г. Челябинск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А76-52742/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Карпусенко С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 октября 2020 г. по делу N А76-52742/2019. В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" - Поляковская Н.А. (доверенность от 29.01.2020, диплом); акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания - Челябинск" - Максименкова К.С. (доверенность N 112 от 20.08.2020, диплом);
Общество с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" (далее - истец, ООО "Стоматологическая поликлиника N 4") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" (далее - ответчик, АО "УСТЭК-Челябинск") об обязании произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение за период с 01.01.2019 по 30.10.2019 в размере 822 368 руб. 72 коп., зачесть эту сумму в счет оплаты будущих начислений, взыскать штраф за нарушение порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию в размере 411 184 руб. 36 коп. путем снижения размера платы за потребленную тепловую энергию, пошедшую на отопление и горячее водоснабжение, до уплаты штрафа в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2020 (резолютивная часть объявлена 06.10.2020) в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Истец указывает, что суд первой интенции не проверил расчет исковых требований, не принял во внимание положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которой предусмотрен порядок расчета за тепловую энергию по показаниям приборов учета, а в случае отсутствия приборов учета - по нормативу потребления. В обязанности ответчика как исполнителя коммунальной услуги входит пересчет объема и стоимости коммунальной услуги, определенных в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354), после снятия фактических показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления коммунального ресурса.
По мнению подателя жалобы, ответчик злоупотребляет своими правами и как гарантирующий поставщик лишил истца возможности оплачивать коммунальный ресурс исходя из фактического объема потребления. Из-за противоправного поведения ответчика истец был лишен возможности передавать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) по горячему водоснабжению (ГВС).
В судебном заседании представитель ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представил письменные пояснения по делу.
Представитель АО "УСТЭК-Челябинск" в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва и письменных пояснений по делу, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" является собственником нежилого помещения площадью 1294,7 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 10.
В период с 01.01.2019 по 30.10.2019 истец потреблял тепловую энергию и ГВС. Ответчиком выставлены счета-фактуры, которые истцом оплачены в полном объеме. В обоснование исковых требований истец указывает на то обстоятельство, что ответчиком неверно произведен расчет поставленного коммунального ресурса, в соответствии с установленными договором величин тепловых нагрузок на горячее водоснабжение и времени отчетного периода, а не исходя из показаний ИПУ. Истец претензией от 05.11.2019 (т.1, л.д. 144-145) обращался к ответчику с просьбой произвести перерасчет стоимости тепловой энергии по помещению, принадлежащему истцу. Однако, как указывает истец, перерасчет не произведен.
Полагая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в связи с нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, что повлекло необоснованное увеличение размера платы и переплату за тепловую энергию и ГВС, ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о недоказанности наличия неосновательного обогащения на стороне ООО "Стоматологическая поликлиника N 4", в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего. Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно статье 1103 ГК РФ правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В силу пункта 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
В предмет доказывания по данным спорам входят: факт приобретения либо сбережения ответчиком имущества, принадлежащего истцу, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факты поставки теплового ресурса на ГВС в помещение истца в 2019 г., оплаты его стоимости подтверждены материалами дела и сторонами не оспорены.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя. Таким образом, действующий законодательством определен следующий порядок расчета размера платы за тепловую энергию для предоставления горячего водоснабжения: расчет производится на основании показаний ИПУ горячей воды и установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, при предоставлении потребителем в нежилом помещении многоквартирного жилого дома данных о показаниях ИПУ горячего водоснабжения, а также документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию ИПУ горячей воды, установленных в нежилом помещении, в соответствии с пунктами 80, 81 Постановления N354. При отсутствии вышеуказанных сведений порядок расчета размера платы за тепловую энергию для предоставления горячего водоснабжения определен в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N1034 (далее - Правила N1034), и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N99/пр, исходя из установленных договором величин тепловых нагрузок на горячее водоснабжение и времени отчетного периода.
Согласно пункту 2 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2:
Pi = Si x NT x ТT,
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; ТT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Приложения N 2 к Правилам N 354 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод, газа и электрической энергии, согласно пунктам 42 и 43 Правил N354, определяется по формуле 1:
Pi = ViП x Ткр,
где:
ViП - объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды. В соответствии с пунктом 80 Правил N354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину * - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящиеся на i-е жилое помещение или нежилое помещение *в формуле 24 того же приложения. Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома. Изложенная правовая позиция сформирована в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017. Истец не признает тот факт, что объем тепловой энергии, потребленной на подогрев воды в целях осуществления горячего водоснабжения, должен производиться исходя из договорной нагрузки. Так, 23.12.2017 между ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" и АО "УТСК" заключен договор теплоснабжения NТ-514381 (теплоноситель в горячей воде).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.12.2018 N 1129 АО "УСТЭК-Челябинск" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа. С 01.01.2019 по 31.12.2021 АО "УСТЭК-Челябинск" осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя потребителям в зоне теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа на основании Постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики от 20.12.2018 N 86/85, N 86/83, N 86/4, от 06.12.2019 N 91/1, от 12.12.2019 N 93/4, N 91/2. Письмом от 27.12.2018 исх.N ЧТС/19024 АО "УТСК" уведомило ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" о том, что в связи с утратой АО "УТСК" на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2018 N 4А-11353/09 статуса единой теплоснабжающей организации и присвоения статуса единой теплоснабжающей организации АО "УСТЭК-Челябинск" все права и обязанности теплоснабжающей организации с 01.01.2019 по договору от 23.12.2017 N Т-514381 переходят к АО "УСТЭК-Челябинск".
Таким образом, с 01.01.2019 теплоснабжающей организацией по договору от 23.12.2017 N Т-514381 является АО "УСТЭК-Челябинск", которое выставляло истцу документы на оплату потребленного ресурса исходя из согласованной договорной нагрузки.
Претензией от 05.11.2019 исх. N 202 истец уведомил ответчика, что в многоквартирном доме N 10 по ул. Дзержинского, г. Челябинска, в котором расположено нежилое помещение ООО "Стоматологическая поликлиника N4" установлены счетчики ГВС. Истец просил ответчика провести проверку правильности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению и ГВС.
В ответ на претензию истца от 05.11.2019 исх. N 202 ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" разъяснен порядок расчета размера платы за тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг, а также указано, что ввиду непредставления ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" данных о показаниях ИПУ горячего водоснабжения документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию ИПУ горячей воды, отсутствуют основания для осуществления перерасчета ранее предъявленных к оплате объемов тепловой энергии (письмо АО "УСТЭК-Челябинск" от 18.11.2019 исх. N 14283).
02.12.2019 от истца в адрес ответчика поступили паспорт на счетчики горячего водоснабжения и акт приемки водомерного узла в эксплуатацию N 1306 от 26.07.2016.
Между сторонами возник спор по поводу отнесения приборов учета истца к прибору учета ГВС. Ответчик считает, что истец подменяет понятия "прибор учета" и "водосчетчик".
В пункте 1 Правил N 1034 установлен порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: а) требования к приборам учета; б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения; в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем); г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 под вводом в эксплуатацию узла учета понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии; под открытой водяной системой теплоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.
В силу пункта 49 Правил N 1034 проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.
В силу пунктов 62 - 73 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта.
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и данным Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 указанных Правил.
Согласно пункту 64 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя, помимо указанных в данном пункте документов: базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
В соответствии с пунктом 65 Правил N 1034 документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию, что истцом сделано не было.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил N 1034). Акт ввода в эксплуатацию служит основанием для введения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества теплоэнергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
Таким образом, Правилами N 1034 предусмотрена специальная процедура приемки узла учета в эксплуатацию, в ходе которой проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и данным Правилам, соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета.
Согласно пунктам 94 и 95 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой, в частности, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; давления в подающем и обратном трубопроводах; температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 АПК РФ).
Ответчик отмечает, что установленные в помещении истца водосчетчики предназначены только для измерения объема воды, протекающей по трубопроводу, учет тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды не производится.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 "прибор учета" - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что нежилое помещение истца расположено в многоквартирном доме, в который осуществляется централизованная поставка теплоносителя для предоставления услуги отопления собственникам. Энергопринимающие устройства истца (радиаторы) присоединены к общедомовой системе отопления. Производство ГВС осуществляется на общедомовом оборудовании (бойлере). В данном многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета теплоносителя, помещения в доме не оснащены приборами учета теплоносителя. Помещение истца оснащено индивидуальными приборами учета ГВС - водосчетчиками, которые введены в эксплуатацию МУП "ПОВВ" 26.07.2016 актом N 1306 (счетчик N 26739942, счетчик N 26739954) (т.1, л.д. 148-148).
В связи с тем, что в доме отсутствует централизованное снабжение ГВС, горячая вода производится с использованием общедомового имущества, прибор учета, фиксирующий объем коммунального ресурса использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги на подогрев воды - отсутствует, то расчет должен производиться на основании пункта 26 (формула 23) главы VII приложения N 2 Правил N 354, согласно которому тепловая энергия на производство ГВС в помещении определяется как произведение объема ГВС (согласно ИПУ) и норматива на производства одного куба горячей воды (0,0467 Гкал).
Данный норматив утвержден решением Челябинской городской Думы от 05.09.2006 N 14/9.
Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества ресурса, поскольку расчетные способы определения объема ресурса не позволяют установить действительный объем потребления.
Подпункт "к" пункта 33 правил N 354 предусматривает, что потребитель имеет право: при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания.
Истцом в материалы дела представлена сводная информация по ГВС об объеме горячей воды в нежилом помещении истца за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 от МУП "ПОВВ", из которой следует объем потребленного ресурса по ГВС, представлены счета-фактуры МУП "ПОВВ" (т.1, л.д. 62-141).
Также судом установлено, что соглашаясь с позицией истца по делу, ответчик произвел частичный перерасчет уплаченной суммы за тепловую энергию на ГВС за период с 01.11.2019 по 30.04.2020 в размере 548 717 руб. 07 коп., в связи с чем ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" уточнило исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ.
Представленный истцом расчет необоснованной платы за потребленную ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" тепловую энергию за период с 01.01.2019 по 30.10.2019 в размере 822 368 руб. 72 коп. ответчик не оспаривает. Разногласий по методике расчета у сторон в данной части не имеется. К моменту вынесения судом решения истцом поставленный за период с 01.01.2019 по 30.10.2019 ресурс на ГВС оплачен полностью в соответствии с выставленными ответчиком счетами. Соответственно, выбранный ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" способ защиты является допустимым, поскольку предполагает производство перерасчета поставленного ресурса в соответствии с нормами, подлежащими применению, следовательно, переплаченная истцом сумма является для ответчика неосновательным обогащением.
В силу статей 1102, 1107 ГК РФ обязан возвратить сумму неосновательного обогащения. Учитывая наличие переплаты за спорный период, отсутствие добровольного перерасчета со стороны ответчика, возможность заявить о необходимости ответчику произвести перерасчет платы за потребленную ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" тепловую энергию за период с 01.01.2019 по 30.10.2019 в размере 822 368 руб. 72 коп., апелляционный суд считает, что исковые требования в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования истца зачесть указанную денежную сумму в счет оплаты будущих начислений за потребленную тепловую энергию удовлетворению не подлежат, поскольку наличие задолженности на будущее время в рамках настоящего дела не установлено. Стороны вправе во внесудебном порядке определить судьбу денежных средств, на которые ответчик обязан произвести перерасчет путем подписания соглашения либо зачета. Оснований для удовлетворения исковых требований истца в части взыскания штрафа за нарушение порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию на ГВС нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Дзержинского, д. 10 в размере 411 184 руб. 36 коп., путем снижения размера платы за потребленную тепловую энергию на отопление и ГВС, до уплаты штрафа в полном объеме, у суда не имеется.
Частью 6 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем. Согласно пункту 155 (1) Правил N 354 в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с данными Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В силу пункта 155 (2) Правил N 354 в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Таким образом, первым обстоятельством, освобождающим ошибочно рассчитавшего плату за коммунальные услуги исполнителя от гражданско-правовой ответственности в виде штрафа, является вина потребителя в нарушении порядка расчета платы, вторым обстоятельством - устранение нарушения до обращения и (или) осуществления оплаты потребителем.
Из буквального толкования абзаца первого пункта 155 (1) Правил N 354 следует, что у исполнителя отсутствует обязанность по уплате штрафа в том случае, когда он устранил нарушение (рассчитал размер платы правильно и выдал потребителю верный платежный документ): до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере); до обращения потребителя (даже в случае получения оплаты); до обращения потребителя и осуществления оплаты.
Материалами дела подтверждается, что истец обратился к ответчику с требованием о произведении перерасчета платы за тепловую энергию по спорному объекту, требование получено ответчиком 05.11.2019, 25.09.2019 (т.1, л.д. 144-145).
Однако, на момент получения указанного требования истца между сторонами существовал спор относительно методики расчета теплой энергии исходя из договорных объемов или в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета ГВС ООО "Стоматологическая поликлиника N 4", вопрос о подлежащем применению в спорном периоде порядке расчета стоимости тепловой энергии являлся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в неоспариваемой части АО "УСТЭК-Челябинск" произведен перерасчет уплаченной ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" суммы за тепловую энергию на ГВС за период с 01.11.2019 по 30.04.2020 в размере 548 717 руб. 07 коп.
Кроме того, показания приборов учета ГВС истцом ответчику своевременно не передавались, что свидетельствует об отсутствии вины АО "УСТЭК-Челябинск" в нарушении порядка расчетов и прав истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" к АО "УСТЭК-Челябинск" о взыскании штрафа.
Исходя из изложенных обстоятельств, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права), исковые требования ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" - частичному удовлетворению.
Из содержания части 1 статьи 110 АПК РФ следует, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Однако, как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08, данное правило не применяется при распределении судебных расходов по делам об удовлетворении требований неимущественного характера. В подобных делах при частичном удовлетворении требований заявителя судебные расходы подлежат возмещению в полном объеме противоположной стороной.
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.
Согласно абзацу 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежит применению при разрешении исков неимущественного характера.
В силу пункта 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче искового заявления по спорам неимущественного характера уплачивается в размере 6000 руб.
Так как в рассматриваемом случае кроме требований имущественного характера истцом заявлено также самостоятельное требование неимущественного характера, помимо государственной пошлины по имущественным требованиям, за неимущественное требование в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 6000 руб.
Таким образом, с учетом удовлетворения требования истца в части неимущественного требования, на ответчика подлежат отнесению расходы ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" по государственной пошлине по иску в размере 6 000 руб.
По имущественным требованиям о взыскании штрафа, в удовлетворении которых отказано, государственная пошлина составляет 11 224 руб. Согласно платежному поручению N 2023 от 17.12.2019 при подаче иска ООО "Стоматологическая поликлиника N 4" уплатило пошлину в размере 25 336 руб. (т.1, л.д. 7).
С учетом того, что государственная пошлина по заявленным требованиям неимущественного и имущественного характера составляет 17 224 руб. (6 000 руб. + 11 224 руб.), излишне уплаченная государственная пошлина в размере 8 112 руб. (25 336 руб. - 17 224 руб.) подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на счет истца.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 октября 2020 г. по делу N А76-52742/2019 отменить, исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" в течение 15 дней с момента принятия настоящего постановления произвести перерасчет платы за потребленную обществом с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" тепловую энергию за период с 01.01.2019 по 30.10.2019 в размере 822 368 руб. 72 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 6 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 2023 от 17.12.2019 государственную пошлину по иску в размере 8 112 руб.
Взыскать с акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стоматологическая поликлиника N 4" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52742/2019
Истец: ООО "Стоматологическая поликлиника N4"
Ответчик: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ-ЧЕЛЯБИНСК"