Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2021 г. N Ф07-4605/21 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А42-12/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей Л.В. Зотеевой, А.Б. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания: В.В. Новосёловой,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Н.А. Лисинкина, доверенность от 11.01.2021; О.П. Беликов (директор);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34082/2020) Министерства труда и социального развития Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2020 по делу N А42-12/2020, принятое по иску Министерства труда и социального развития Мурманской области к обществу с ограниченной ответственностью "БелАр" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социального развития Мурманской области (далее также - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "БелАр" (ООО "БелАр") (далее также - ответчик, Общество) 261 192 руб. 23 коп. (с учетом уточнений от 27.08.2020).
Решением арбитражного суда от 08.10.2020 в удовлетворении заявления Министерства труда и социального развития Мурманской области отказано.
Принятое решение обжаловано истцом в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта, податель жалобы ссылается, в том числе на невыяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает решение законным и обоснованным, отмечает также, что поскольку доказательств нарушения Обществом условий предоставления субсидии не представлено, оснований для ее возврата не имеется.
В судебном заседании приняли участие представители Общества, которые дали пояснения, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Представитель Министерства, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела (статья 156, статья 266 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и было установлено арбитражным судом, в период с 05.08.2019 по 15.08.2019 на основании приказа Министерства социального развития Мурманской области от 30.07.2019 N 364 проведена проверка соблюдения Обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, в ходе которой осуществлена проверка достоверности сведений о затратах, связанных с предоставлением получателю социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой и предъявленных к возмещению фактических затрат за 2018 год.
В ходе проверки было установлено, что средства субсидий выплачивались Обществу в 2018 - 2019 годах на основании следующих соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг:
- от 28.03.2018 N 09-06/165 в размере 126 979 руб. 41 коп.,
- от 23.04.2018 N 09-06/186 в размере 134 197 руб. 56 коп.,
- от 17.05.2018 N 09-06/207 в размере 134 347 руб. 78 коп.,
- от 26.06.2018 N 09-06/276 в размере 131 582 руб. 41 коп.,
- от 25.07.2018 N 09-06/303 в размере 137 020 руб. 50 коп.,
- от 18.09.2018 N 09-06/345 в размере 140 928 руб. 12 коп.,
- от 25.10.2018 N 09-06/416 в размере 147 552 руб. 87 коп.,
- от 17.12.2018 N 09-06/510 в размере 149 201 руб. 87 коп.,
- от 29.01.2019 N 09-06/62 в размере 149 201 руб. 87 коп. (далее также - Соглашения).
В целях подтверждения фактических затрат Обществом были представлены, в том числе, документы по оплате труда, услуг связи, банка, по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, по приобретению материалов.
При рассмотрении представленных документов Министерство пришло к выводам, что к рассмотрению представлены платежные ведомости по выплате заработной платы, начисление которой не производилось и не отражено в бухгалтерском учете Общества, затраты на услуги связи произведены не в период действия соглашений, затраты в полном объеме не подтверждены.
Придя к выводу о нарушении пункта 12 постановления Правительства Мурманской области от 05.12.2014 N 615-ПП "Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг в Мурманской области", пунктов 4.3.4 Соглашений, заявитель составил заключение и 19.08.2019 направил ответчику требование об устранении нарушений и (или) о возврате субсидии в общей сумме 261 192 руб. 23 коп.
С сопроводительным письмом от 10.09.2019 N 05/СУ-19 Общество направило в Министерство дополнительные документы в подтверждение обоснованности расходования средств субсидий.
10.10.2019 требование о возврате излишне перечисленной субсидии направлено Обществу повторно.
Оставление требований без удовлетворения обусловило обращение Министерства в суд с настоящим иском.
Оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся материалы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявленные требования обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом положениями статьи 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 05.12.2014 N 615-ПП утвержден Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Мурманской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа) (далее также - Порядок).
Исходя из положений постановления Правительства Мурманской области от 05.12.2014 N 615-ПП "Об утверждении порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг в Мурманской области" (в том числе пунктов 15, 20) следует, что основанием для возврата субсидии в областной бюджет является выявление факта нарушения условий предоставления субсидии.
Согласно пункту 7 Порядка условиями предоставления субсидии являются:
- включение поставщика в реестр поставщиков социальных услуг Мурманской области;
- предоставление поставщиком социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой, которая составляется и подписывается в порядке, установленном законодательством Мурманской области, и договором о предоставлении социальных услуг, заключенным с получателем социальных услуг или его законным представителем (договор);
- предоставление поставщиком социальных услуг, не предусмотренных государственным заданием (заказом);
- согласие поставщика социальных услуг на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Мурманской области проверок соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидий;
- предоставление поставщиком сведений о получателях социальных услуг в Региональный регистр получателей социальных услуг (Региональный регистр), соблюдение установленных сроков предоставления сегментов Регионального регистра.
Согласно пункту 8 названного Порядка поставщики, претендующие на получение субсидии, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, должны соответствовать следующим требованиям:
- поставщик не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- поставщик не должен получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка Министерство осуществляет регистрацию заявления с комплектом документов по дате поступления.
Министерство в течение 13 рабочих дней со дня представления документов проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в них, а также соответствие представленных документов сегменту Регионального регистра согласно регламенту, установленному Министерством, и принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии или возврате документов на доработку.
В случае принятия решения о возврате документов на доработку Министерство направляет документы поставщику с указанием причин возврата и при необходимости, при наличии ошибок в сегменте Регионального регистра, - уведомление об ошибках в электронном виде.
Основаниями для возврата документов на доработку являются:
- представление неполного пакета документов, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
- несоответствие сведений, содержащихся в представленных документах, друг другу либо сведениям, содержащимся в информационных ресурсах Министерства;
- наличие в документах подчисток, приписок, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, зачеркнутых слов и иных исправлений, не заверенных в установленном порядке.
Поставщик в течение 3 рабочих дней со дня получения решения о возврате документов на доработку (уведомления об ошибках) устраняет замечания (вносит изменения в сегмент Регионального регистра) и представляет документы и (или) сегмент Регионального регистра на повторное рассмотрение в Министерство.
Министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения документов (сегмента Регионального регистра) повторно рассматривает их и принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии.
Основаниями для отказа Поставщику в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие условиям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка;
- несоответствие требованиям, установленным пунктом 8 настоящего Порядка;
- недостоверность предоставленной получателем субсидии информации;
- нарушение сроков представления документов, сегмента Регионального регистра.
В период 2018 - 2019 г.г. Министерство заключило с Обществом названные Соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат получателя, связанных с предоставлением получателю социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой.
Пунктом 4.1.4 Соглашений установлено, что в случае установления главным распорядителем средств областного бюджета или получения от органа государственного финансового контроля Мурманской области информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и соглашениями, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с соглашениями недостоверных сведений, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в областной бюджет в размере и в сроки, определенные в требовании.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашений в случае получения от главного распорядителя средств областного бюджета требования в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашений получатель обязуется устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в требовании, и возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В силу пункта 4.3.4 данных Соглашений получатель обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений, предоставляемых главному распорядителю средств областного бюджета в соответствии с соглашениями.
Учитывая изложенное, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции также обоснованно исходил из того, что Министерство при проведении анализа представленных Обществом документов, не приняло решение об отказе в предоставлении субсидии, не вернуло Обществу документы на доработку, а также не установило недостоверность представленных Обществом документов.
При этом Общество является субъектом, оказывающим социальные услуги, и соответствует условиям предоставления субсидии, перечисленным в Порядке, что заявителем, по сути, не оспаривается.
Судом также учтено, что, вопреки пункту 15 Порядка, конкретного перечня документов Соглашениями установлено не было, какие-либо дополнительные документы у ответчика не запрашивались.
При этом, судом установлено, что придя к выводу о неподтверждении ответчиком требований и условий предоставления субсидии, истцом не выполнены требования Порядка в части совершения действий ни по пункту 12, ни по пункту 15 Порядка.
Вместе с тем, оценив в совокупности имеющиеся материалы, суд первой инстанции установил, что имеющиеся у Общества и представленные им в подтверждение затрат документы (в том числе налоговые декларации (отчеты), расходные документы на арендную плату) являются достоверными, а подтвержденные ими расходы, значительно превышают сумму субсидии, заявленной к возврату, обратного Министерством не доказано.
По результатам оценки материалов дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание общие принципы безвозвратности предоставления, эффективности и целевого характера использования бюджетных средств, учитывая также, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих нецелевой характер использования средств субсидии ответчиком, наличие оснований для возврата субсидии не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие стороны по делу с результатом судебной оценки доказательств само по себе не является основанием для отмены либо изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся на основании части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.10.2020 по делу N А42-12/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "БЕЛАР"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5046/2022
22.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2266/2022
16.12.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-12/20
16.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4605/2021
25.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34082/20
08.10.2020 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-12/20