Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2021 г. N Ф08-3696/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
18 января 2021 г. |
Дело N А63-6409/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.10.2020 по делу N А63-6409/2020 (судья Минеев А.С.),
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - Министерство) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 29.04.2020 N 18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Киньков Дмитрий Николаевич; Джалладян Карине Амбарцумовна.
Решением суда от 09.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и его отмене.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязание ликвидировать несанкционированную свалку приведет к превышению полномочий Администрации и нецелевому расходованию бюджетных средств.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Администрации, просит решение суда оставить без изменения. Предписание правомерно выдано Администрации, в чьи обязанности входит обеспечение охраны окружающей среды на территории муниципального образования. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
29.04.2020 на основании обращения Администрации от 30.03.2020 N 145 государственным инспектором центрального комплексного отдела Министерства с целью выявления нарушения по соблюдению требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, проведено обследование русла реки Мутнянка в с. Надежда по результатам которого составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В указанном акте отражено, что при визуальном осмотре на территории, прилегающей к водному объекту - реке Мутнянка, собственность на которую не разграничена (координаты N45.15589°, Е041.58055°) в районе домовладений 52а, 54 по ул. Мутнянской в с. Надежда, обнаружены навалы твердых коммунальных отходов производства и потребления.
29.04.2020 государственным инспектором Министерства вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N 18, в соответствии с которым Администрации предписано в срок до 30.06.2020 ликвидировать несанкционированную свалку в с. Надежда по ул. Мутнянской, 52а, 54 (координаты N45.15589°, Е041.58055°).
Несогласие с названным предписанием послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, является участком, государственная собственность на который не разграничена. Предметом оспариваемого предписания является обязанность по соблюдению законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 названного кодекса (часть 1). При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов, и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 и от 11.02.2016 N 94 (часть 2).
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Статьями 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно пунктам 1 и 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 6 Закона N 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации. В свою очередь подпунктом 14 пункта 1 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации указанной деятельности на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со статьей 10 Устава Шпаковского муниципального района Ставропольского края, принятого решением совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 15.06.2007 N 284 (с изменениями и дополнениями, внесенными решением Совета Шпаковского муниципального района от 26.02.2016 N347), в состав территории муниципального района входят установленные соответствующими законами Ставропольского края территории двенадцати муниципальных образований, в том числе, сельское поселение Надежденский сельсовет. Пунктами 13, 33 части 1 статьи 13 названного Устава к вопросам местного значения муниципального района отнесено: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В статье 7 (пункты 16, 19, 25) Устава муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, принятого на заседании Думы муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края решением от 25.12.2014 N 305 (с изменениями в соответствии с решением Думы от 29.08.2018 N 117), закреплено, что к вопросам местного значения поселения относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Таким образом, на органы местного самоуправления муниципального района, как и на органы местного самоуправления сельского поселения, возложены обязанности по обеспечению охраны окружающей среды на земельном участке (с. Надежда по ул. Мутнянской, 52а, 54 (координаты N 45.15589°, Е041.58055°)).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорная несанкционированная свалка, причинявшая вред окружающей среде, образовалась до возложения законодательством на владельца земельного участка и одновременно органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению требований охраны окружающей среды на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах Министерством правомерно выдано оспариваемое предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
В предписании указаны действия, которые надлежит совершить Администрации. Формулировка оспариваемого предписания не вызывает неоднозначного толкования, носит определенный и четкий характер, исключающий какую-либо неясность.
Оспариваемое предписание принято в соответствии с полномочиями Министерства. Нарушений требований к организации и проведению проверки, не допущено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы Администрации о том, что исполнение предписания, повлечет превышение полномочий Администрации и нецелевое расходование бюджетных средств и, как следствие, нарушение прав и законных интересов Администрации, судом апелляционной инстанции отклоняется. На Администрацию, возложены обязанности по обеспечению охраны окружающей среды на земельном участке (координаты N 45.15589°, Е041.58055°).
Администрация не лишена возможности обращения к Думе муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края с просьбой выделить денежные средства для совершения работ по ликвидации вышеуказанный свалки.
В случае выявления Администрацией лиц, допускавших незаконный вывоз отходов на несанкционированную свалку, она вправе применить к ним соответствующие меры реагирования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.10.2020 по делу N А63-6409/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.