Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2021 г. N Ф05-8727/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
26 января 2021 г. |
N А40-37531/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционные жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-37531/20, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску ПАО "МОЭК"
к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России
о взыскании убытков,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России о взыскании убытков в размере 152 392 руб. 71 коп.
Решением суда от 29.09.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным. Представил письменный отзыв.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом, истцом в ходе проверки наличия оснований потребления тепловой энергии выявлен факт потребления энергоресурсов без заключения в установленном порядке договора.
Материалами дела подтверждается передача ответчику помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лопухинский пер., д.4, в оперативное управление.
Истец уведомил ответчика о проведении проверки уведомлением от 24.07.2019 N 01-1231/19-БДП. Ответчик представителя не направил.
В силу п.8 ст.22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", по результатам проверки объекта истцом составлен надлежащим образом с соблюдением процедуры, предусмотренной ст.22 ФЗ "О теплоснабжении", акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии от 05.11.2019 N 01-1231/19-БДП. Период бездоговорного потребления тепловой энергии составил с 26.07.2016 по 19.10.2016.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допустим.
Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии).
Определение понятия "бездоговорное потребление" содержится в п. 29 ст. 2 Закона о теплоснабжении, согласно которому бездоговорным потреблением тепловой энергией признается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
В соответствии с п.7 ст.22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 9 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что объем бездоговорного потребления тепловой энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления без договорного потребления, но не более чем за три года.
В соответствии с п. 10 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении" стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в отсутствие доказательств оплаты тепловой энергии в установленный срок суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца в полном объеме, с учетом полуторакратного размера стоимости тепловой энергии в порядке п. 10 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении".
Доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку материалами дела подтверждается бездоговорное потребление ответчиком тепловой энергии. Представленные истцом в материалы дела документы, а именно: уведомление о проведении проверки, акт проверки, акт о выявлении бездоговорного потребления, подтверждают обоснованность требований.
Суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно отклонил заявление ответчиков о пропуске срока исковой давности в отношении заявленных требований.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
Проведение проверок с большим временным интервалом (реже чем раз в квартал) не нарушает права лиц, потребляющих тепловую энергию, действующим законодательством РФ не урегулировано и определяется теплоснабжающей организацией самостоятельно.
Истец, как теплоснабжающая организация не знал и не мог знать о факте бездоговорного потребления ответчиком тепловой энергии до даты проведения проверки и составления акта.
В соответствии с ч. 9 ст. 22 ФЗ о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2015 г. N 304-ЭС15-9643, в котором суд разъяснил, что стоимость бездоговорного потребления является единым платежом и определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей.
Иной правовой подход в принципе исключал бы возможность взыскания в судебном порядке в полном объеме стоимость бездоговорного потребления за последние три года, несмотря на то, что такой порядок расчета установлен ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении" N 190 -ФЗ от 27.07.2010.
В статье 195 ГК РФ определено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности для защиты нарушенного права (срок исковой давности) установлен три года.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее -постановление Пленума), по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.
В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой.
Поскольку комиссионная проверка датирована 17.03.2017, то срок исковой давности, в данном случае, не пропущен, так как исковое заявление было подано в суд 27.02.2020.
Таким образом, именно с момента проведения проверки истцу стало известно о нарушении права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие, что административное здание по адресу г. Москва, Лопухинский пер., д. 4, находится в оперативном управлении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России с 07.10.2013.
ПАО "МОЭК" в ходе проверки наличия оснований потребления тепловой энергии был выявлен факт потребления ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ энергоресурсов без заключения в установленном порядке договора по адресу: г. Москва, Лопухинский пер., д. 4.
В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность возложения обязанности по содержанию имущества, как на собственника, так и на других лиц, владеющих имуществом на основании иного вещного права (в данном случае - на праве оперативного управления).
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, как и собственник, должно нести бремя содержания такого имущества.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ на имущество, в отношении которого принято решение о закреплении за унитарным предприятием и учреждением, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникает у этого предприятия и учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В обоснование своих требований, истец приложил к исковому заявлению выписку ЕГРН от 23.07.2019.
Согласно сведениям, указанным в выписке ЕГРН от 23.07.2019 правообладателем нежилого здания по адресу: г. Москва, Лопухинский пер., д. 4 является Российская Федерация.
С 07.10.2013 спорный объект находится на праве оперативного управления у ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ. Сведения о прекращении права оперативного управления отсутствуют.
Таким образом, в спорный период с 26.07.2016 по 19.10.2016 надлежащим ответчиком за оплату потребленных энергоресурсов является ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Акт бездоговорного потребления N 01-1231/19-БДП от 05.11.2019 составлен истцом надлежащим образом, с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении".
Довод Ответчика о том, что акты составлены Истцом в отсутствие уполномоченного представителя ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в связи с чем, требования не могут быть удовлетворены, не обоснован.
Истец представил в материалы дела уведомление N ф11/00-01-31-1081/19 от 24.07.2019 г. о проведении проверки и составлении акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии по адресу г. Москва, Лопухинский пер., д. 4, которое было направлено Ответчику. Данное обстоятельство подтверждается копией почтовой квитанции с описью вложения.
Однако Ответчик не явился в назначенное время и дату. Об отсутствии представителей Ответчика инспектор ПАО "МОЭК" Звонарев Г.Б. сделал соответствующую запись в акте о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии N 01-1231/19-БДП от 05.11.2019.
Кроме того, при проведении проверки объекта 17.03.2017 присутствовал представитель подразделения МО РФ Пугач Д.П. По результатам проверки был составлен акт N 77-09/01-ОТИ.
Акт проверки N 77-09/01-ОТИ от 17.03.2017 подписан представителем подразделения МО РФ, акт бездоговорного потребления тепловой энергии N 01-1231/19-БДП от 05.11.2019 удостоверен подписями двух незаинтересованных лиц.
Таким образом, представленный акт бездоговорного потребления тепловой энергии в качестве основания исковых требований, составлен в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие соблюдение процедуры выявления факта бездоговорного потребления тепловой энергии, представлены истцов в полном объеме в материалы дела.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-37531/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-37531/2020
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ