г. Тула |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А09-1855/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., при участии от заявителя - Брянской городской общественной организации "Спортивный клуб "Бежица" - Бикинеева С.В. (приказ от 31.05.2018 N 1), ответчика - управления министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области - Герцева С.П. (доверенность от 22.07.2020 N 2), в отсутствие третьего лица - Брянской региональной общественной организации "Брянская областная Федерация футбола", извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2020 по делу N А09-1855/2020 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская общественная организация "Спортивный клуб "Бежица" (г. Брянск, ОГРН 1053200053664, ИНН 3250062005) (далее - БГОО "Спортивный клуб "Бежица", заявитель, общественная организация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным предупреждения управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1083254011455, ИНН 3250507416) (далее - управление Минюста РФ по Брянской области, управление, ответчик) от 29.11.2019 N 32/03-3858 в части выводов о нарушении требований статьи 16.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Брянская региональная общественная организация "Брянская областная Федерация футбола" (г. Брянск, ОГРН 1023200004079, ИНН 3234025013) (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2020 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу общественная организация, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.11.2019 должностными лицами управления Минюста РФ по Брянской области проведена плановая проверка деятельности БГОО "Спортивный клуб "Бежица".
В ходе проверки полноты и достоверности данных о поступлении и расходовании денежных средств установлено, что в проверяемом периоде БГОО "Спортивный клуб "Бежица" производилась оплата за мужские спортивные костюмы, услуги по предоставлению раздевалок, медицинского сопровождения, футбольного поля, услуг охраны и медицинского осмотра при проведении матчей в рамках чемпионата Брянской области по футболу, а также наличия иных нарушений.
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2019 N 51, согласно которому БГОО "Спортивный клуб "Бежица" осуществляла мероприятия по организации и проведению матчей в рамках чемпионата Брянской области по футболу, что является нарушением статьи 16.1 Закона N 329-ФЗ.
На основании вышеуказанного акта управление Минюста РФ по Брянской области вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации от 29.10.2019 N 32/03-3858.
Частично не согласившись с указанным ненормативным правовым актом управления, БГОО "Спортивный клуб "Бежица" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1 статьи 49 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В силу статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
Учредительным документом некоммерческих организаций является на основании пункта 1 статьи 14 Закона N 7-ФЗ устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Судом установлено и следует из представленной в материалы дела копии устава БГОО "Спортивный клуб "Бежица", что целями деятельности клуба являются: организация массовой культурно-оздоровительной работы, представление интересов клуба в государственных физкультурно-спортивных, научных, учебных или иных учреждениях и организациях, организация и проведение первенств и турниров различных уровней, участие во Всероссийских и Международных чемпионатах, турнирах и сборах и иных спортивных мероприятиях (глава II).
В проверяемый период во исполнение распоряжения от 08.10.2019 N 328-р управлением Минюста РФ по Брянской области проведена проверка, в результате которой, в числе прочих, выявлено нарушение БГОО "Спортивный клуб "Бежица" требований статьи 16.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", предусматривающей, что организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки по соответствующим видам спорта имеют право аккредитованные спортивные федерации, тогда как заявитель к числу аккредитованных спортивных организаций не отнесен.
При этом установлено, что БГОО "Спортивный клуб "Бежица" сформирована любительская футбольная команда, которая в 2018 и 2019 годах принимала участие в Чемпионатах и Кубках Брянской области по футболу среди любительских футбольных команд.
При этом, как посчитало управление, заявителем осуществлялись мероприятия по организации и проведению матчей в рамках чемпионата Брянской области по футболу.
Суд первой инстанции обоснованно признал такую позицию управления ошибочной ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 329-ФЗ по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация, которой является Российский футбольный союз (далее - РФС).
На территории Брянской области представителем РФС является БРОО "БОФФ".
Судом установлено и следует из материалов дела, что все участники соревнований, организуемых БРОО "БОФФ", принимают регламент Брянских областных соревнований по футболу среди любительских футбольных команд мужчин в первом, втором и третьем дивизионах (далее - Регламент), соглашаются с его условиями в полном объеме путем присоединения к данному Регламенту в целом, представляя в БРОО "БОФФ" соответствующий документ.
В силу статьи 2.1 Регламента общую и непосредственную организацию, проведение и контроль за проведением областных соревнований по футболу в 2019 году среди команд любительских футбольных клубов первого, второго, третьего и четвертого дивизионов осуществляет БРОО "БОФФ" по согласованию с управлением по физической культуре и спорту Брянской области.
Непосредственным организатором конкретного футбольного матча является клуб - хозяин поля (статья 2.6 Регламента).
Участниками соревнований могут быть только любительские футбольные клубы, участники (игроки и официальные лица) которых обязуются соблюдать и выполнять требования и решения ФИФА, УЕФА, РФС, СФФ "Центр", БОФФ, своевременно уплачивающие взносы и иные платежи в порядке, размерах и сроки, определенные настоящим Регламентом соревнований и утвержденные на заседании Исполкома БОФФ (статья 3.1 Регламента)
В соответствии со статьей 3.2 Регламента участники соревнований - любительские футбольные клубы являются организаторами официальных матчей Чемпионата, Первенств и Кубков Брянской области среди команд любительских футбольных клубов первого, второго, третьего и четвертого дивизионов, при этом они реализуют права, исполняют обязанности и несут ответственность согласно настоящему Регламенту и другим документам, а также решениям РФС, СФФ "Центр" и БОФФ.
Согласно статье 6.14 Регламента клуб (команда), на поле которого проводится матч, обязана выполнить определенные действия по организации проведения игры.
В рамках реализации БРОО "БОФФ" спортивных мероприятий между последней и БГОО "Спортивный клуб "Бежица" 28.05.2018 и 22.04.2019 заключены договоры N N 2, 3 соответственно на организацию и участие любительской футбольной команды БГОО СК "Бежица" в Чемпионате и Кубке Брянской области по футболу в сезоне 2018, 2019 годов.
Договорами предусмотрены обязанности участника по внесению заявочного взноса, обеспечению подготовки проведения домашних игр, предоставлению во время проведения домашних матчей отдельных раздевальных помещений для игроков команды гостей и судей, обеспечению присутствия медицинского работника, включая медицинский осмотр, лиц, желающих пройти спортивную подготовку, а также обеспечить присутствие лиц, отвечающих за безопасность на стадионе.
Тем самым заключение данных договоров обусловлено участием любительской футбольной команды БГОО "Спортивный клуб "Бежица" в спортивных мероприятиях, в числе которых "домашние матчи", организованных БРОО "БОФФ".
Как отмечено выше, согласно Уставу БГОО "Спортивный клуб "Бежица" является спортивным клубом, целями деятельности которого являются: организация массовой культурно-оздоровительной работы, представление интересов клуба в государственных физкультурно-спортивных, научных, учебных или иных учреждениях и организациях, организация и проведение первенств и турниров различных уровней, участие во Всероссийских и Международных чемпионатах, турнирах и сборах и иных спортивных мероприятиях (глава II).
В свою очередь, в соответствии с Федеральным законом N 329-ФЗ к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации отнесены спортивные федерации (общероссийские и региональные), а также физкультурно-спортивные организации, включающие в себя спортивные клубы.
Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность. Спортивные клубы вправе организовывать и (или) проводить официальные физкультурные мероприятия и (или) спортивные мероприятия, а также обеспечивать участие граждан в таких мероприятиях (статья 19 Закона N 329-ФЗ).
При этом согласно статье 2 названного Федерального закона под спортивными мероприятиями понимаются спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов (пункт 19).
Спортивное соревнование - состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту) (пункт 18).
В свою очередь, организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, согласно статье 16.1 Закона N 329-ФЗ вправе региональные спортивные федерации.
Организатором спортивного соревнования, в силу положений пункта 7.3 статьи 2 названного Федерального закона, является юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет наряду с иным порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утвержденном им порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что осуществление заявителем мероприятий по организации и проведению отдельных матчей (так называемых "домашних матчей") в рамках организованных БРОО "БОФФ" чемпионатов и кубков Брянской области по футболу среди любительских футбольных команд не противоречит как положениям Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ, так и целям деятельности БГОО "Спортивный клуб "Бежица", предусмотренным в его уставе.
Доказательств же того, что заявитель самостоятельно организовывал чемпионаты и кубки Брянской области по футболу среди любительских футбольных команд, а, следовательно, нарушал требования статьи 16.1 Закона N 329-ФЗ, в материалы дела в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, управлением не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование БГОО "Спортивный клуб "Бежица" о признании незаконным предупреждения управления Минюста РФ по Брянской области от 29.11.2019 N 32/03-3858 в части выводов о нарушении требований статьи 16.1 Закона N 329-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.09.2020 по делу N А09-1855/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1855/2020
Истец: Брянская городская "Спортивный клуб "Бежица"
Ответчик: Управление Министерства юстиции по Брянской области
Третье лицо: Брянская региональная "Брянская областная федерация футбола"