г. Москва |
|
19 января 2021 г. |
Дело N А40-134131/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2020 г. по делу N А40-134131/20,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации"
к Федеральному государственному казенному учреждению здравоохранения "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации"
об отмене пунктов 16 и 17 Акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 29.04.2020 г., составленного ГЦГСЭН войск национальной гвардии,
при участии:
от заявителя: |
Кольцова О.Н. по доверенности от 11.01.2021, Наумов П.Ю. по доверенности от 14.05.2020; |
от заинтересованного лица: |
Влах Е.Г. по доверенности от 30.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заявитель, ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации", ГВКГ войск национальной гвардии, Учреждение, Госпиталь) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению здравоохранения "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заинтересованное лицо, ФГКУЗ ГЦГСЭН войск национальной гвардии) о признании незаконным пунктов 16 и 17 Акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 29.04.2020 г., составленного ГЦГСЭН войск национальной гвардии.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2020 г. в удовлетворении заявления ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" отказано.
ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГЦГСЭН войск национальной гвардии с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в целях проведения эпидемиологического расследования по случаям регистрации среди медицинских работников новой коронавирусной инфекции, установления причин и организации мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 в ГВКГ войск национальной гвардии, в соответствии с распоряжением руководителя Департамента медицинского обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 апреля 2020 года N 19/1633 в Госпиталь был направлен заместитель начальника ГЦГСЭН войск национальной гвардии - начальник отдела организации планирования государственного санитарно-эпидемиологического надзора подполковник медицинской службы Заволожин Василий Алексеевич, которым в период с 25 по 29 апреля 2020 года оказана методическая помощь в установлении причин и организации мероприятий по предупреждению распространения COVID-19, а также устранению выявленных нарушений.
В ходе расследования было установлено, что в ГВКГ войск национальной гвардии выявлен очаг инфекционного заболевания с множественными случаями заболеваний новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В ходе проведения комиссионного обхода (осмотра) и оценки организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции в ГВКГ войск национальной гвардии (состав комиссии: подполковник м/с В.А. Заволожин ГЦГСЭН войск национальной гвардии, подполковник м/с Т.М. Шамарина старший врач-эпидемиолог и старший лейтенант м/с М.С. Голик главная медицинская сестра ГВКГ войск национальной гвардии) также были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), способствующие формированию эпидемического очага.
По итогам проведенного эпидемиологического расследования составлен Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи от 29 апреля 2020 года по форме установленной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 года N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи".
В пункте 16 Акта эпидемиологического расследования указаны нарушения санитарно-эпидемиологических правил на объекте (территории), способствующие формированию эпидемического очага:
- не разработана и не согласована с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор"План-схема перевода отделений ГВКГ войск национальной гвардии для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима" в соответствии с методическими указаниями МУ 3.1.3260-15. "3.1.Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний. Методические указания" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.03.2015 г.);
- не выделено строгих критериев "чистой" и "заразной" зон при перепрофилировании хирургического корпуса в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 9 апреля 2020 года N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции в медицинских организациях", из-за чего персонал, в том числе врачебный снимает средства индивидуальной защиты в "заразных" зонах - коридоры, ординаторская и вспомогательные помещения между палатами 5-7 этажей хирургического корпуса, отсутствует разграничение "чистой" и "заразной" зон при переводе больных COVID-19 из инфекционного в хирургический корпус, средства индивидуальной медицинской защиты лифтеров осуществляющих подъем больных COVID-19 не обеззараживаются;
- не соблюдается разграничение "чистых" и "заразных" зон:
- в инфекционном отделении - персонал, сняв защитные костюмы на втором этаже через "зараженную" зону следовал в ординаторские;
- в приемном отделении хирургического корпуса - перевод больных из инфекционного отделения с подтвержденным диагнозом COVID-19 производится через "чистую" зону;
- врачебные консультации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ГВКГ войск национальной гвардии проводятся в инфекционном отделении в приемном боксе (N 14), где осуществляется прием больных COVID-19, при этом не исключен контакт с больными подозрительными на заболевание COVID-19, после консультации военнослужащие возвращаются обратно в батальон;
- при организации питания медицинского персонала, осуществляющего работу в инфекционном отделении, не исключен контакт с персоналом психиатрического отделения по пути в столовую.
Далее в пункте 17 Акта эпидемиологического расследования указаны санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по локализации и ликвидации очага, включая вопросы взаимодействия между различными учреждениями, муниципальными органами управления и др.:
- согласовать с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор "План-схемы перевода отделений ГВКГ войск национальной гвардии для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима;
- ввести строгий противоэпидемиологический режим в отделениях ГВКГ войск национальной гвардии, где получают лечение больные с новой коронавирусной инфекцией COVID-19;
- определить критерии "чистой" и "заразной" зон в отделениях хирургического и инфекционного корпусов;
- запретить вход в "заразную" зону без средств индивидуальной защиты;
- проводить врачебные консультации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ГВКГ войск национальной гвардии в условиях батальона, в инфекционное отделение направлять только больных, нуждающихся в госпитализации (изоляции);
- организовать зонирование маршрута в столовую медицинских работников размещенных в психиатрическом отделении отдельно от персонала отделения.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 5 части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
В силу статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в том числе, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
Статьей 50 Закона N 52-ФЗ установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок.
В статье 46 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя, в том числе, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения.
Из материалов дела следует, что оспариваемый Акт вынесен ФГБУЗ "Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора войск национальной гвардии Российской Федерации", входящим в федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, следовательно, вынесено уполномоченным лицом.
Полномочия Заинтересованного лица на проведение надзорных мероприятий Госпиталь не оспаривает.
Целью данного мероприятия являлось обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и соблюдения обязательных требований. Основание: расследование причин возникновения и распространения новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в связи с заражением 17 военнослужащих и сотрудников госпиталя в течение короткого времени.
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания острыми кишечными инфекциями (ОКИ) среди населения Российской Федерации, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций" (далее - СП 3.1.1.3108-13), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 г. N 53.
Эпидемиологическое расследование эпидемического очага ОКИ проводится органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью установления границ очага, выявления возбудителя ОКИ и его источника, лиц, подвергшихся риску заражения, определения путей и факторов передачи возбудителя, а также условий, способствовавших возникновению очага.
Целью эпидемиологического расследования является разработка и принятие мер по ликвидации очага и стабилизации ситуации (пункт 6.3 СП 3.1.1.3108-13).
Эпидемиологическое расследование включает осмотр (эпидемиологическое обследование) очага, сбор информации (опрос) у пострадавших, лиц, подвергшихся риску заражения, персонала, изучение документации, лабораторные исследования. Объем и перечень необходимой информации определяется специалистом, отвечающим за организацию и проведение эпидемиологического расследования (пункт 6.4 СП 3.1.1.3108-13).
В ходе эпидемиологического расследования формулируется предварительный и окончательный эпидемиологический диагноз, на основе которого разрабатываются меры по локализации и ликвидации очага.
Эпидемиологическое расследование завершается составлением акта эпидемиологического расследования с установлением причинно-следственной связи формирования очага установленной формы (п. 6.5 СП 3.1.1.3108-13).
При этом Акт от 29.04.2020 г. лишь фиксирует результаты проведенного осмотра объекта.
Во исполнение поручения правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года ММ-П12-1950 руководителем Департамента медицинского обеспечения войск национальной гвардии был направлен для исполнения "Комплексный план первоочередных мероприятий по участию войск национальной гвардии в борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации", утвержденный директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации генералом армии Золотовым В.В.
В соответствии с пунктом 10.1. Комплексного плана начальнику ГВКГ войск национальной гвардии указано быть в готовности к переводу госпиталя на строгий противоэпидемический режим работы.
В связи с чем, доводы Заявителя о том, что Методические указания от 24 марта 2015 года МУ 3.1.3260-15., утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ не являются обязательными к исполнению, поскольку в Министерстве юстиции России не регистрировались и нормативного характера не носят, о незаконности оспариваемых пунктов Акта не свидетельствуют.
ГВКГ войск национальной гвардии является, прежде всего, военной организацией и воинской частью входящей в структуру войск национальной гвардии, входит в систему учреждений здравоохранения Росгвардии.
В соответствии с пунктом 21 Устава Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" утвержденного Приказом Росгвардии от 24 октября 2016 года N 317 в своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также настоящим Уставом.
В соответствии с распоряжением Заместителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенанта Кузьменкова A.M. от 31 января 2020 года N 1/974 "Об организации мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции" направлен для исполнения утвержденный план неотложных мероприятий медицинской службы по предупреждению заноса и распространения среди личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 плана неотложных мероприятий начальникам медицинских организаций предписано организовать в срок до 10 февраля 2020 года подготовку медицинских организаций к работе в условиях строгого противоэпидемического режима;
в соответствии с пунктом 2 раздела 2 плана неотложных мероприятий начальникам медицинских организаций предписано при выявлении эпидемического очага принять необходимые меры по введению ограничительных мероприятий на территории медицинской организации и обеспечить контроль за их проведением;
в соответствии с пунктом 3 раздела 2 плана неотложных мероприятий начальникам медицинских организаций предписано незамедлительно после выявления больного (подозрительного на заболевание) обеспечить перевод военно-медицинской организации к работе в условиях строгого противоэпидемиологического режима;
в соответствии с пунктом 5 раздела 2 плана неотложных мероприятий начальникам медицинских организаций предписано организовать проведение противоэпидемиологических мероприятий по локализации и ликвидации очага заболевания новой коронавирусной инфекцией в организации.
В соответствии с Распоряжением Росгвардии от 12 февраля 2020 года "О предупреждении заноса и распространения коронавирусной инфекции в войсках национальной гвардии Российской Федерации" начальникам организаций войск национальной гвардии организовать на основе "Формализованного плана организационных и санитарно-противоанемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заноса и распространения в воинских частях, подразделениях и организациях войск национальной гвардии Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19" (приложение к Распоряжению) разработку в каждом учреждении войск национальной гвардии планов организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 и обеспечить строгое выполнение мероприятий разработанного плана.
Формализованный план был разработан в соответствии с требованиями санитарного законодательства, приказов, санитарных правил, методических указаний и рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации и Роспотребнадзора.
В соответствии с пунктами 2.1. и 3.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2020 г. N 57269) предусматривается обеспечение готовности медицинских организаций к приему больных новой коронавирусной инфекцией и перевод медицинских организаций для госпитализации больных с подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией на строгий противоэпидемический режим.
Таким образом, в апреле 2020 года ГВКГ войск национальной гвардии должен был выполнить распоряжения вышестоящего руководства и перейти на строгий противоэпидемический режим работы.
Порядок перевода на строгий противоэпидемический режим медицинской организации (инфекционного профиля) в случае госпитализации больного с подозрением на особо опасную инфекцию определен в Методических указаниях от 24 марта 2015 года МУ 3.1.3260-15. утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, выполнение данного Порядка являлось для Заявителя обязательными.
В соответствии с пунктом 6.6. указанного Порядка после доставки больного в стационар транспорт и предметы, использованные при транспортировке, обеззараживают на специально оборудованной площадке силами бригады дезинфекторов. По окончании каждого рейса персонал, сопровождающий больного, обязан продезинфицировать обувь, руки (в перчатках) и полиэтиленовые (клеенчатые) фартуки, дополнительно надеваемые при перевозках больных с подозрением на особо опасные инфекции. Все члены бригады после смены обязаны пройти санитарную обработку.
В соответствии с пунктом 6.9. указанного Порядка перед началом работы в зоне СПЭР сотрудник инфекционного отделения в санитарном пропускнике для медицинского персонала снимает одежду и обувь, оставляет ее на индивидуальной (закрепленной) вешалке в отдельном, специально выделенном помещении, надевает защитную одежду и проверяет ее подгонку перед зеркалом. После окончания работы в зоне строгого режима выход в зону ограничения больницы разрешается только через санитарный пропускник, где персонал проходит полную санитарную обработку, включая обработку защитной одежды дезинфицирующим раствором перед снятием. Снятая защитная одежда подлежит обеззараживанию в этом же помещении.
Из указанного следует, что строгий противоэпидемический режим работы включает в себя ряд мероприятий призванных обеспечить разделение работников медицинской организации на лиц, контактировавших с пациентами с симптомами COVID-19, и лиц не контактировавших, исключив возможность их пересечения, и как следствие строгое разделение "чистой" и "заразной" зон в отделениях хирургического и инфекционного корпусов.
Детально порядок такого разграничения определен в Письме Роспотребнадзора от 9 апреля 2020 года N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях" (вместе с "Рекомендациями по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в медицинских организациях, осуществляющих оказание медицинской помощи в стационарных условиях").
Приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" утверждены основные принципы организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях согласно приложению N 5.
Указанным приложением руководителям медицинских организаций предписано обеспечить:
2.4. Проведение противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом штамма COVID-19, в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.6. Обеспечить разделение работников медицинской организации на лиц, контактировавших с пациентами с симптомами ОРВИ, внебольничной пневмонией, и лиц неконтактировавших, исключив возможность их пересечения.
В данном случае, как следует из оспариваемого Акта, показаний свидетеля, представленных им схем расположения помещений госпиталя, которые представителем Заявителя не опровергнуты, ординаторские и вспомогательные помещения медицинского персонала (которые относятся к "чистой зоне"), а также палаты пациентов, относящиеся к "заразной зоне" имеют выход в общий коридор, фактически допуская при этом пересечение работников медицинской организации, контактировавших с пациентами, зараженными COVID-19 и лиц не контактировавших с ними.
При этом, как следует из показаний свидетеля Заволожина В. А., в пункте 16 Акта было зафиксировано только то, что было непосредственно обнаружено при проведении проверки.
При этом суд первой инстанции правильно поддержал доводы Заинтересованного лица о том, что, не определив при этом строгих критериев "чистой" и "заразной" зон в отделениях хирургического и инфекционного корпусов, не обеспечив запрет входа в "заразную" зону без средств индивидуальной защиты и допуская проход военнослужащих через и мимо помещений "заразной" зоны, руководство ГВКГ войск национальной гвардии не выполнило требования не только Методических указаний, но и требования Приказа Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н.
Доказательства того, что на момент проведения контрольных мероприятий Заявителем была разработана и согласована с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор "План-схема перевода отделений ГВКГ войск национальной гвардии для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима" в соответствии с Методическими Указаниями Заявителем в материалы дела не представлено.
При этом, как правильно отметил суд перовой инстанции, приложение каких-либо документов к Акту проверки, подтверждающих отраженные в данном Акте факты Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 года N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи", не предусмотрены.
У суда первой инстанции отсутствовали основания полагать, что обстоятельства, отраженные в Акте и подтвержденные показанием свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не соответствуют действительности.
При этом представленные Заявителем доказательства (приложения к заявлению) фактические обстоятельства, установленные оспариваемым Актом и судом первой инстанции при рассмотрении дела не опровергают.
При принятии решения суд первой инстанции также верно учёл, что согласно статье 13 ГК РФ, части 1 статьи 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания недействительным оспариваемого Акта необходимо наличие двух указанных условий одновременно.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с указанными требованиями заявитель должен доказать, что оспариваемые акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае указанные обстоятельства Заявителем не доказаны.
При этом Заявитель обязан обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством требований по выполнению противоэпидемиологических мероприятий и принять необходимые меры, направленных на обеспечение сохранности здоровья военнослужащих, а том числе, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьями 33, 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Санитарных правил СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 63, Методических указаний Роспотребнадзора от 24 марта 2015 года МУ 3.1.3260-15. "Противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при формировании очагов опасных инфекционных заболеваний", письма Роспотребнадзора от 9 апреля 2020 года N 02/6509-2020-32 "О рекомендациях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях".
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что составление оспариваемого Акта, целью которого является, в том числе, оказание Заинтересованным лицом, в том числе, методической помощи в установлении причин распространения COVID-19 и в организации мероприятий по предупреждению данного нарушения, прав Заявителя не нарушает.
Кроме этого, как правильно учтено судом первой инстанции, на дату рассмотрения дела по существу Заявителю 51 военной прокуратурой гарнизона выдано Представление от 30 июня 2020 года N 2/1916 об устранении нарушений закона было отмечено, что выявленные нарушения требований законодательства при определенных обстоятельствах могут способствовать повышению количества зараженных коронавирусной инфекцией среди личного состава госпиталя и ухудшению эпидемиологической ситуации.
В указанном представлении прокурор потребовал от руководства ГВКГ войск национальной гвардии принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и организовать работу по безусловному и эффективному проведению противоэпидемиологических мероприятий по противодействию новой коронавирусной инфекции в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из ответа начальника ГВКГ войск национальной гвардии на представление 51 военной прокуратуры гарнизона усматривается, что все недостатки, указанные в представлении устранены, в том числе, разработан План-схема перевода отделений ГВКГ для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима, в перепрофилированных отделениях хирургического корпуса были выделены "чистые" и "заразные" зоны.
План-схемы перевода отделений ГВКГ войск национальной гвардии для работы в условиях строгого противоэпидемиологического режима также разработаны и подготовлены на отправку для согласования с органом, осуществляющим государственные санитарно-эпидемиологический надзор.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ФГКУ "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.11.2020 по делу N А40-134131/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134131/2020
Истец: ФГКУЗ ГЦ государственного санитарно эпидемиологического надзора войск национальной гвардии РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"