г. Санкт-Петербург |
|
20 января 2021 г. |
Дело N А56-67323/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шахрзаевым М.И.
при участии:
от истца: представитель Моргун М.А. по доверенности от 06.01.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31791/2020) межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 по делу N А56-67323/2019, принятое по иску
главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (191015, город Санкт-Петербург, проспект Суворовский, дом 50/52, ОГРН: 1027809233132, ИНН: 7830002600)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (191186, город Санкт-Петербург, улица Гороховая, 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847130886, ИНН: 7838426520)
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
об обязании принять в государственную казну объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу (далее - Истец, Управление, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Ответчик, МТУ Росимущество) в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять от Управления в государственную казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Кирилловское, ул.Советская, база отдыха "Карелия":
- жилой корпус (кор. 6) для временного проживания, 72,4 кв.м,- кадастровый номер 47:01:1521001:440, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-498 от 07.04.2014, инв.N 1873, литер К;
- жилой дом 4-х комнатный для персонала, жилое, 97,9 кв.м, кадастровый- номер 47:01:1521001:499, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-419 от 07.04.2014), инв. N 1873, литер В;
- жилой дом 2-х квартирный, жилое, 52,7 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:808, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-007 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Е;
- летний спальный корпус (кор. 1), нежилое, 562,0 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:807, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-424 от 07.04.2014, инв. N 1873 литер А;
- летний спальный корпус (кор. 2), нежилое, 304,5 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:660, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-421 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Б, Б1;
- медицинский пункт с квартирой для персонала, нежилое, 101,1 кв.м,- кадастровый номер 47:01:1521001:711, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-422 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Д;
- деревянный домик, нежилое, 27,5 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:756, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-006 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Ж;
- столовая, нежилое, 434,2 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:555,- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-500 от 07.04.2014) инв. N 1873, литер 3, 31;
- моечная, нежилое, 30,4 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:498,1- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-4991 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Н;
- хозяйственный блок, нежилое, 257,4 кв.м, кадастровый номер!- 47:01:1521001:556, свидетельство о праве оперативного управления N 47-] 47- 15/024/2014-003 от 07.04.2014. инв. N 1873, литер И;
- погреб, нежилое здание, 33,9 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:755,- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-423 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер М, M1;
- сторожка, нежилое, 14,4 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:557,- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-005 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Л, Л1,
прекратив право оперативного управления Истца на указанные объекты.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущества обратился с апелляционной жалобой, в которой просит привлечь привлечении к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, решение суда отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы МТУ Росимущества ссылается на то, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждение на праве оперативного управления, является правом собственника, а не его обязанностью.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил.
В судебном заседании представитель Истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Протокольным определением апелляционным судом отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку в силу положений части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц, при этом предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ оснований для отмены судебного акта и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не имеется.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Истца, апелляционный суд установил следующее.
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 03.02.2014 N 15-р за ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области закреплено на праве оперативного управления находящееся в федеральной собственности имущество, расположенное по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Кирилловское, ул.Советская, база отдыха "Карелия", а именно следующие объекты недвижимого имущества:
- жилой корпус (кор. 6) для временного проживания, 72,4 кв.м,- кадастровый номер 47:01:1521001:440, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-498 от 07.04.2014, инв.N 1873, литер К;
- жилой дом 4-х комнатный для персонала, жилое, 97,9 кв.м, кадастровый- номер 47:01:1521001:499, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-419 от 07.04.2014), инв. N 1873, литер В;
- жилой дом 2-х квартирный, жилое, 52,7 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:808, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-007 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Е;
- летний спальный корпус (кор. 1), нежилое, 562,0 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:807, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-424 от 07.04.2014, инв. N 1873 литер А;
- летний спальный корпус (кор. 2), нежилое, 304,5 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:660, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-421 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Б, Б1;
- медицинский пункт с квартирой для персонала, нежилое, 101,1 кв.м,- кадастровый номер 47:01:1521001:711, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-422 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Д;
- деревянный домик, нежилое, 27,5 кв.м, кадастровый номер- 47:01:1521001:756, свидетельство о праве оперативного управления N 47-47- 15/024/2014-006 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Ж;
- столовая, нежилое, 434,2 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:555,- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-500 от 07.04.2014) инв. N 1873, литер 3, 31;
- моечная, нежилое, 30,4 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:498,1- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-4991 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Н;
- хозяйственный блок, нежилое, 257,4 кв.м, кадастровый номер!- 47:01:1521001:556, свидетельство о праве оперативного управления N 47-] 47- 15/024/2014-003 от 07.04.2014. инв. N 1873, литер И;
- погреб, нежилое здание, 33,9 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:755,- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-423 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер М, M1;
- сторожка, нежилое, 14,4 кв.м, кадастровый номер 47:01:1521001:557,- свидетельство о праве оперативного управления N 47-47-15/024/2014-005 от 07.04.2014, инв. N 1873, литер Л, Л1.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, 07.04.2014 зарегистрировано право оперативного управления ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на указанные объекты недвижимого имущества, которые находятся в собственности Российской Федерации.
Письмом от 29.12.2016 N 1/14141 на основании заявления ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 09.11.2016 N 110/2-2704 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прекращение права оперативного управления на указанные объекты недвижимого имущества.
Письмом от 13.01.2017 N 110/2-50 Управление обратилось в МТУ Росимущества с просьбой изъять в пользу казны Российской Федерации объекты недвижимого имущества на основании того, что данное имущество является излишним и не используется.
Письмами от 16.02.2018 N 110/2-508 и от 13.09.2018 N 110/2-2863 Управление повторно обратилось в МТУ Росимущество с просьбой изъять имущество в казну Российской Федерации.
Требования Управления оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на наличие у Управления права на отказ от неиспользуемого им помещения, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и обязанности Ответчика принять данное помещение в казну Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у Истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Учитывая изложенное, бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого Управлением, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у Истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его Ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование Министерством внутренних дел Российской Федерации вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 г. N 307-ЭС18-2637.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 по делу N А56-67323/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67323/2019
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области