г. Санкт-Петербург |
|
21 января 2021 г. |
Дело N А42-775/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Нифонтова Д.Ю., доверенность от 01.01.2021
от ответчика): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33745/2020) АО "Мончегорская теплосеть" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2020 по делу N А42-775/2020 (судья Копылова Ю.В.), принятое
по иску ООО "Ваше Домоуправление"
к АО "Мончегорская теплосеть"
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ваше Домоуправление" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мончегорская теплосеть" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки горячей воды от 06.11.2019 N 500/2019.
С учетом принятых судом уточнений истец просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора в отношении преамбулы договора, а также пунктов и приложений договора:
- в преамбуле и по тексту договора общество с ограниченной ответственностью "Ваше ДУ" (ООО "ДУ") именовать "Управляющая организация" (УО);
- пункт 1.2. - исключить;
- пункт 1.4. изложить в следующей редакции: "Поставка КРСОИ для многоквартирных домов, находящихся под управлением УО производится через присоединенную сеть на границе балансовой принадлежности сетей ТСО и сетей, находящихся в ведении УО, установленной Актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон, являющимся Приложением N 2 к настоящему Договору. Местом исполнения обязательств ТСО является точка поставки, которая располагается на границе эксплуатационной ответственности сетей МКД и тепловой сети ТСО";
- далее по тексту Договора и Приложений исключить "балансовую принадлежность";
- пункт 1.5. изложить в следующей редакции: "При исполнении настоящего договора в целях информационного взаимодействия Стороны обмениваются информацией об объемах поставленных коммунальных ресурсов, количестве потребителей, показаниях приборов учета, площадях помещений в МКД и другой необходимой информацией преимущественно в формате электронного документооборота. В случае возникновении разногласий, или необходимости дополнительных пояснений, запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе с правом ознакомления с подлинниками документов".
- пункт 2.1.2. изложить в следующей редакции: "Осуществлять действия по допуску к коммерческому учету прибора учета (узла учета) тепловой энергии и 3 теплоносителя установленных в МКД в соответствии с действующим законодательством".
- пункт 2.1.6. изложить в следующей редакции: "Предоставлять УО информацию о количестве потребленной горячей воды потребителями в жилых и нежилых помещениях в МКД за подписью ответственного исполнителя по форме N 1 и форме N 2 Приложения N 4 (в редакции УО), позволяющем УО определить объем КРСОИ. Предоставлять по запросу УО документы, подтверждающие произведенные начисления и перерасчеты по ГВС в течение 5-и (Пяти) рабочих дней с момента получения такого запроса".
- пункт 2.1.8. изложить в следующей редакции: "Направлять Управляющей организации уведомления об изменении площади помещений в многоквартирных домах и площади общего имущества, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору, с предоставлением документов (копий), подтверждающих такие изменения. При этом корректировка объема КРСОИ производится в текущем расчетном месяце".
- пункт 2.1.9 изложить в следующей редакции: "Составлять акты об установлении количества проживающих (в том числе временно) граждан, для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу, и направлять копии актов Управляющей организации в течение 10-и (Десяти) рабочих дней от даты составления акта".
- пункт 2.2.1. изложить в следующей редакции: "Осуществлять контроль за соблюдением УО условий настоящего Договора и требовать исполнения его условий";
- пункт 2.2.5. Первый абзац Договора изложить в следующей редакции: "При соблюдении процедуры уведомления Управляющей организации, но не чаще одного раза в три месяца направлять своих представителей с целью осуществления проверки и обследования систем горячего водоснабжения и отопления и общедомовых (коллективных) приборов коммерческого учета коммунальных ресурсов (ОДПУ) на объектах теплоснабжения и горячего водоснабжения в присутствии Управляющей организации с составлением двустороннего акта";
- пункт 2.2.6. изложить в следующей редакции: "Осуществлять копирование и проверку архивных показаний общедомовых приборов учёта, в том числе с 4 использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний, установленных на объектах теплопотребления";
- пункты 2.2.7, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5 исключить;
- пункт 3.1.6. изложить в следующей редакции: "Обеспечить введение в эксплуатацию ОДПУ учета коммунальных ресурсов не позднее месяца, следующего за датой их установки, и применять их показания при осуществлении расчетов за ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода таких приборов учета в эксплуатацию";
- пункты: 3.1.7, 3.1.8, 3.1.10, 3.1.11, 3.1.14 - исключить;
- пункт 3.1.16. изложить в следующей редакции: "Назначить либо привлечь лиц, прошедших обучение и имеющих соответствующее удостоверение, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей и теплопотребляющих энергоустановок Абонента, эксплуатацию, сохранность и обслуживание приборов коммерческого учёта тепловой энергии и горячей воды Абонента, довести данные указанных лиц (включая контактные телефоны) до сведения ТСО по форме согласно Приложению N 5 к настоящему Договору";
- пункт 3.1.17, 3.1.19, 3.1.20, 4.4, 4.5. - исключить;
- пункт 5.1. изложить в следующей редакции: "Количество (объем) горячей воды на КРСОИ поставленного в многоквартирный дом, оборудованный ОДПУ, а 5 также первые три месяца в случае выхода из строя ОДПУ, для компонента теплоноситель определяется на основании показаний этого прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) или среднемесячного объема за вычетом объемов поставки коммунального ресурса, подлежащего оплате всеми потребителями в МКД, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг и компонента на тепловую энергию. В случае если объем коммунального ресурса, подлежащий оплате всеми потребителями в МКД превышает или равен объему по ОДПУ в этом МКД, то объем КРСОИ, подлежащий оплате Управляющей организацией по настоящему договору в отношении такого МКД за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0. При этом, объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами";
- пункт 5.2. изложить в следующей редакции: "Количество (объем) горячей воды на КРСОИ, поставленного за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный ОДПУ, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, непредставлении показаний ОДПУ более трех расчетных периодов подряд определяется РСО в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества МКД согласно Приложению N 1 с применением положений пунктов "e)" и "ж)" пункта 22 Правил N124 о применении повышающих коэффициентов";
пункты 5.3, 5.4 - исключить;
пункт 5.7. изложить в следующей редакции: "Управляющая организация обязана в установленные сроки производить государственную поверку общедомовых приборов учета. Не прошедшие в установленном порядке поверку, а также неисправные приборы учета коммунальных ресурсов к коммерческому учету ТСО не принимаются";
- пункт 5.8. изложить в следующей редакции: "Стороны ежемесячно производят сверку объемов поставленных ресурсов на основании информации предоставленной ТСО в разрезе объемов по каждому МКД".
- пункт 6.3. изложить в следующей редакции: "Оплата производится безналичным переводом денежных средств на расчетные счета ТСО, указанные в платежных документах (счете, счет-фактуре) в течение 15 банковских дней от даты получения платежно-расчетных документов от ТСО".
- пункт 6.6. - исключить;
- пункт 6.7. дополнить следующим предложением: "Неполучение в 10-ти дневный срок Стороной, направившей акт сверки, подписанного акта не является его признанием";
- пункт 7.2. изложить в следующей редакции: "В случае несоблюдения срока оплаты платежных документов УО уплачивает ТСО неустойку, определенную в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, если нарушение сроков оплаты не явилось следствием действий/бездействий ТСО";
- пункты 7.3, 7.4, 7.6, 7.7 - исключить;
- пункт 8.4. изложить в следующей редакции: "Споры и разногласия, возникающие между сторонами при исполнении настоящего договора, разрешаются в судебном порядке с обязательным соблюдением претензионного порядка урегулирования споров. Срок рассмотрения претензий составляет 30 дней";
- в Приложении N 1 к Договору в строке 209: ул. Стахановская д. 27 исключить объем теплоносителя. Итоговый объем теплоносителя по нормативам потребления составляет 3 415,107 м3 ;
- из Приложения N 2 исключить п. 1 и п. 3;
- приложение N 4 изложить в редакции предложенной ООО "ДУ": "Форма N 1 (информация об объеме ГВС, начисленном потребителям) и Форма N 2 (сведения об ИПУ, показаниях ИПУ") - далее представлена таблица "Расчет стоимости горячего водоснабжения за июль 2019 года";
- приложение N 5 - исключить"
. Истец уточнил исковые требования в части Приложений N 1 и N 5 к Договору, указав на их согласованность между сторонами, просил утвердить данные Приложения в представленной редакции. Судом уточнения приняты в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 05.10.2020 суд урегулировал разногласия сторон, возникшие при заключении договора, и принял его на условиях АО "Мончегорская теплосеть", за исключением пунктов 1.2, 1.5, 2.1.6, 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 3.1.2, 3.1.6, 3.1.11, 3.1.16, 3.1.17, 3.1.19, 3.1.20, 4.5, 5.1, 5.7, 6.6, 6.7, 7.4, 7.6, 8.4, приложений N 1, N 2, N 5.
Не согласившись с некоторыми из утвержденных судом формулировок пунктов договора и полагая, что их следует изменить, ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке в части пунктов 4.5., 5.7., 6.6., 7.6. и пункта 3 приложения N 2 к договору.
По мнению подателя жалобы, резолютивную часть судебного акта следует изложить в следующей редакции:
"Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора поставки горячей воды от 06.11.2019 N 500/2019, приняв его на условиях АО "Мончегорская теплосеть" (ОГРН 1055100082025, ИНН 5107909768), за исключением пунктов 1.2, 1.5, 2.1.6, 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 3.1.2, 3.1.6, 3.1.11, 3.1.16, 3.1.17, 3.1.19, 3.1.20, 5.1, 6.7, 7.4, 8.4, приложений N 1,N 5. Пункт 4.5., пункт 5.7. пункт 6.6. и пункт 7.6. Договора N500/2019 принять в редакции АО "Мончегорская теплосеть".
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2020 по делу N А42-775/2020, по мнению ответчика, следует оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя не направил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу положений статей 121-123 АПК РФ.
Истец представил письменный отзыв на жалобу, в котором изложены возражения против ее удовлетворения. Представитель истца в заседании поддержал доводы отзыва, считая решение законным и обоснованным, в том числе - в обжалованной части.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Возникшие между сторонами при заключении договора поставки горячей воды от 06.11.2019 N 500/2019 разногласия не были урегулированы и переданы на рассмотрение арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (статья 422 Кодекса).
В силу статей 426, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закона о теплоснабжении) договор на теплоснабжение является договором энергоснабжения и относится к публичным договорам.
Таким образом, заключение договора, который является предметом спора, обязательно для обеих его сторон, поэтому возникшие между сторонами разногласия по его условиям подлежат урегулированию в судебном порядке.
Условия, последовательность и сроки совершения действий при заключении договоров, обязательных хотя бы для одной из сторон предусмотрены в статье 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Судом при рассмотрении дела установлено, что представленный ответчиком проект договора поставки горячей воды от 06.11.2019 N 500/2019 содержит все существенные условия договора горячего водоснабжения.
Оспаривая в апелляционной жалобе правомерность исключения из текста договора пункта 4.5 в редакции ответчика, последний ссылается на пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункты 6, 16 приказа Минэнерго России от 12.03.2013 N103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду".
Поскольку данные нормы регламентируют порядок проведения проверок и оценки готовности к отопительному периоду, но не наделяют ТСО правами надзорных и контролирующих органов, данная ссылка ответчика является необоснованной и подлежит отклонению.
Соответственно, является правомерным и исключение пункта 3 приложения N 2 к договору в редакции ответчика, в котором были предусмотрены функции надзора и контроля ТСО за использованием тепловой энергии и горячей воды.
Пункт 5.7 договора также обоснованно исключен судом из текста договора.
Из материалов дела следует, что ответчик (АО "Мончегорская теплосеть") в процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции согласился с исключением данного пункта из текста договора, что отмечено в протоколе судебного заседания от 28.09.2020 и описано в мотивировочной части решения по делу.
Пункт 6.6. договора в редакции ответчика был исключен судом из текста договора, поскольку он не позволяет определить, какие именно материальные затраты ТСО, связанные с исполнением условий договора абонент должен оплатить.
Согласно статьи 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, обращающееся с иском о взыскании убытков, должно в совокупности доказать следующие обстоятельства: факт нарушения обязательства ответчиком, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.
Жилищное законодательство устанавливает только два способа определения объемов коммунальных ресурсов: либо по показаниям приборов, либо по нормативу потребления коммунальных услуг (ст. 157 ЖК РФ).
Так, в пункте 2 Правил N 306 установлено, что норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме представляет собой определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг н работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В пункте 29 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно пунктам 18 и 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления; промывку систем водоснабжения и теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Поскольку оплата прочих материальных затрат ТСО договором поставки горячей воды в целях содержания общего имущества МКД не предусмотрена, так как все затраты ТСО включены в норматив потребления коммунальных ресурсов, а возмещение убытков производится в общем порядке в соответствии с нормами ГК РФ, суд обоснованно исключил пункт 6.6. в редакции ответчика из текста договора.
Обоснованно исключен из договора и пункт 7.6. В решении суда указано, что пунктом 7.1. договора уже предусмотрена ответственность сторон за несоблюдение условий договора в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем нет необходимости включения пункта 7.6. в договор.
Ответчик ссылается на часть 11 статьи 157.2 ЖК РФ в обоснование своей позиции о необходимости включения данного пункта в договор в следующей редакции: "В случаях действий либо бездействий Абонента, повлекших за собой нарушения теплоснабжения и горячего водоснабжения собственников помещений в МКД, в том числе включая неисполнение требований пункта 3.1.11 настоящего договора, последний несёт ответственность перед ТСО и оплачивает фактически понесённые ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги убытки в полном объеме".
При этом ответчик не учитывает, что согласно части 11 статьи 157.2 Жилищного Кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за содержание общего имущества, компенсирует РСО фактически понесенные расходы, а именно: только расходы, вызванные изменением размера платы в связи с предоставлением коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества, при условии надлежащего исполнения РСО своих обязательств по поставке ресурсов надлежащею качества до границ общего имущества.
Указанный в этой норме перечень оснований для возмещения расходов РСО является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2020 по делу N А42-775/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-775/2020
Истец: ООО "Ваше Домоуправление"
Ответчик: АО "МОНЧЕГОРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"