщик в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящих Правилах, вправе инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии является допускаемой законом мерой оперативного воздействия гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) на потребителя, не исполняющего свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии. Вместе с тем, ограничение режима потребления должно осуществляться в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами порядком, обеспечивающим баланс интересов инициатора ограничения и потребителя, а также соблюдение прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации, интересов неопределенного круга лица и публичных интересов.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Кузбассэнергосбыт" (далее - Гарантирующий поставщик) и ООО "КОТК" (далее - Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 3042 от 01.11.2015 (далее - Договор) с протоколом разногласий от 16.12.2015.
Согласно п. 1.1 Договора Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу Потребителю электрической энергии (мощности), а также путем заключения договора с третьими лицами оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также производить другие предусмотренные договором платежи в сроки и на условиях, предусмотренных Договором.
В соответствии с п. 3.1.1 Договора Потребитель взял на себя обязательство оплачивать Гарантирующему поставщику в размере, порядке и сроки, установленные Договором и Приложением N 8.1 к Договору потребленного (подлежащего потреблению) объема электрической энергии (мощности), определяемого в соответствии с Договором и Приложением N 7 к Договору, и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а также производить другие платежи с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, предусмотренных Договором.
В порядке, предусмотренном п. 1 Приложения N 8.1 к договору, Потребитель обязан произвести оплату электрической энергии (мощности) путем перечисления денежных средств на расчетный счет или в кассу Гарантирующего поставщика в следующем порядке:
- до 10 числа расчетного месяца - 30% объема электрической энергии (мощности) подлежащего оплате в расчетном месяце;
- до 25 числа расчетного месяца - 40% объема электрической энергии (мощности) подлежащего оплате в расчетном месяце;
- до 18 числа месяца, следующего за расчетным - окончательный расчет за фактическое потребление электрической энергии (мощности) в расчетном месяце.
По состоянию на 30.06.2019 задолженность ООО "КОТК" перед ПАО "Кузбассэнергосбыт" за период с февраля 2019 г. по май 2019 г. составляла 9 665 288,69 руб.
С января до июня 2019 года ПАО "Кузбассэнергосбыт" неоднократно направляло в адрес ООО "КЭнК" уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "КОТК", по электронной почте в виде сканированной копии, без ЭЦП.
Далее, 05.06.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" еще раз направило в адрес ООО "КОТК" уведомление о введении режима ограничения потребления, по объектам, являющимся точками поставки по договору и о необходимости погашения задолженности (письмо исх. N 80-22-33-29/1325), в котором указано, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по Договору N 3042 в отношении предприятия с 12 часов 00 минут 26.06.2019 ООО "КОТК" необходимо самостоятельно осуществить введение частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони согласно приведенному в Приложении N 1 к настоящему уведомлению требований (котельные N46а, 8, 10, 36, 1, 15а, 11, 37, 9, 2, 38, 5, 30, по котельной N 42, 10 - полное ограничение). При дальнейшем непогашении задолженности будет введено частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони. В срок до 12 часов 00 минут 02.07.2019 ООО "КОТК" необходимо самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони (котельные N 46а, 8, 10, 1, 15а, 37).
Данное уведомление было направлено заказным почтовым отправлением.
Затем 11.06.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "КЭнК" уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "КОТК", в котором указало на то, что в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии требуется ввести режим ограничения с 12 часов 00 минут 26.06.2019 согласно приведенному в Приложении N 1 до уровня технологической брони электроснабжения (письмо исх. N 80-22-33-29/1382).
Также 11.06.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ООО "КЭнК" уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "КОТК", в котором указало на то, что в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии требуется ввести режим ограничения с 12 часов 00 минут 02.07.2019 согласно приведенному в Приложении N 1 к настоящему уведомлению требований до уровня аварийной брони электроснабжения с дальнейшим полным ограничением после получения уведомления ООО "КОТК" о готовности к введению ограничения (письмо исх. N 80-22- 33-29/1383). В данном уведомлении указано, что в отношении котельной N 10 26.06.2019 введение режима ограничения необходимо произвести частичное до уровня технологической брони.
Также 11.06.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" направило в адрес ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" (далее - ПАО "МРСК Сибири") уведомление о необходимости введения режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО "КОТК" (котельная N 42), в котором указало на то, что в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии требуется ввести режим полного ограничения с 12 часов 00 минут 26.06.2019 согласно приведенному в Приложении N 1 (котельная N 42) до уровня технологической брони электроснабжения (письмо исх. N 80-22-33-29/1382/1).
Из материалов дела N 042/01/10-1552/2019 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что ранее котельная ООО "КОТК" в уведомлениях ПАО "Кузбассэнергосбыт" не была указана, требований по введению режима ограничения в отношении данной котельной не направлялось ни потребителю, ни сетевой организации, режим ограничения в отношении котельной N 42 не вводился.
26.06.2019 составлен Акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам ООО "КОТК". При этом Заявителем указано на то, что в отношении котельной N 42 уровень технологической (аварийной) брони электроснабжения согласован не был, акты находились в стадии согласования, при этом в адрес ООО "КОТК" 15.06.2019 поступили Акты согласования технологической аварийной брони, согласованной с замечаниями сетевой организации.
ООО "КОТК" полагает, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" был нарушен п. 5 Правил ограничения потребления, поскольку в случае подписания сетевой организацией Акта согласования технологической (аварийной) брони с замечаниями в соответствии с 31(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), данный акт вступает в законную силу с момента получения ООО "КОТК", а именно: 15.06.2019.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, ПАО "Кузбассэнергосбыт" не учло, что объект ООО "КОТК" котельная N 42 является объектом, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
02.07.2019 в связи с заключением графика реструктуризации задолженности ПАО "Кузбассэнергосбыт" в адрес Заявителя было направлено уведомление на отмену ограничения режима потребления по уведомлению от 05.06.2019 (письмо исх. N 80-22-33- 29/1637). Также были направлены соответствующие уведомления в адрес ООО "КЭнК" и ПАО "МРСК Сибири".
02.07.2018 представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт", ПАО "МРСК Сибири" и Заявителям был составлен Акт N 87 о возобновлении подачи электрической энергии на котельной N 42.
Между тем, 11.10.2019 ПАО "Кузбассэнергосбыт" вновь инициировано введение ограничения потребления электрической энергии путем направления уведомления (исх. N 80-22-33-29/2328) о введении режима ограничения на объектах ООО "КОТК", указанных в Приложении N 1 к указанному уведомлению (котельные N 1, 2, 5, 8, 9, 10, 11, 15а, 30, 36,37, 38, 46а). Уведомление было направлено в виде сканированной копии документа на электронный адрес ООО "КОТК" по электронной почте. В данном уведомлении было указано на то, что при невыполнении требования о погашении задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию по Договору N 3042 в отношении ООО "КОТК" с 12 часов 00 минут 31.10.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровней согласно Приложению N1 к уведомлению. При дальнейшем непогашении задолженности с 06.11.2019 будет введено частичное ограничение режима потребления до уровней согласно Приложению N1 к уведомлению, и по мере готовности введения ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации полное ограничение.
14.06.2019 ООО "КОТК" направило в адрес ПАО "Кузбассэнергосбыт" согласованные с сетевой организацией (с протоколами разногласий сетевой организации) Акты согласования технологической и аварийной брони (исх. N 684) по котельным N 1.
В отношении указанных объектов уровни технологической и аварийной брони согласованы (Акты согласования по точкам поставки по основным линиям передачи приложены в материалы дела ранее, Акты согласования по дополнительным точкам поставки - резервным линиям приобщены выборочно (кот. N 8; 38 - акты согласования от 14.06.2019, протоколы согласования возражений к актам от 05.08.2019).
Несмотря на имеющиеся согласованные уровни технологической и аварийной брони, в своем уведомлении ПАО "Кузбассэнергосбыт" в отношении дополнительных точек поставки электрической энергии требует установления уровня ограничения технологической и аварийной брони в объеме предельного уровня потребления 0 кВт, т.е. полного ограничения поставки по резервной точке поставки (резервному вводу). Указанное требование является нарушением пункта 10(1) Правил ограничения потребления.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно отметил, что указанное требование является нарушением пункта 10(1) Правил ограничения потребления.
Согласно пункту 3 Правил N 442 величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV названных Правил. Потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 18 Раздела II Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10% максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с названными Правилами.
Согласно пункту 2 Приложения N 2 к Правилам N 442 к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
И.о. Губернатора Кемеровской области В.Н.Телегиным на 2019 год был утвержден Перечень потребителей Кемеровской области при ограничении режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Котельные ООО "КОТК" включены в указанный перечень.
В соответствии со схемой теплоснабжения Киселевского городского округа, актуализированной на 2019 год, ООО "КОТК" является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО-3. Зона действия 17 котельных ООО "КОТК": N 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15а, 16, 30, 36, 37, 38, 42, 46а, 49). Установленная мощность котельных - 97,08 Гкал/ч.
Поскольку потребителями тепловой энергии является население Киселевского городского округа, а также объекты социальной сферы, суд первой инстанции верно отметил, что введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных ООО "КОТК" недопустимо.
Кроме того, судом первой инстанции установлено нарушение ПАО "Кузбассэнергосбыт" порядка направления уведомления о введении режима ограничения потребления на объекте, являющимся точкой поставки по договору, и о необходимости погашения задолженности.
Согласно п. 8 Правил ограничения потребления уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с настоящими Правилами, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления.
Порядок ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) определен Приложением N 9 к договору энергоснабжения N 3042 от 01.11.2015.
В соответствии с п. 3 Приложения N 9 инициируя ограничение режима потребления гарантирующий поставщик или сетевая организация в соответствующих действующему законодательству РФ случаях предварительно уведомляет Потребителя о возможном введении полного или частичного ограничения режима потребления.
Уведомление Потребителя считается надлежащим, если оно произведено одним из следующих способов:
- заказным письмом, направленным по указанному в настоящем договоре почтовому адресу;
- доставлено Потребителю по указанному в настоящем договоре почтовому адресу Потребителя;
- передано представителю Потребителя;
- телефонограммой, переданной по телефону для оперативной связи, указанному в Приложении N 10 к настоящему Договору;
- факсом, указанным в Приложении N 10 к настоящему договору;
- направлено по адресу электронной почты, указанному в Приложении 10 к настоящему договору.
В Приложении N 10 Договора N 3042 сторонами согласован адрес электронной почты (priemnay@kotk.net) для передачи оперативной информации, писем, в том числе и уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии.
Между тем, в Приложении N 10 Договора N 3042 адрес электронной почты гарантирующего поставщика отсутствует. Также отсутствует список лиц ПАО "Кузбассэнергосбыт", уполномоченных инициировать введение режима ограничения в отношении ООО "КОТК".
Судом установлено, что ООО "КОТК" уведомило ПАО "Кузбассэнергосбыт" о том, что считает избранный способ направления уведомлений о введении режима ограничения потребления ненадлежащим, поскольку Правилами ограничения потребления установлена обязанность гарантирующего поставщика направлять в адрес потребителя уведомление, а не его копию, однако ПАО "Кузбассэнергосбыт" данный подход не изменило и продолжило направлять уведомления в виде сканированной копии документа без подписи ЭЦП (что ООО "КОТК" признает ненадлежащим уведомлением об ограничении).
То, что сканированная копия уведомления, направленная в адрес ООО "КОТК" подлежит заверению ЭЦП (простой либо квалифицированной) следует из положений ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Закона об электронной подписи, согласно которым информация в электронной форме, подписанная ЭЦП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" не предприняло необходимые меры для надлежащего уведомления потребителя ООО "КОТК" о введениях режима ограничения потребления в период с января 2019 по октябрь 2019, за исключением уведомления 05.06.2019 (письмо исх. N 80-22-33-29/688), направленного заказным почтовым отправлением, равно как и не организовало должным образом порядок взаимодействия сторон по Договору N 3042 при введении режима ограничения потребления (отправление смс-сообщения, публикацию в СМИ и пр.), однако приступило к его реализации, требования ООО "КОТК" проигнорировало.
Доводы заявителя о том, что все уведомления, направляемые на электронную почту, дублировались заказным почтовым отправлением, подлежат отклонению в связи с недоказанностью.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил, что уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления произведено ПАО "Кузбассэнергосбыт" не в соответствии с Договором N 3042 от 01.11.2015.
Доводу заявителя о том, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" не вводило режим полного ограничения потребления в отношении котельной N 42, дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Как установлено судом, в соответствии с Перечнем потребителей Кемеровской области, при ограничении режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям на 2019 год, утвержденным и.о. Губернатора Кемеровской области В.Н. Телегиным, котельная N 42, принадлежащая ООО "КОТК", включена в указанный перечень.
27.06.2019 на основании уведомления N 80-22-33-29/1615 от 27.06.2019 был составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии, согласно которому на котельной N 42 введено полное ограничение.
В самом Акте основанием введения режима полного ограничения представителями ПАО "Кузбассэнергосбыт" и представителями ПАО "МРСК Сибири" указано уведомление N 80-2233-29/1615 от 27.06.2019, которое заблаговременно в адрес ООО "КОТК" не направлялось, доказательства, подтверждающие получение данного уведомления, отсутствовали.
ООО "КОТК" пояснило, что оригинал указанного уведомления получен обществом по почте 09.07.2019, что подтверждается штампом входящей корреспонденции вх. N 798 от 09.07.2019.
Факт введения ПАО "МРСК Сибири" режима полного ограничения в отношении котельной N 42 подтверждается не только указанным актом, но и актом о возобновлении подачи электрической энергии от 02.07.2019.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование введения режима полного ограничения потребления электрической энергии в отношении котельной N 42 недопустимо до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления и нарушает п. 10(1) Правил ограничения потребления.
При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности нарушения ПАО "Кузбассэнергосбыт" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в ограничении потребления электрической энергии.
Поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями законодательства, оснований для удовлетворения заявленных ПАО "Кузбассэнергосбыт" требований у суда первой инстанции не имелось.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
При подаче апелляционной жалобы ПАО "Кузбассэнергосбыт" уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению от 27.10.2020 N 5371, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.10.2020 по делу N А27-13705/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.10.2020 N 5371.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13705/2020
Истец: ПАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области, УФАС России по КО
Третье лицо: ООО "Киселевская объединенная тепловая компания"
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2076/2021
19.01.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11679/20
02.11.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13705/20
13.10.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13705/20