Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2021 г. N Ф05-6848/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А41-1479/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ОМЗ": Абдюшев Р.И., представитель по доверенности от 15.10.2020; Телешова Э.Х., представитель по доверенности от 15.10.2020;
от Межрайонной ИФНС России N 22 по МО: Буланова Л.А,, представитель по доверенности от 14.01.2021; Афонина И.А., представитель по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ОМЗ" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2020 года по делу N А41-1479/20, принятое по заявлению ООО "ОМЗ" к Межрайонной ИФНС России N 22 по МО об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОМЗ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области об обязании возвратить ООО "ОМЗ" денежные средства, взысканные по инкассовым поручениям 28.11.2019 и 31.12.2019 в общей сумме 42 740 644,83 руб. с начислением и выплатой процентов, предусмотренных п.5 ст. 79 Налогового кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.10.2020 года по делу N А41-1479/20 в удовлетворении заявленных ООО "ОМЗ" требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ОМЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представители ООО "ОМЗ" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, ходатайствовали о приобщении к материалам дела письменных пояснений к апелляционной жалобе.
Представители Межрайонной ИФНС России N 22 по МО в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; возражали против приобщения письменных пояснений к апелляционной жалобе, ввиду их неполучения.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд полагает, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку письменные пояснения к апелляционной жалобе представлены суду и заинтересованному лицу незаблаговременно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2013 в отношении ООО "ОМЗ" возбуждено дело не состоятельности (банкротстве) ликвидируемого должника N А41 -50843/2013, решением от 10 апреля 2014 ООО "ОМЗ" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Заявитель после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) представлял в Межрайонную ИФНС России N 22 по Московской области налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество, текущие налоговые платежи указанные в этих декларациях начиная с 4 квартала 2013 добровольно не оплачивал, доказательств того, что к счету конкурсного производства в установленные Налоговым кодексом РФ сроки заявителем предъявлялись платежные документы по названным налогам заявителем не представлено, при том, что из выписок по счету следует движение денежных средств, а именно получение заявителем на регулярной основе арендной платы, выплата вознаграждения конкурсному управляющему, выплата заработной платы сотрудникам и соответствующего НДФЛ в бюджет.
Причины, по которым систематически не уплачивались текущие налоговые платежи, заявителем в рамках настоящего дела не обосновывалась.
В сентябре 2019 ООО "ОМЗ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области, с учетом принятых в порядке ст.49 АПК РФ уточнений, о признании инспекции утратившей возможность взыскания с заявителя недоимок по налогам, а также по пени в общей сумме 58 509 027,04 руб.
В ноябре и декабре 2019 Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области направила в АО "НС Банк", в котором открыт счет конкурсного производства ООО "ОМЗ" 28 ноября 2019 инкассовые поручения, а именно 28.11.2019 поступило и исполнено 43 поручения на общую сумму 17 502 187,93 руб., 30 декабря 2019 поступило и исполнено 24 поручения на общую сумму 25 238 456,90 руб.
Всего 28.11.2019 и 30.12.2019 во исполнение инкассовых поручений ИФНС России N 22 по Московской области со счета конкурсного производства списано 42 740 644,83 руб.
Заявитель просит возвратить списанные по инкассовым поручения платежи как излишне взысканные, а также обязать инспекцию начислить и выплатить проценты, предусмотренные п.5 ст. 79 Налогового кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований ООО "ОМЗ" ссылается на то, что решения о взыскании за счет денежных средств (приняты в порядке ст.46 НК РФ), на основании которых в АО "НС Банк" в ноябре и декабре 2019 поступили инкассовые поручения, датированы в периоды март 2014 - апрель 2017.
Заявитель полагает, что сроки на принудительное бесспорное взыскание истекли задолго до направления в АО "НС Банк" исполнительных документов, в связи с чем взыскание является незаконным, списанная со счета конкурсного производства сумма 42 740 644,83 руб. является излишне взысканной, в связи с чем подлежит возврату заявителю с начислением и выплатой процентов.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Инспекция ссылается на недобросовестность ООО "ОМЗ" как налогоплательщика, поясняет, что ни одна налоговая обязанность за весь срок конкурсного производства (с 10 апреля 2014) по настоящее время добровольно не исполнялась (перечислялся только удержанный у работников НДФЛ в качестве исполнения обязанности налогового агента), при том, что налоги в декларациях заявитель исчислял, декларации в налоговый орган подавал.
Также налоговый орган поясняет, что в отношении указанных в декларациях к уплате сумм своевременно выставлялись требования и принимались решения о взыскании за счет денежных средств, с момента открытия конкурсного производства по 03.08.2015 (дата закрытия счета в Сбербанке) к этому счету выставлялись инкассовые поручения, которые не были исполнены в связи с отсутствием денежных средств на счете, факты выставления инкассовых поручений подтверждены ответом Сбербанка на запрос арбитражного суда.
Налоговый орган до ноября 2019 не выставлял (и не перевыставлял ранее выставленные в Сбербанк) инкассовые поручения в связи с явной несоразмерностью денежных средств на счете в АО "НС Банк" и размером задолженности по текущим обязательным платежам. Так на основной счет должника за весь 2014 год поступило 7 663 808 руб., в 2015 году - 1 256 827 руб., 2016 году - 6 540 091 руб., за январь - март 2017 года - 552 981 руб. Всего: 16 013 707 руб., при том, что все эти средства расходовались на нужды конкурсного производства и были кране необходимы для его продолжения, с учетом того, что у должника имелось имущество на значительную сумму и шла подготовка к его реализации.
Инспекция полагает, что при формальном подходе по срокам и выставлении инкассовых поручений без учета целей и задач конкурсного производства, возникло бы нарушение прав и свобод других лиц, что прямо противоречит положениям части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
О том, что конкурсный управляющий не имеет намерения погашать задолженность по текущим налоговым платежам после получения денежных средств по реализации имущества должника налоговому органу с достаточной достоверность стало известно только после обращения ООО "ОМЗ" в арбитражный суд с заявлением о признании инспекции утратившей возможность взыскания, так в деле N А41-83656/19 в ходе предварительного заседания 05.11.2019 на вопрос суда первой инстанции о цели обращения в суд с настоящим заявлением представитель заявителя пояснил, что такой целью является исключение возможных претензий налогового органа к конкурному управляющему после завершения конкурсного производства, а именно то, что в виде неисполнения конкурсным управляющим обязанности по уплате текущих обязательных платежей налоговый орган может обратиться с заявлением к конкурсному управляющему с заявлением о возмещении убытков.
В связи с чем налоговым органом были приняты меры по принудительному взысканию в виде направления в АО "НС Банк" инкассовых поручений.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично - правовых образований, государства в целом.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты.
Приведенным положениям Конституции Российской Федерации корреспондирует положение Конвенции о защите прав человека и основных свобод о праве государства принимать такие законы, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов, других сборов и штрафов (статья 1 Протокола N 1).
Устанавливая правовой механизм исполнения конституционной обязанности по уплате налогов, федеральный законодатель обладает собственной дискрецией в определении как форм налогового контроля и порядка его осуществления, так и налоговых правонарушений, их видов и ответственности за их совершение, включая основания и условия привлечения к ответственности, в том числе сроки давности - их длительность, возможность перерыва или приостановления и т.п.
Поскольку взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод, регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками и не создавались бы условия для нарушения их конституционных прав, а также прав и законных интересов других лиц. Законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, в указанном регулировании необходим баланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей.
Исполнительные документы (инкассовые поручения), ненормативные акты (требования в порядке ст.69 НК РФ и решения о взыскании в порядке ст.46 НК РФ) налогоплательщиком не оспорены и не подлежащими исполнению и недействительными не признаны, суммы, указанные в этих документах соответствуют налоговой обязанности заявителя, указанной им в налоговых декларациях.
Право на внесудебную процедуру взыскания задолженностей по обязательным платежам предоставлено налоговым органом положениями Налогового кодекса РФ.
Арбитражный суд принимает во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, высказанную в п. 19 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016). ВС РФ отметил, что при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.
В случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.
При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
Таким образом, после даты открытия конкурсного производства конкурсный управляющий обязан исполнять текущие обязательства должника как по вступившим в законную силу судебным актам, так и по актам налоговых органов, а учитывая прямой запрет на принятия налоговым органом решений о взыскании текущей задолженности находящего в конкурном производстве должника, конкурсный управляющий обязан исполнить требования налогового органа и решения о взыскании за счет денежных средств.
Обязанности по исполнению требований и решений (по ст.46 НК РФ), установленная абз. 10 п.1 ст.126 Закона о банкротстве, конкурными управляющими заявителя не исполнялись.
Платежные документы на перечисление в бюджет текущих налоговых платежей к расчетному счету должника конкурсным управляющим не выставлялись, что не оспаривается заявителем.
Неисполнение обязанностей по уплате налогов послужило основаниям для выставления налогоплательщику требований в соответствии с положениями ст.69 НК РФ.
Требования не были исполнены в установленные в них сроки, что послужило основаниям для принятия решений о взыскании за счет денежных средств.
Решения о взыскании за счет имущества приниматься не могли в силу прямого запрета, установленного ст.126 Закона о банкротстве.
Требования и решения инспекции конкурсным управляющим не исполнялись.
В силу статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Несвоевременное исполнения конкурсным управляющим обязанности по уплате обязательных платежей противоречит интересам общества и возлагает на должника дополнительные обязанности по уплате пени, что может привести к уменьшению конкурсной массы для целей расчета с кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо ВАС РФ N 127) разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункту 2 этой статьи Кодекса в случае установления того, что лицо злоупотребило своим правом, суд может отказать в защите принадлежащего ему права. С учетом императивного положения закона о недопустимости злоупотребления правом возможность квалификации судом действий лица как злоупотребление правом не зависит от того, ссылалась ли другая сторона спора на злоупотребление правом противной стороной.
Суд вправе по своей инициативе отказать в защите права злоупотребляющему лицу, что прямо следует и из содержания пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказ в защите права лицу, злоупотребившему правом, означает защиту нарушенных прав лица, в отношении которого допущено злоупотребление.
Таким образом, непосредственной целью названной правовой нормы является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления.
Следовательно, для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства.
Осуществляя субъективные права, налогоплательщик не имеет права выходить за рамки собственно частных отношений и затрагивать сферу публичных (фискальных) интересов. При таких обстоятельствах бюджет получает урон в виде намеренно не уплаченных сумм обязательных платежей, что в свою очередь противоречит принципу законности осуществления прав и обязанностей, и принципу добросовестности.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 года N 138-О изложена правовая позиция, согласно которой в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.2001 N 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов.
Доказательства принятия ООО "ОМЗ" каких-либо мер за весь период конкурсного производства к уплате в бюджет налоговых платежей отсутствуют.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Налогоплательщик в апелляционной жалобе отмечает, что в ответе АО "НС Банк" от 28.09.2020 N 13-353 на запрос конкурсного управляющего Заявителя, представленном в суд первой инстанции, имеются расхождения в реквизитах банка на даты указанных копиях инкассовых поручений, приобщенных Ответчиком к материалам дела.
Как пояснила Инспекция, программный комплекс АИС-3, содержит изменения в реквизитах Банков, которые отражаются в инкассовых поручениях при формировании на соответствующую текущую дату.
Так как инкассовые поручения, представленные Инспекций в суд, были сформированы на дату рассмотрения судебного дела, реквизиты банка отражены с учетом их текущих изменений.
Требуя возврата налогов, взысканных инспекцией 28.11.2019 и 31.12.2019 на основании инкассовых поручений, направленных в АО " НС Банк" налогоплательщик фактически оспаривает действие инспекции по принудительному взысканию задолженности в принудительном порядке.
Между тем, Инспекцией не был нарушен принудительный порядок взыскания задолженности, а именно в установленный законом срок налогоплательщику были направлены требования об уплате налогов, а также вынесены решения в соответствии со ст. 46 НК РФ о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика путем направления инкассовых поручений к расчетному счету налогоплательщика.
Выставление инкассовых поручений на единственный расчетный счет налогоплательщика, открытый в АО "НС Банк", при отсутствии достаточных средств, повлекло бы за собой препятствие в осуществлении нормального хозяйственного функционирования налогоплательщика в рамках конкурсного производства.
Таким образом, действия Инспекции по направлению инкассовых поручений по реестру от 19.11.2019 на расчетный счет в АО "НС Банк", которые ранее были выставлены на расчетный счет, открытый в ПАО "Сбербанк" не нарушают прав налогоплательщика.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2020 года по делу N А41-1479/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1479/2020
Истец: ООО "ОДИНЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6848/2021
06.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8152/2022
24.03.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1479/20
17.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6848/2021
26.01.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20138/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1479/20