Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф08-2783/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2021 г. |
дело N А32-52863/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренита"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2020 по делу N А32-52863/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренита"
к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным предписания от 10.10.2019 N 2840,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ренита" (далее - ООО УК "Ренита") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 10.10.2019 N 2840.
Решением от 04.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2020, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.08.2020 судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал, что протокол от 24.07.2012 N 2/2012 в материалы дела не представлен, оценка ему не дана, хотя на этот протокол имеется ссылка в оспариваемом предписании инспекции, которое суды признали законным.
Принятым по результатам нового рассмотрения решением от 03.11.2020 суд признал недействительным предписание от 10.10.2019 N 2840, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренита" в части обязанности произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества всем собственникам жилых и нежилых помещений МКД за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года в порядке, установленном пунктом 1 протокола от 24.07.2012 N 2/2012, как не соответствующее нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Ренита" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления и удовлетворить заявление в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что на дату принятия решения от 28.01.2020 дом уже находился в управлении другой организации - ТСЖ "Салют". Предписание о перерасчете является неисполнимым, поскольку ООО УК "Ренита" не вправе выставлять платежные документы потребителям с учетом произведенного перерасчета, который предполагает доначисление или уменьшение размера платы за содержание жилого помещения. Признав недействительным действие предписания с июля 2018 года по декабрь 2018 года, суд изменил период его действия; предписание содержит только одно требование, без разделения на периоды. Требование о перерасчете является гражданско-правовым, связанным с возвратом полученных управляющей организацией денежных средств, не может быть облачено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Госжилинспекции Краснодарского края в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 13.09.2019 N 3427Л должностным лицом государственной жилищной инспекции Краснодарского края была проведена проверка деятельности общества "УК "Ренита" в части правомерности расчета размера платы за жилищные услуги в многоквартирном доме N 33/7 по ул. им. 40-летия Победы в г. Краснодаре (далее - МКД).
Результаты проверки зафиксированы в акте N 3697 от 10.10.2019.
В ходе проверки было установлено, что общим собранием собственников помещений МКД принято решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в размере 18,00 руб./кв.м. (протокол от 28.11.2017 N 2/2017).
Администрацией муниципального образования г. Краснодар (далее -администрация) по результатам проверки, проведенной в отношении ООО "УК "Территория комфорта" (в настоящее время - ООО УК "Ренита") были выявлены нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр, при проведении общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017.
В связи с этим администрацией в Ленинский районный суд подано исковое заявление к ООО "УК "Территория комфорта" о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 18.09.2018 по делу N 2-10561/2018 исковые требования администрации удовлетворены, решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017, признано недействительным. Определением Краснодарского краевого суда решение Ленинского районного суда оставлено без изменения.
Также установлено, что общим собранием собственников помещений МКД в одностороннем порядке, без согласования услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД с ООО УК "Ренита", принято решение об установлении платы за содержание жилого помещения в размере 16,12 руб./кв.м. (протокол от 27.06.2018 N 1/2018).
В связи с чем, обществом 07.11.2018 подано исковое заявление в Прикубанский районный суд г. Краснодара о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 27.06.2018 N 1/2018.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.06.2019 N 2-1879/2019 в удовлетворении исковых требований общества о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД отказано.
В ходе изучения платежных документов установлено, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года общество УК "Ренита" выставляло потребителям в платежных документах размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18,0 руб./кв.м., что противоречит решению суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017, вступившему в силу 15.01.2019.
По результатам проверки обществу было выдано предписание, которым предписано в срок до 14.11.2019 произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества всем собственникам жилых и нежилых помещений МКД за период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года в порядке, установленным пунктом 1 протокола от 24.07.2012 N 2/2012.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения N 493).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Закон N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в ходе изучения платежных документов установлено, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года общество выставляло потребителям в платежных документах размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в размере 18,0 руб./кв.м., что противоречит вступившего в силу 15.01.2019 решению суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017.
Ранее решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 24.07.2012 N 2/2012 размер платы за содержание, ремонт и управление МКД был установлен в размере 16,52 руб./кв.м.
В ходе проверки также было установлено наличие решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения в размере 18,00 руб./кв.м. (протокол от 28.11.2017 N 2/2017).
Администрацией муниципального образования г. Краснодар (далее -администрация) по результатам проверки, проведенной в отношении ООО "УК "Территория комфорта" (в настоящее время - ООО УК "Ренита") были выявлены нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр, при проведении общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 18.09.2018 по делу N 2-10561/2018 исковые требования администрации к ООО "УК "Территория комфорта" удовлетворены, решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 28.11.2017 N 2/2017, признано недействительным. Определением Краснодарского краевого суда решение Ленинского районного суда оставлено без изменения.
Таким образом, инспекция правомерно предписала обществу произвести перерасчет платы за содержание жилья с декабря 2017 года по декабрь 2018 года всем собственникам помещений многоквартирного дома в соответствии с пунктом 1 Протокола N 2/2012 от 24.07.2012.
При этом, указано на необходимость осуществления перерасчета исходя из размера тарифа 16 рублей 52 копейки.
Согласно протоколу от 24.07.2012 N 2/2012, тариф в размере 16 рублей 52 копейки действовал с 01 июля 2012 до 01 июля 2018 года (протокол от 27.06.2018 N1/2018) (л.д. 112-115 том 1).
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 19.06.2019 N 2-1879/2019 обществу отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений спорного МКД, оформленного протоколом от 27.06.2018 N 1/2018.
Таким образом, с 01.07.2018 действовал тариф в размере 16 рублей 12 копеек, установленный протоколом общего собрания от 27.06.2018 N 1/2018 (л.д. 142-145 том 1).
Как указано, законность решения от 27.06.2018 N 1/2018 подтверждена решением суда, не вступившим в законную силу на момент выдачи оспариваемого предписания.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, на момент вынесения предписания протокол общего собрания от 27.06.2018 N 1/2018 не был признан незаконным, являлся действующим, следовательно, обязанность общества произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества всем собственникам жилых и нежилых помещений МКД за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года по тарифу в размере 16,12 руб., установленному протоколом от 27.06.2018 N 1/2018.
При совокупности приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание Госжилинспекции Краснодарского края от 10.10.2019 N 2840 является недействительным в части обязания общества произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества всем собственникам жилых и нежилых помещений МКД за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года в порядке, установленном пунктом 1 протокола от 24.07.2012 N2/2012.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что на дату принятия решения от 28.01.2020 дом уже находился в управлении другой организации - ТСЖ "Салют" и ООО УК "Ренита" не вправе выставлять платежные документы потребителям с учетом произведенного перерасчета, который предполагает доначисление или уменьшение размера платы за содержание жилого помещения.
Предписание было выдано 10.10.2019, то есть в период нахождения МКД в управлении ООО УК "Ренита".
При этом, требования предписания должны были быть исполнены в срок до 14.11.2019.
Законность ненормативного правового акта проверяется судом на дату его принятия.
Заявитель жалобы указывает, что признав недействительным действие предписания с июля 2018 года по декабрь 2018 года, суд изменил период его действия; предписание содержит только одно требование, без разделения на периоды.
Признавая незаконным изложенное в предписании требование инспектора о произведении перерасчета по протоколу N 2/2012 за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года, суд оценивал законность требования инспектора, который указал на необходимость осуществления перерасчета за больший период - с декабря 2017 года по декабрь 2018 года.
Таким образом, в остальной части - обязании произвести перерасчет исходя из протокола N 2/2012 за период с декабря 2017 по июль 2018 года предписание соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу.
Судом также отклоняются доводы жалобы о том, что требование о перерасчете является гражданско-правовым, связанным с возвратом полученных управляющей организацией денежных средств, не может быть облачено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер.
На ООО УК "Ренита" как управляющую организацию, возложена обязанность, в частности, при наличии оснований - производить перерасчет размера платы за содержание имущества.
Поскольку государственные жилищные инспекторы имеют право и обязанность по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, формулировки предписаний действующим законодательством не утверждены, а предписание, как ненормативный правовой акт, должно содержать понятные и исполнимые требований, постольку, в случае установления при проведении проверки нарушений со стороны лица, управляющего имуществом МКД, выразившихся в нарушении порядка расчета размера платы за содержание помещений, в целях пресечения и устранения выявленного нарушения, государственные жилищные инспекторы имеют право выдать предписание с требованием об устранении выявленного нарушения, в частности, посредством осуществления "перерасчета" необоснованно начисленной платы.
Выдача такого предписания не свидетельствуют в данном случае о том, что жилищная инспекция властным распоряжением вмешивается в гражданско-правовые отношения между управляющей организацией и собственниками.
Таким образом, предписание Госжилинспекции от 10.10.2019 N 2840 в силу статей 198-201 АПК РФ является недействительным в части обязания ООО УК "Ренита" произвести перерасчет размера платы за содержание, обслуживание и текущий ремонт жилого помещения собственникам МКД за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года в соответствии с пунктом 1 протокола N2/2012 от 24.07.2012.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 03.11.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.11.2020 по делу N А32-52863/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52863/2019
Истец: ООО УК "Ренита", ООО Управляющая компания "Ренита"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2783/2021
25.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20186/20
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52863/19
07.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5620/20
02.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4520/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52863/19