Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 мая 2021 г. N Ф02-1854/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А33-16087/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" января 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (администрации Свердловского района в городе Красноярске):
Полякова В.Н., представителя по доверенности от 25.05.2020 N 148,
от ответчика (товарищества собственников жилья "Гигант"): Скрипальщиковой Ю.Л., представителя по доверенности от 01.12.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Гигант"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" октября 2020 года по делу N А33-16087/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Свердловского района в городе Красноярске (ИНН 2464018241, ОГРН 1032402503616, далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к товариществу собственников жилья "Гигант" (ИНН 2464011630, ОГРН 1022402304715, далее - ответчик, товарищество) об обязании создать/организовать места сбора, накопления твёрдых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома N 11 по ул. Свердловская и их вывоза в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2020 года с учетом определения Арбитражного суда Красноярского края об исправлении опечатки от 30 октября 2020 года требования удовлетворены, на товарищество собственников жилья "Гигант" возложена обязанность организовать место накопления и вывоз твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома N 11 по ул.Свердловская г. Красноярск, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что в обжалуемом решении отсутствуют выводы суда первой инстанции о том, где следует размещать место (площадку) сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для жителей спорного многоквартирного дома, учитывая, что согласно заключению экспертов государственного предприятия Красноярского края "Красноярский региональный центр энергетики и экспертизы" от 19.11.2020 N 566 размещение площадки будет нарушать требования СанПиН N 42.12804690-88.
По мнению ответчика, существующее место (площадка) для сбора ТКО расположена за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и не входит в состав общего имущества. Вместе с тем управляющая компания от имени собственников заключило договор с ООО "Росттех" на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов у указанного места сбора ТКО, расположенного в районе дома 60 лет Октября, 85.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В судебном заседании представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии заключения эксперта от 19.11.2020.
Представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, возражал против удовлетворения ходатайства ответчика.
Суд, в соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил: в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства отказать, в связи с отсутствием обоснования невозможности представления данного дополнительного доказательства в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
29.03.2013 общим собранием членов товарищества собственников жилья "Гигант" протоколом от 29.03.2013 принят Устав товарищества собственников жилья "Гигант".
В силу пункта 1.9. Устава, ТСЖ "Гигант" представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Красноярск, ул. Свердловская, 11, в договорных отношениях с управляющей, ресурсоснабжающими, обслуживающими прочими организациями, в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также в суде.
В силу пункта 3.1 Устава, цель создания товарищества определена, в том числе обеспечение эксплуатации многоквартирного дома.
Согласно пункту 3.4 Устава, товарищество для достижения целей осуществляет, в том числе, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества многоквартирного дома, а также земельного участка, на котором расположено здание и иные объекты недвижимости Товарищества в пределах денежных средств, собранных с собственников за выполнение перечисленных работ.
В соответствии с пунктом 3.5 Устава, ТСЖ "Гигант" может осуществлять управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, как штатными сотрудниками правления Товарищества, так и штатными сотрудниками Товарищества.
Администрацией Свердловского района в городе Красноярске в адрес ТСЖ "Гигант" направлена претензия о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов N 686, согласно которой муниципальный орган просит в срок до 01.05.2020 создать/организовать место сбора, накопления ТКО жителей многоквартирного дома N 11 по ул. Свердловская и их (ТКО) вывоза.
Указанная претензия направлена в адрес ответчика 14.04.2020, о чем свидетельствует квитанция, об отправке почтовой корреспонденции. Фактически корреспонденция адресатом не получена, конверт возвращен отправителю.
Согласно акту о невыполнении условий претензии от 07.05.2020, места сбора, накопления ТКО жителей многоквартирного дома N 11 по ул. Свердловская и их (ТКО) вывоза не организованы.
На основании изложенного Администрация Свердловского района в городе Красноярске обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к товариществу собственников жилья "Гигант" об обязании создать/организовать места сбора, накопления твёрдых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома N 11 по ул. Свердловская и их (твердых коммунальных отходов) вывоза.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в обязанности управляющей компании, в том числе входит содержание общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, требования администрации о создании мест (площадок) сбора, накопления твердых бытовых отходов основаны на нормах действующего законодательства. При этом отсутствие придомовой территории не освобождает управляющую компанию от исполнения соответствующей обязанности. Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включение в реестр. При этом размещение площадок в случае отсутствия прав на земельный участок под ними осуществляется на основании специального разрешения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Пунктом 1 статьи 22 данного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ органы местного самоуправления с 01.01.2019 наделены полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - места ТКО), за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определению схемы размещения мест ТКО и ведению реестра мест ТКО на территории города Красноярска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра. Пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Пунктами 1,2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к числу обязанностей товарищества собственников жилья отнесено: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Красноярск, ул.Свердловская, 11 осуществляет ТСЖ "Гигант". Таким образом, в обязанности ответчика входит, в том числе содержание общего имущества МКД, а также осуществление иной деятельности, направленной для достижения целей управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту д (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. Согласно пункту 26(1) указанного Постановления работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя, в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (пункт 3.7.4). Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора. При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин (пункт 3.7.5). Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (пункт 3.7.6).
Таким образом, требования администрации создать/организовать места сбора, накопления твёрдых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома, основаны на нормах действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусматривают обязанность управляющей организации содержать придомовую территорию в надлежащем санитарном состоянии, что подразумевает организацию сбора отходов в оборудованных в установленном порядке местах, уборку придомовой территории, организацию своевременного вывоза отходов.
Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование (мест) площадок накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и форма заявки на включение данного места в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Согласно пункту 2 указанного Постановления, администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08,2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Организациям, осуществляющим управление многоквартирными жилыми домами, были направлены уведомления о том, что необходимо организовать работу по согласованию существующих и планируемых к созданию мест (площадок) накопления ТКО для последующего их включения в реестр и в схему мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории города.
Согласование уполномоченными органами создания мест (площадок) накопления ТКО осуществляется на основании заключения органов Роспотребнадзора.
Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 путем выдачи специальных разрешений на использование земельных участков без их предоставления для размещения элементов благоустройства, к которым, в том числе, отнесены контейнеры для накопления ТКО. Выдача разрешения на размещение объектов благоустройства осуществляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с административным регламентом муниципальной услуги, утвержденным распоряжением администрации города от 17.10.2017 N 297-р на основании заявления заинтересованного лица.
Данный регламент определяет порядок предоставления Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на размещение объектов, виды которых утверждены Правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Действие Регламента распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Красноярска, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления. Право использования земельного участка для размещения места (площадки) накопления ТКО возникает у заявителя с момента получения разрешения на размещение элементов благоустройства - контейнерного оборудования.
Таким образом, требование администрации об обязании ТСЖ "Гигант", осуществляющего управление спорным МКД, обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления твердых коммунальных отходов, находящиеся в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, соответствует требованиям, как жилищного законодательства, так и законодательства в сфере обращения с отходами.
При апелляционном обжаловании ответчик указывает на то, что существующая площадка расположена за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и не входит в состав общего имущества. Вместе с тем управляющая компания от имени собственников заключило договор с ООО "Росттех" на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов именно с площадки, расположенной в районе дома 60 лет Октября, 85.
Однако, как установлено судом первой инстанции, собственники спорного МКД, которым управляет ТСЖ "Гигант", выносят твердые коммунальные отходы на площадку, организованную для сбора ТКО жильцов соседнего дома, что не соответствует требованиям жилищного законодательства. Более того, ответчиком ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены доказательства обращения ТСЖ "Гигант" в орган местного самоуправления с заявлением об организации места накопления ТКО до обращения администрации в суд с рассматриваемым заявлением.
При таких обстоятельствах, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" октября 2020 года по делу N А33-16087/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16087/2020
Истец: Администрация Свердловского района в городе Красноярске
Ответчик: ТСЖ "Гигант"