г. Чита |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А19-22133/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Усолье-Сибирское на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2020 года по делу N А19-22133/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Буданов Игорь Константинович (ОГРНИП 304381914700132, ИНН 381900241842, далее - предприниматель, заявитель, ИП Буданов И.К.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Усолье-Сибирское (ОГРН 1023802142616, ИНН 3819005092, далее - заинтересованное лицо, администрация) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 38:31:000007:215 за плату, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Коростова, з/у 8в, выраженного в письме от 29.05.2019 N 01/5571 и об обязании подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:31:000007:215, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье- Сибирское, ул. Коростова, з/у 8в.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Усолье-Сибирское (ОГРН 1023802144112, ИНН 3819003592, далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2020 года по делу N А19-22133/2019 заявленное требование удовлетворено.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа. Полагает, что заключение от 15.06.2020 года N 1-06/20, выполненное экспертом ООО "Фактор" Гордиёнок А.В., произведено с нарушениями действующего законодательства, методик проведения данного вида исследований, в связи с чем данное заключение не является допустимым доказательством и его выводы не могу использоваться при принятии решения, что является основанием для назначения повторной судебной экспертизы.
Также апеллянт не согласен с выводом суда о том, что разрешенное использование земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.12.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское от 09.06.2010 г. N 1022 Буданову Игорю Константиновичу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 8381 м2 из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:31:000007:215, с северо-восточной стороны производственной территории расположенной по адресу г. Усолье-Сибирское по ул. Трактовая 1, для строительства складских помещений и гаражных боксов для грузового автотранспорта.
В 2010 году между Будановым Игорем Константиновичем и Администрацией муниципального образования г. Усолье-Сибирское был заключен договор аренды на земельный участок площадью 8381 м2 из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:31:000007:215, с северо-восточной стороны производственной территории расположенной по адресу г. Усолье-Сибирское по ул. Трактовая 1, для строительства складских помещений и гаражных боксов для грузового автотранспорта. Кадастровая стоимость земельного участка 1 634 295 руб.
Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское N 2112 от 04.10.2013 разрешенное использование земельного участка из земель населенных пунктов (кадастровый номер 38:31:000007:215), расположенного: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, с северо-восточной стороны производственной территории по ул. Трактовая, 1, в установленных границах площадью 8381 м2 изменено на использование - для строительства производства пиломатериалов.
По окончании срока аренды земельного участка между администрацией и Будановым И.К. заключен новый договор аренды земельного участка N 83-16 от 02.12.2016 г. однократно для завершения строительства сроком до 03.07.2019 г.
На указанном земельном участке построено:
- административное здание производства пиломатериалов, площадью 38,7 м2, 1 этаж, назначение: нежилое здание, о чем в Единой государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.08.2016 г. внесена запись регистрации N 38-38/012-38/012/015/2016-6794/1;
- гараж (цех по производству пиломатериалов), площадью 66 м2, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.07.2018 о чем имеется запись регистрации N 38:31:000007:713-38/000/2018-1;
- линия электропередач протяжённостью 370 м., право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.05.2018 о чем имеется запись регистрации N 38:31:000007:711-38/0001/2018-1.
Также на указанном земельном участке установлена пилорама для производства пиломатериалов, станки для распиловки древесины, оборудованы места - склады, для хранения древесины и пиломатериалов, на участке установлены два 40-футовых контейнера для сушки пиломатериалов.
Для сотрудников-работников установлены строительно-монтажные бытовки (вагончики), произведена планировка и отсыпка земельного участка для стоянки большегрузной техники, используемой для транспортировки пиломатериалов.
Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 13.06.2018 г. N 1145 земельному участку с кадастровым номером 38:31:000007:215 общей площадью 8381 м2, присвоен новый адресный номер: Российская Федерация, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Коростова, з/у 8в.
Буданов И.К. заявлением от 29.04.2019 обратился в Администрацию г. Усолье-Сибирское о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:31:000007:215 общей площадью 8381 м2, в собственность за плату.
Ответом администрации, оформленным письмом от 29.05.2019 N 01/5571 заявителю отказано в предоставлении указанного земельного участка со ссылкой на п. 6 ч. 2 ст. 39.3 и п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса. В обоснование отказа администрацией указано, что на испрашиваемом земельном участке расположены три объекта принадлежащие на праве собственности, тогда как данные объекты не зарегистрированы как единый недвижимый комплекс, большая часть территории земельного участка, предоставленного в аренду для производства пиломатериалов, не занята объектами недвижимости. Однако уполномоченные органы обязаны учитывать потребность в заявленной площади испрашиваемого земельного участка, исходя из назначения и площади объекта недвижимости, расположенного на этом участке. Линия электропередач принадлежащая на праве собственности относится к виду объектов, указанных в пункте 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", а именно: линиям электропередачи классом напряжения до 35 кВ для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Доказательств того, что для эксплуатации объектов недвижимого имущества, а именно: административного здания (площадью 38.7 м2) и гаража (площадью 66.0 м2) требуется земельный участок площадью 8381 м2 с видом разрешенного использования "для строительства производства пиломатериалов", не представлено.
Заявитель, полагая, что данный отказ не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
На основании части 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 вышеназванного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 названного Кодекса.
В пункте 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Данная статья не предусматривает такого основания для отказа, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не предусмотрена и необходимость предоставления документа, обосновывающего такое соответствие, в целях предоставления земельного участка.
Согласно статье 11.2 указанного Кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования к образуемым земельным участкам установлены статьей 11.9 ЗК РФ, предусматривающие, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1 статьи 11.9 Кодекса).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 ЗК РФ, в том числе, если: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
Предоставление земельных участков в собственность без торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, осуществляется прежде всего исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, в связи с чем площадь передаваемого в собственность участка определяется в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 11.9 этого же Кодекса.
По смыслу статей 1, 39.1, 39.3, 39.16 и 39.20 названного Кодекса размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, поставлен в зависимость не только от площади объекта капитального строительства, расположенного на таком участке, но и от назначения этого объекта, целей его использования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 8381 м2 в порядке исключительного права, предусмотренного статьей 39.20 ЗК РФ, в связи с нахождением на земельном участке нежилых зданий, принадлежащих заявителю на праве собственности: административного здания производства пиломатериалов, площадью 38,7 м2, 1 этаж, цеха по производству пиломатериалов, площадью 66 м2 и линии электропередач протяжённостью 370 м.
Из материалов дела следует, что заявитель владеет спорным земельным участком на праве аренды более 3-х лет (с 09.06.2010-03.07.2019). На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность срок договора не истек. Поскольку предприниматель на протяжении трех лет являлся арендатором земельного участка заявитель вправе претендовать на получение указанного участка в собственность без проведения торгов на основании вышеуказанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка было отказано ответчиком в связи с тем, что заявителем не представлено доказательств, что для эксплуатации объектов недвижимого имущества, а именно: административного здания (площадью 38.7 м2) и цеха по производству пиломатериалов (площадью 66.0 м2) требуется земельный участок площадью 8381 м2 с видом разрешенного использования "для строительства производства пиломатериалов".
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в статье 39.16 ЗК РФ.
В силу пункта 14 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из материалов дела следует, что на основании Постановления Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское от 09.06.2010 г. N 1022 Буданову Игорю Константиновичу был предоставлен в аренду земельный участок площадью 8381 м2 из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:31:000007:215, с северо-восточной стороны производственной территории расположенной по адресу г. Усолье-Сибирское по ул. Трактовая 1, для строительства складских помещений и гаражных боксов для грузового автотранспорта.
В 2010 году между Будановым Игорем Константиновичем и Администрацией муниципального образования г. Усолье-Сибирское был заключен договор аренды на земельный участок площадью 8381 м2 из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 38:31:000007:215, с северо-восточной стороны производственной территории расположенной по адресу г. Усолье-Сибирское по ул. Трактовая 1, для строительства складских помещений и гаражных боксов для грузового автотранспорта. Кадастровая стоимость земельного участка 1 634 295 руб.
Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское N 2112 от 04.10.2013 разрешенное использование земельного участка из земель населенных пунктов (кадастровый номер 38:31:000007:215), расположенного: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, с северо-восточной стороны производственной территории по ул. Трактовая, 1, в установленных границах площадью 8381 м2 изменено на использование - для строительства производства пиломатериалов.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 38:31:000007:215 земельный участок расположен на землях населённых пунктов с разрешенным использованием - для строительства производства пиломатериалов.
По окончании срока аренды земельного участка между администрацией и Будановым И.К. заключен новый договор аренды земельного участка N 83-16 от 02.12.2016 г. однократно для завершения строительства сроком до 03.07.2019 г. С видом разрешенного использования - для строительства производства пиломатериалов.
Предприниматель в обоснование заявленных требований пояснил, что на указанном земельном участке осуществляется производство пиломатериалов, на участке находятся пилорама, склады, стоянка для большегрузной техники, сушилка для пиломатериалов, бытовые помещения, открытые склады для пиломатериалов и стройматериалов, административное здание и по всему периметру возведенная для целей пилорамы линия электропередач. В соответствии с санитарно эпидемиологическими правилами СП 2.2.1.1312-03 (СНИП 18.13330.2011) территория производственного объекта должна иметь функциональное зонирование. На территории промышленного объекта следует выделять административно-хозяйственную зону, производственную транспортно-складскую, которые разделяются друг от друга разрывом. Размеры площади производственного объекта должны быть достаточными для разрешения основных и вспомогательных сооружений. Учитывая, что вся вышеуказанная планировка территории объекта должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на производстве.
В подтверждение осуществления деятельности по производству пиломатериалов предпринимателем в материалы дела представлено: приказ об утверждении штатного расписания N 1 от 05.02.2013, штатное расписание N 2 от 07.02.2013, договоры аренды транспортного средства без экипажа N 3 от 10.04.2013, N 5 от 01.10.2013, N 6 от 12.05.2014, N 4 от 18.04.2013, N 18 от 10.01.2020, технологический процесс производства пилорамы, счета-фактуры, товарные накладные о покупке ленточной пилорамы СЛГ-80 ВУ1, пилы дисковой с тв/сп 450х28х50х2,8х4 прямая заточка, технические характеристики пилорамы, схему расположения земельного участка.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Довод апеллянта об обратном со ссылкой на неотносимость представленных доказательств отклоняется судебной коллегией как ничем не обоснованный.
Администрация города Усолье-Сибирское, оспаривая заявленные требования указала, что на спорном земельном участке площадью 8 381 м2 с кадастровым номером 38:31:000007:215 расположены объекты: административное здание производства пиломатериалов - общей площадью 38,7 м2, гараж - общей площадью 66 м2 и линия электропередачи протяженностью 370 м, которые свидетельствуют о несоразмерности испрашиваемого земельного участка площади размещённых на нем объектов. Считает, что получение свидетельств о государственной регистрации права собственности на законченные объекты строительства, не предполагает наличия у арендатора безусловного права на выкуп земельного участка без учета необходимости и целесообразности использования земельного участка в заявленной к выкупу площади для эксплуатации созданных объектов недвижимого имущества.
Заявитель, возражая против доводов администрации, пояснил, что хозяйственная деятельность пилорамы должна осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию. Все находящиеся на участке пилорамы, склады, стоянка для большегрузной техники, сушилка для пиломатериалов, бытовые помещения, открытые склады для пиломатериалов и стройматериалов, административное здание находятся по всему периметру земельного участка, в связи с чем площадь испрашиваемого земельного участка необходима для функционального использования и эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости.
В связи с несогласием ответчика с заявленным размером площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности. Для определения размера площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности, функциональном использовании спорного земельного участка заявителем, судом первой инстанции по ходатайству заявителя, в порядке ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определением суда от 21.01.2020 г. назначена судебная экспертиза.
Проведение экспертизы поручено эксперту Общества с ограниченной ответственностью "Фактор" (664081, г. Иркутск, переулок Карла Либкнехта, д. 239) Гордиёнок Антону Владимировичу.
На разрешение экспертизы поставлен следующий вопрос: "Определить размер необходимой нормативной площади земельного участка с кадастровым номером 38:31:000007:215, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Коростова, з/у 8в для использования под строительство производства пиломатериалов с учетом характеристик, находящихся на нем эксплуатируемых объектов?".
Из заключения эксперта N 1-06/20 Общества с ограниченной ответственностью "Фактор" Гордиёнок Антона Владимировича следует, что размер необходимой нормативной площади земельного участка для использования под строительство производства пиломатериалов с учетом характеристик, находящихся на нем эксплуатируемых объектов равна 8380,47 м2, что практически соответствует площади исследуемого земельного участка.
Ответчик на экспертное заключение представил возражение.
Заявитель возражение ответчика оспорил.
На основании статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1); в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2).
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что вышеназванное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как следствие, является относимым (имеет отношение к рассматриваемому делу) и допустимым доказательством (экспертиза проведена по поручению суда, повторная экспертиза по делу не назначалась). Ответчик, указывает о нарушении норм действующего законодательства и норм проводимых исследований, при этом не упрочняет какие нормы и какие методики нарушаются. Возражения о том, что ответчик не присутствовал на экспертизе, суд считает несостоятельным, поскольку ответчик не заявлял желание присутствовать при проведении экспертизы, более того экспертиза проводилась в большей части на основании представленных судом документов. Помощники эксперта произвели на участке только визуальный осмотр и замеры участка электронными приборами.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на неактуализированные СНИП и СП не опровергают правильных выводов суда первой инстанции и отклоняются как не влияющие на законность обжалуемого судебного акта
Таким образом, из представленных доказательств следует, что размер необходимой нормативной площади земельного участка для использования под строительство производства пиломатериалов с учетом характеристик, находящихся на нем эксплуатируемых объектов равна 8380,47 м2, что практически соответствует площади исследуемого земельного участка.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Однако доказательств обратного заявителем жалобы в материалы дела представлено не было.
Из материалов дела следует, что заявителем предприняты все меры по предоставлению доказательств необходимости и целесообразности использования земельного участка в заявленной к выкупу площади для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2015 N 305-КГ15-9974, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
При этом, доказательств невозможности представления заявителю земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, как и доказательств того, что площадь спорного земельного участка превышает необходимую для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта, доказательств возможного использования земельного участка меньшей площади для эксплуатации указанного объекта, ответчиком в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый заявителем отказ является незаконным в части ссылки на разрешенное использование земельного участка, а также отказ является немотивированным в части указания на то, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади расположенных на нем объектов.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 октября 2020 года по делу N А19-22133/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22133/2019
Истец: Буданов Игорь Константинович
Ответчик: Администрация города Усолье-Сибирское
Третье лицо: Отдел имущественных и земельных отношений КУМИ администрации города Усолье-Сибирское