г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А56-58290/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савина Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Плугарева В.В. (доверенность от 17.02.2020)
- от ответчика: не явился (извещен)
- от 3-их лиц: 5. Власов А.А. (доверенность от 11.01.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-35275/2020, 13АП-37901/2020) общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга
на частное определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2020 по делу N А56-58290/2019,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" к товариществу собственников жилья "Захарьевская 41"
3-и лица:
1) доверительный управляющий ЗПИФ недвижимости "Северная Столица" общество с ограниченной ответственностью "УК "АЛЬФА КАПИТАЛ";
2) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга;
3) Администрация Санкт-Петербурга;
4) Комитет по энергетике и инженерному обеспечению;
5) Жилищный комитет Санкт-Петербурга;
6) Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу;
7) Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга;
8) Администрация Центрального района Санкт-Петербурга;
9) Общество с ограниченной ответственностью "Петербург-газ";
10) Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербурга";
11) Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербурга"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" (далее - ООО "ЭнергоИнвест") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с товарищества собственников жилья "Захарьевская 41" (далее - ТСЖ "Захарьевская 41") 16 848 522,11 руб. задолженности по оплате тепловой энергии на нужды отопления многоквартирного дома по договору от 30.07.2010 N 2-ТС/10 за период с октября 2012 года по май 2019 года, 26 818 235,26 руб. неустойки за период с 21.10.2012 по 07.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: доверительный управляющий ЗПИФ недвижимости "Северная Столица" ООО "УК "Альфа-Капитал", общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург", Администрация Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Санкт-Петербургу, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Администрация Центрального района Санкт-Петербурга, ООО "Петербург-газ", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург".
16.11.2020 судом вынесено частное определение.
Суд установил, что ООО "ЭнергоИнвест" при поддержке Комитета по тарифам Санкт-Петербурга получило противоправным путем контроль над государственным регулированием цен в сфере теплоснабжения в отсутствие правовых оснований, а именно в отсутствие статуса теплоснабжающей организации, в отсутствие наличия у него на законном праве источника тепловой энергии, в отсутствие факта приобретения тепловой энергии в целях ее дальнейшей продажи потребителям, в отсутствие у организации тепловых сетей, с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии до потребителей. Договор аренды участка кровли не является имущественным комплексом.
Суд обязал Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в срок до 11.12.2020 включительно сообщить суду о принятых им мерах по устранению нарушений законодательства путем предоставления акта об отмене всех тарифов, установленных им для ООО "ЭнергоИнвест".
Названное определение обжаловано представителями ООО "ЭнергоИнвест" и Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
Представитель Комитета указывает, что из представленных в суд документов нельзя сделать вывод о незаконности принятых Комитетом в отношении ООО "ЭнергоИнвест" распоряжений об установлении тарифов.
В собственности ООО "ЭнергоИнвест" находится 48 котельных (перечень которых с указанием адресов и мощности представлен Комитетом суду) учтенных при установлении тарифа для ООО "ЭнергоИнвест", требование об отмене тарифов утвержденных распоряжений повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц так как тариф устанавливается одной суммой без разбивки по объектам теплоснабжения.
Указанные распоряжения являются нормативно правовыми актами, поскольку приняты в определенной форме правотворческим органом в пределах компетенции и направлены на урегулирование общественных отношений обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликованы. Оспаривание нормативных правовых актов производиться в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Санкт-Петербургском городском суде.
Таким образом, для принятия решения органом регулирования об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предусмотренная определенная процедура. Заинтересованные лица вправе обжаловать решения об установлении тарифов в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель ООО "ЭнергоИнвест" полагает, что суд вышел за пределы своих полномочий, нарушил статьи 35, части 3 статьи 123 Конституции РФ, части 1 и 2 статьи 8, части 1 и 2 статьи 9 АПК РФ, статьи 1 ГК РФ, в которых закреплены принципы осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Исполнение частного определения повлечет отмену тарифов на всех объектах ООО "ЭнергоИнвест", а не только в отношении котельной по адресу Захарьевская, д. 41.
Отмена всех тарифов повлечет за собой для ООО "ЭнергоИнвест" убытки, при которых оно не сможет исполнять обязательства перед своими контрагентами, будет вынуждено приостановить эксплуатацию котельных.
При этом в предмет спора по настоящему делу не входит вопрос о правомерности установления тарифов для ООО "ЭнергоИнвест".
Вывод суда о том, что котельная принадлежит собственникам квартир, направлен на произвольное лишение ООО "ЭнергоИнвест" его собственности.
В судебном заседании представители истца и Комитета настаивали на удовлетворении своих апелляционных жалоб.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на жалобу.
Также отзыв на жалобу поступил от ООО "УК "АЛЬФА КАПИТАЛ".
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в судебное заседания лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения спора.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, оценив все обстоятельства дела, не может признать обоснованной позицию суда первой инстанции по возложению обязанности на Комитет по отмене всех тарифов, установленных для истца.
В силу части 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе вынести частное определение при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности.
Таким образом, целью вынесения частного определения является устранение нарушений требований законодательства Российской Федерации органами публичной власти, должностными и иными лицами. Вынесение частного определения является институтом борьбы с недобросовестным поведением лиц, участвующих в деле, которые в том числе злоупотребляют своими процессуальными правами, в частности с целью затягивания рассмотрения дела. Вынесение частного определения является правом суда. Частное определение обязательно для исполнения органами публичной власти и должностными (иными) лицами, которые в течение месяца со дня получения частного определения обязаны сообщить о принятых ими мерах.
Частное определение арбитражного суда направляется в соответствующий орган, организацию, наделенную федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностному лицу, а в случае нарушения законодательства Российской Федерации адвокатом, субъектом профессиональной деятельности - соответственно в адвокатское образование, саморегулируемую организацию, которые в течение месяца со дня его получения обязаны сообщить о принятых ими мерах.
В соответствии с пунктом 1.2-1 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции. Компетенция Комитета, в виде исчерпывающего перечня полномочий, определена разделом 3 Положения.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") установлен исчерпывающий перечень видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, в том числе предусмотрено, что реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежит государственному регулированию.
Пункты 9, 11 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении" определяют потребителя тепловой энергии (далее также - потребитель) как лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, а теплоснабжающую организацию как организацию, осуществляющую продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров, установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
Определение регулируемого или нерегулируемого характера взаимоотношений в сфере теплоснабжения между сторонами, зависит от соответствия их участников критериям, установленным приведенными федеральным нормативно правовым актам.
Согласно пунктам 12 и 13 правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила) установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15 и 16 данных Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил для установления тарифов в сфере теплоснабжения необходимо обратиться с заявлением об установлении цен (тарифов) в Комитет. Согласно пункту 16 Правил к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются в том числе:
- копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
В соответствии с пунктом 17 Правил перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил, является исчерпывающим.
Таким образом, требования о предоставлении копий правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении объектов генерации (котла) в Правилах не содержится. ООО "ЭнергоИнвест" в соответствии с подпунктом а пункта 16 Правил в Комитет представлен договор аренды части кровли от 01.07.2014 N 33А/14 заключенный между истцом и ответчиком.
В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Стороны в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении материалов не обращались, определение арбитражного суда об истребовании индивидуально определенных доказательств по делу N А56-58290/2019 в отношении Комитета не принималось.
В определении от 26.10.2020 суд на стр. 5 суд указал Комитету и Комитету по энергетике и инженерному обеспечению "назвать критерии которым они руководствовались при присвоению истцу статуса, какой объем имущественного комплекса был представлен на согласование".
В объяснениях от 16.11.2020 со ссылками на ФЗ "О теплоснабжении" Комитет пояснил, что соответствие организации понятию теплоснабжающей организации, и определению того подлежит ли её деятельность государственному тарифному регулированию определяется на основании названных нормативных актов. Перечень теплоснабжающих организаций и соответствующих тарифных решений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга приведен в приложении 1 к информационному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 04.02.2019 N 01-13-81/19-0-0 "О расчетах за тепловую энергию в 2019 году", включение организации в указанный перечень носит информационный характер и само по себе включение организации в указанный перечень статусом теплоснабжающей организации не наделяет.
В суд представлены перечень имущественного комплекса, который направлен ООО "ЭнергоИнвест" на согласование в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, договор аренды части кровли N 33А/заключенный между истцом и ответчиком.
В схемах теплоснабжения Санкт-Петербурга, утвержденных Приказами Минэнерго от 12.11.2020 N 991, 13.11.2019 N 1207, 31.07.2018 N 622, 24.11.2017 N1119, от 16.12.2016 N 1330 указана в том числе котельная ООО "ЭнергоИнвест" по адресу ул. Захарьевская д.41, количество и тип водогрейных котлов 2 шт. - Vitoplex 100 SX 1.
В отношении ООО "ЭнергоИнвест" в спорный период 2012-2019 гг. приняты следующие распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга:
от 19.12.2018 N 270-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2019-2023 годы"
от 26.11.2015 N 353-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы"
от 19.12.2014 N 590-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест"потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2015 год"
от 19.12.2013 N 530-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2014 год"
от 29.12.2012 N 670-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоИнвест" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2013 год".
В силу пункта 11 Правил установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
Согласно пункту 30-32 Регламента решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после их отмены) принимаются органом регулирования по согласованию с федеральным антимонопольным органом на основании предложения об отмене регулирования тарифов (о введении регулирования тарифов после их отмены) в отдельной системе теплоснабжения, тарифы в которой регулируются (ранее регулировались до их отмены) органом регулирования (далее - предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов), представляемого регулируемой организацией и (или) органом местного самоуправления поселения (городского округа) в орган регулирования.
В целях отмены (введения) регулирования тарифов регулируемая организация и (или) орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 февраля года, предшествующего году, начиная с которого предполагается их отмена или введение регулирования тарифов после их отмены, представляет в орган регулирования предложение об отмене (введении) регулирования тарифов в отдельной системе теплоснабжения, к которой относится регулируемая организация или которая находится на территории поселения (городского округа).
Предложение об отмене (о введении) регулирования тарифов состоит из заявления об отмене (о введении) регулирования тарифов и необходимых документов (материалов).
В собственности ООО "ЭнергоИнвест" находится 48 котельных, перечень которых с указанием адресов и мощности представлен Комитетом суду, учтенных при установлении тарифа для ООО "ЭнергоИнвест", требование об отмене тарифов утвержденных распоряжений повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц, так как тариф устанавливается одной суммой без разбивки по объектам теплоснабжения.
Более того, указанные распоряжения являются нормативно правовыми актами. поскольку приняты в определенной форме правотворческим органом в пределах компетенции и направлены на урегулирование общественных отношений обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликованы.
Оспаривание нормативных правовых актов производиться в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, для принятия решения органом регулирования об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предусмотренная определенная процедура. Заинтересованные лица вправе обжаловать решения об установлении тарифов в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены частного определения.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2020 по делу N А56-58290/2019 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58290/2019
Истец: ООО "ЭНЕРГОИНВЕСТ"
Ответчик: ТСЖ " "Захарьевская 41 "
Третье лицо: ООО доверительный управляющий ЗПИФ недвижимости " Северная Столица " " УК "АЛЬФА КАПИТАЛ"
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15634/2021
02.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21158/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-58290/19
20.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35275/20
03.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6895/20
17.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37183/19
23.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-58290/19