Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф02-1153/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А10-3726/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 октября 2020 года по делу N А10-3726/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ОГРН: 1200300002320, ИНН: 0326575420), индивидуального предпринимателя Тухаренова Сергея Александровича (ОГРНИП: 304032318100141, ИНН: 032500191902) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН: 1020300973021, ИНН: 0326012058) о признании незаконным решение по результатам рассмотрения жалоб N N 003/01/18.1-656/2020, 003/01/18.1-660/2020 от 06.08.2020, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения жалоб,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Миронова Ю.Б., представитель по доверенности от 19.10.2020;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц:
некоммерческого партнерства "Транспортная компания "Дархан-Авто" (ОГРН 1100300001130 ИНН 0323831436): не было;
муниципального учреждения "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300973021 ИНН 0326012058): не было;
общества с ограниченной ответственностью "Южный" (ОГРН 1140327016433 ИНН 0323378329)
УСТАНОВИЛ:
Заявители, Общество с ограниченной ответственностью "Альянс", индивидуальный предприниматель Тухаренов Сергей Александрович, обратились в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия о признании незаконным решения по результатам рассмотрения жалоб N N 003/01/18.1-656/2020, 003/01/18.1-660/2020 от 06.08.2020, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем повторного рассмотрения жалоб.
Решением суда первой инстанции от 26.10.2020 требования заявителей удовлетворены полностью.
Суд признал недействительным решение по результатам рассмотрения жалоб N N 003/01/18.1-656/2020, 003/01/18.1-660/2020, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия 06.08.2020, как несоответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителей.
Антимонопольный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять новое решение.
Представитель антимонопольного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, сделаны без учета всех обстоятельств дела.
Решение антимонопольного органа не нарушает прав заявителей по делу.
Представитель индивидуального предпринимателя Тухаренова С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ООО "Альянс" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представитель НП "ТК Дархан-Авто" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ООО "Южное" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель МУ "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.12.2020.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя ООО "Альянс", пришел к следующим выводам.
06.04.2020 Комитетом опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по городскому маршруту N 97, 97 "Квартал" г. Улан-Удэ на официальном сайте Администрации г. Улан-Удэ. (т. 1, л. 97 ).
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 22.05.2020 N 01 на участие в конкурсе подали заявки ООО "Альянс", ООО "Южный", ИП Тухаренов С.А., НП "Транспортная компания "Дархан-Авто" (т. 1, л. 133).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 17.06.2020 N 02 всем участникам отказано в допуске к участию в конкурсе (т. 1, л. 138).
Во исполнение предписания Бурятского УФАС России от 17.07.2020 N 003/01/18.1- 555/2020 указанный протокол от 17.06.2020 N 02 отменен, конкурсной комиссией повторно рассмотрены представленные на участие в конкурсе заявки (т. 1, л. 142).
В рамках оценки заявки ООО "Южный" на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по городскому маршруту N 97, 97 "Квартал" г.Улан-Удэ, 23.07.2020 антимонопольный орган в адрес ООО "Южный" вынес предупреждение N 24 о прекращении действий, которые содержат признаки антимонопольного законодательства (т. 1, л. 13).
Как указал антимонопольный орган, четыре поименованных автомобиля, указанных обществом в заявке, осуществляют перевозку на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах муниципального образования ГП "Город Гусиноозерск".
Антимонопольный орган предложил обществу в срок до 28.07.2020 прекратить указанные действия путем исключения из конкурсной заявки четырех транспортных средств, принадлежащих ООО "Гусиноозерский маршрут" (т. 1, л. 13).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 28.07.2020 N 02 к участию в конкурсе допущены ООО "Альянс", ООО "Южный", ИП Тухаренов С.А. (т. 1, л. 143).
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 28.07.2020 N 03 победителем конкурса признано ООО "Южный" (т. 1, л. 146).
ООО "Альянс", ИП Тухаренов С.А. полагая, что организатором конкурса совершены действия, выразившиеся в допуске претендента ООО "Южный" к участию в конкурсе, в нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, обратились в антимонопольный орган с жалобами от 29.07.2020, от 31.07.2020 на действия организатора конкурса - МУ "Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ" (т. 1, л. 74, 76).
По результатам рассмотрения жалоб антимонопольный орган принял решение от 06 августа 2020 года, которым признал их необоснованными (т.1, л. 26).
Как указал антимонопольный орган, в связи с наличием в действиях ООО "Южный" признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 4.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдал обществу предупреждение N 24 от 23.07.2020 о необходимости прекращения указанных действий путем исключения из заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по городскому маршруту N 97, 97 "Квартал" г.Улан-Удэ четырех транспортных средств.
ООО "Южное" исполнив выданное предупреждение, обратилось к организатору торгов с просьбой при оценке не учитывать четыре транспортных средства.
Указанное было разъяснено организатору торгов ответом от 28.07.2020.
ООО "Альянс", ИП Тухаренов С.А. посчитав, что решение антимонопольного органа нарушает их права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Республики Бурятия от 23.11.199 N 292-II "Об автомобильном и электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия", постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06.02.2019 N 22 "Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Улан-Удэ по нерегулируемым тарифам", постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06.02.2019 N 24 "Об установлении шкалы для оценки критериев, учитываемых при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Улан-Удэ по нерегулируемым тарифам" Комитетом разработана конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления перевозок по городскому маршруту N 97, 97 "Квартал" г. Улан-Удэ.
Разделом 2 Конкурсной документации определены требования к участникам открытого аукциона, в том числе подпунктом 2 пункта 2.2 Требование о принятии обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по городскому маршруту подтвердить до 16.06.2020 наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Разделом 3 Конкурсной документации определены требования к содержанию, форме и оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе пунктом 3.2.2 предусмотрена обязательность представления в составе заявки сведений о перечне транспортных средств, заявляемых к осуществлению пассажирских перевозок по форме согласно приложению N 3, копий документов, подтверждающих наличие права собственности или иного законного основания на транспортные средства, копии свидетельств о регистрации транспортных средств, копии паспортов транспортных средств, копии документов о прохождении технического осмотра транспортными средствами, заявляемыми к осуществлению пассажирских перевозок.
Пунктом 3.1 Конкурсной документации установлено, что дата окончания приема заявок на участие в конкурсе 21.05.2020.
Пунктом 3.5 Конкурсной документации установлено, что претенденты вправе отозвать или изменить заявку путем письменного уведомления конкурсной комиссии до окончания срока подачи заявок.
Пунктом 3.6 Конкурсной документации установлено, что одно и тоже транспортное средство не может быть предоставлено в разных заявках претендентов на участие в открытом конкурсе независимо от лотов, на которые указаны заявки претендентов. (т. 1, л. 99).
Пунктом 4.5 Порядка проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Улан-Удэ по нерегулируемым тарифам утвержденного постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 06.02.2019 N 22 установлено, что претенденты вправе отозвать или изменить заявку путем письменного уведомления комиссии до окончания срока подачи заявок.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками дела, в заявке ООО "Южный" которую конкурная комиссия оценивала при повторном рассмотрении заявок участников конкурса было указано 4 автомобиля, которые в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета МО ГП "Город Гусиннозерск" осуществляют перевозку на муниципальных регулярных перевозок в границах муниципального образования ГП "Город Гусиннозерск".
Данное обстоятельство подтверждается тем, что антимонопольным органом ООО "Южное" было выдано предупреждение в порядке ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о прекращении нарушения обществом ст. 14.8 данного закона; разъяснением антимонопольного органа, изложенным в Письме от 28.07.2020; исполнение ООО "Южное" и конкурсной комиссией требований антимонопольного об исключении из заявки общества и из оценки указанных четырех транспортных средств как объектов оценки.
Таким образом, факт того, что ООО "Южное" в заявке указало четыре транспортных средства, которые в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из бюджета МО ГП "Город Гусиннозерск" осуществляют перевозку на муниципальных регулярных перевозок в границах муниципального образования ГП "Город Гусиннозерск" подтверждается материалами дела.
При этом суд апелляционной инстанции считает обоснованным подход антимонопольного органа в том, что указание ООО "Южное" в заявке транспортных средств, которые объективно не могут принимать участие в исполнении контракта в случае победы на конкурсе, в связи с их участием исполнения иных контрактов заключенных на конкурсе в пределах иных административно-территориальных образований, свидетельствует о недобросовестной конкуренции.
Наличие транспортных средств у претендента соответствующих требованиям заказчика, является предметом оценки конкурсной комиссии, в связи с чем предоставление ей для указанных целей транспортных средств которые объективно не могут быть использованы в исполнении контракта заключенного по итогам конкурса, в связи с их участием в исполнении иных контрактов заключённых по итогам конкурсных процедур, в частности, свидетельствует лишь о получении таким участником конкурса преимуществ перед иными добросовестными участниками конкурса.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанное поведение ООО "Южный" правомерно расценено антимонопольным органом как недобросовестная конкуренция одного из участников конкурса.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и антимонопольного органа о том, что заявка ООО "Южный" являлась ненадлежащей, поскольку сформирована и подана при наличии в действиях общества признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", недобросовестной конкуренции.
Указанное материалами дела не опровергается.
С учетом положений п. 3.5 Конкурсной документации и п. 4.5 Порядка проведения открытого конкурса, устанавливающих, что претенденты вправе отозвать или изменить заявку путем письменного уведомления конкурсной комиссии до окончания срока подачи заявок и пункта 3.1 Конкурсной документации, устанавливающего срок - 21.05.2020, как срок окончания приема заявок, после указанной даты ООО "Южный" не имело законных оснований для изменения заявки, в том числе, путем обращения в конкурсную комиссию с требованием не давать оценки части предоставленным объектам оценки на их соответствие требованиям конкурсной документации.
Суд апелляционной инстанции также считает, что антимонопольный орган также не имеет полномочий на требование от конкурсной комиссии при проведении оценки заявок претендентов на участие в конкурсе, оценивать заявку участника частично, без учета всего комплекса сведений предоставленных им в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Как понимает суд апелляционной инстанции, если заявка участника конкурса содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, что в данном случае подтверждено антимонопольным органом, то такая заявка не может быть признана надлежащей, если в установленные конкурсной документацией сроки в такую заявку не будут внесены изменения.
Поскольку в установленные конкурсной документацией сроки в заявку ООО "Южное" не были внесены изменения, то такая заявка не может быть признана надлежащей, а лицо, подавшее такую заявку не может быть допущено к конкурсу, поскольку в противном случае создаются неравные условия для участников конкурса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Южное" без учета данных 4-х транспортных средств победило бы в конкурсе, в связи с чем оспариваемым решением антимонопольного органа не нарушаются права и законные интересы ООО "Альянс" и предпринимателя Тухаренова С.А., суд апелляционной инстанции оценивает критически.
Нарушение прав данных лиц состоит в том, что заявка ООО "Южное" была признана надлежащей и общество было допущено к конкурсу, в то время как общество не подлежало к допуску к конкурсу, поскольку, как установлено антимонопольным органом, заявка общества содержала признаки недобросовестной конкуренции, а сроки внесения изменений в заявку, на дату ее рассмотрения конкурсной комиссией, истекли.
Следовательно, комиссия, допустив общество к участию в конкурсе при наличии в заявке признаков недобросовестной конкуренции, нарушила права и законные интересы иных участников конкурса.
Доводы апелляционной жалобы о том, что конкурсная комиссия рассмотрела именно в том виде заявку, в котором она была подана победителем, факта изменения заявки не было, было лишь оценено меньшее количество транспортных средств, чем было первоначально заявлено, суд апелляционной инстанции оценивает критически, поскольку данным доводом антимонопольный орган признает, что заявка ООО "Южное" содержащая признаки недобросовестной конкуренции, что установлено сами антимонопольным органом, нашло свое подтверждение и не опровергнуто материалами дела, признана надлежащей, а с целью создания обществу преимуществ, конкурсная комиссия, в соответствии с разъяснениями антимонопольного органа самостоятельно исключила из заявки обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестной конкуренции со стороны общества по отношению к иным участникам конкурса.
Суд апелляционной инстанции оценивает такой подход незаконным, поскольку законодательство не дает права конкурсной комиссии давать оценку заявке участника конкурса лишь в той части, которая соответствует закону и не рассматривать ту часть заявки, в которой в данном случае со стороны подателя заявки, допущена ненадлежащая конкуренция.
Следовательно, антимонопольный орган, признавая жалобы ООО "Альянс" и предпринимателя Тухаренова С.А., на действия конкурсной комиссии необоснованными, допустил нарушение положений статьей 18.1 Закона о защите конкуренции дав ненадлежащую оценку обстоятельствам дела.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа нарушает права и законные интересы заявителей и в полной мере не соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителей.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "26" октября 2020 года по делу N А10-3726/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3726/2020
Истец: ООО Альянс, Тухаренов Сергей Александрович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Администрации г. Улан-Удэ, НП Транспортная компания Дархан-Авто, ООО Южный