г. Москва |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А41-45128/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Товарищества собственников недвижимости (жилья) "Импульс" - Огиевская А.В. представитель по доверенности от 17.07.2020 года,
от заинтересованного лица Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц:
Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Егорова Е.В. представитель по доверенности 24.07.2020 года,
Общества с ограниченной ответственностью "РЕСПЕКТ-СП" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости (жилья) "Импульс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 года по делу N А41-45128/20 по заявлению Товарищества собственников недвижимости (жилья) "Импульс" к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости (жилья) "Импульс" (далее - ТСН (жилья) "Импульс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 24.04.2020 N 53-РЗ "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом".
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и Общество с ограниченной ответственностью "РЕСПЕКТ-СП" (далее - ГУ Мо "Госжилинспекция МО", ООО "РЕСПЕКТ-СП").
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 96-99 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН (жилья) "Импульс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области, ООО "РЕСПЕКТ-СП" извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ТСН (жилья) "Импульс" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ГУ Мо "Госжилинспекция МО" возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 24.04.2020 Администрацией издано распоряжение N 53-РЗ об определении ООО "РЕСПЕКТ-СП" управляющей организацией для управления многоквартирным домом N 14 по шоссе Скобяное города Сергиева-Посада Московской области.
Основанием для принятия указанного распоряжения явилось многочисленные обращения граждан по вопросам, связанным с отсутствием дезинфекционной обработки многоквартирного дома, находящегося в управлении Жилищно-строительного кооператива "Темп" в условиях, неблагоприятной обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
01.05.2020 Госжилинспекцией в реестр лицензий Московской области внесены сведения об управлении ООО "РЕСПЕКТ-СП" многоквартирным домом N 14 по шоссе Скобяное города Сергиева-Посада Московской области.
Считая свои права нарушенными, ТСН "Импульс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании указанного распоряжения недействительным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, по общему правилу выбор способа управления многоквартирным домом осуществляется собственниками помещений в соответствующем доме, путем принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В то же время полномочие органа местного самоуправления, предусмотренное частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом может быть реализовано только в случае неисполнения обозначенной выше обязанности собственниками помещений в многоквартирном доме по выбору управляющей организации в течение года до дня проведения соответствующего конкурса.
В соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616.
Согласно пункту 5 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616, в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Как следует из буквального содержания названных положений ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616, основанием для передачи многоквартирных домов одной из организаций, находящихся в Перечне, во временное управление является отсутствие выбранного способа управления домом или установление фактов его не реализации.
Согласно части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом (часть 3 статьи 200 ЖК РФ).
Частями 5 и 6 статьи 200 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса (часть 5).
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса (часть 6).
Таким образом, действия по выбору органом местного самоуправления организации в отношении МКД собственники помещений, которого не выбрали способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, предусмотрены частью 4 статьи 161 ЖК РФ в корреспонденции с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616.
Из материалов дела следует, что 25.03.2020 протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД выбран способ управления жилым домом - ТСН "Импульс".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ТСН "Импульс" поставлено на учет в налоговом органе 22.04.2020, реализовало способ управления, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями в мае 2020 года.
29.04.2020 ТСН "Импульс" обратилось в Госжилинспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр Московской области.
Оспариваемое распоряжение издано Администрацией 24.04.2020.
То есть, на момент издания оспариваемого Распоряжения, Администрация не знала о выборе ТСН "Импульс" в качестве управляющей организации спорным многоквартирным домом и действовала по выбору ООО "РЕСПЕКТ-СП" согласно требований установленных частью 4 статьи 161 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616.
Информация о выборе способа управления спорными многоквартирным домом в виде ТСН "Импульс" на сайте ГИС ЖКХ в момент издания оспариваемого распоряжения отсутствовала.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего заявления в суде первой инстанции администрацией издано распоряжение от 23.09.2020 N 141-РЗ о признании утратившим силу оспариваемого распоряжения от 24.04.2020 N 53- РЗ.
Таким образом, фактически управлением многоквартирным домом N 14 по шоссе Скобяное города Сергиева-Посада Московской области занимается ТСН "Импульс".
На сайте ГИС ЖКХ имеется информация, что заявитель управляет домом с 01.10.2020 года.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Суд не вправе констатировать только факт незаконности решения, действия (бездействия), если при этом не преследуется цель восстановить нарушенное право заявителя или лиц, в защиту которых он обращается.
Таким образом, права заявителя фактически восстановлены. Доказательства, что в результате действия распоряжения обществу были причинены убытки не представлены.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку распоряжение от 24.04.2020 N 53- РЗ утратило силу.
Права заявителя фактически восстановлены.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства того, что в период действия оспариваемого распоряжения ТСН (жилья) "Импульс" были причинены убытки в результате действия данного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 года по делу N А41-45128/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45128/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ (ЖИЛЬЯ) "ИМПУЛЬС"
Ответчик: трация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", ООО "РЕСПЕКТ-СП", Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области