г. Чита |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А19-17235/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2020 года по делу N А19-17235/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406, далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Шелеховского района "Основная общеобразовательная школа N 11" (ОГРН 1033802255211, ИНН 3821006505, далее - ответчик, страхователь, учреждение) о взыскании 3 500 руб. 00 коп., составляющих финансовые санкции за непредставление сведений в установленный срок, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2020 года по делу N А19-17235/2020 в удовлетворении искового требования отказано.
Истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, судом не учтена новая редакция пункта 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, в редакции приказа Минтруда России от 14 июня 2018 г. N 385Н. Применительно к указанному финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно раннее представленные и принятые территориальным органом ПФР сведения на конкретное застрахованное лицо. Поскольку форма СЗВ-М (дополняющая) содержала сведения о застрахованных лицах, сведения о которых ранее не представлялись и не были приняты органом ПФР, имело место представление сведений на застрахованных лиц впервые, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.12.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.п. 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за июль - ноябрь 2019 года.
По результатам проверок составлены акты от 29.05.2020 г. N N 048S18200014618, 048S18200014617, 048S18200014619, 048S18200014620, 048S18200014621, 048S18200014622, 048S18200014623 и приняты решения от 29.06.2020 г. N N048 S19200017818, 048S19200017817, 048S19200017819, 048S19200017820, 048S19200017821, 048S19200017822, 048S19200017823 о привлечении учреждения к ответственности по ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 данного закона, в виде штрафа в общем размере 3 500 руб. 00 коп.
Требованиями N N 048S01200017591, 048S01200017585, 048S01200017586, 048S01200017587, 048S01200017588, 048S01200017589, 048S01200017590 ответчику предложено уплатить финансовые санкции в общем размере 3 500 руб. 00 коп. Срок исполнения требований истек, денежные средства в соответствующий бюджет не поступили.
Ввиду неуплаты ответчиком в добровольном порядке суммы штрафа, заявитель обратился за взысканием финансовых санкций в размере 3 500 руб. 00 коп. в судебном порядке.
Согласно статье 213 АПК РФ гоударственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
Положениями частей 4 и 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 данного Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 1 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в органы пенсионного фонда соответствующие сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Такие сведения подаются по формам СЗВ-М (исх.), СЗВ-М (доп.), СКВ-М (кор.).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление данных сведений к страхователю могут быть применены финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, сведения по типу формы СЗВ-М "исходная" за июль - ноябрь 2019 года представлена страхователем в установленные сроки.
24.04.2020 г страхователем в Управление Пенсионного фонда были направлены сведения формы СЗВ-М "дополняющая" за июль - ноябрь 2019 года в отношении застрахованных лиц сведения, в отношении которых в исходной форме отражены не были.
На основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступившая в силу с 19.02.2017 и действовавшая в спорный период Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусматривала освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
В соответствии с абзацем третьим пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичная норма содержится в пункте 40 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении учреждением дополняющих форм СЗВ-М (доп.) за июль - ноябрь 2019 года, за пределами установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, что отражено в решениях от 29.06.2020 г. NN 048S19200017818, 048S19200017817, 048S19200017819, 048S19200017820, 048S19200017821, 048S19200017822, 048S19200017823.
Требованиями N N 048S01200017591, 048S01200017585, 048S01200017586, 048S01200017587, 048S01200017588, 048S01200017589, 048S01200017590 должнику предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций в срок до 07.08.2020.
Ввиду неуплаты ответчиком в добровольном порядке суммы штрафа, Управление Пенсионного фонда в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный отчетный период, откорректировав их путем представления 24.04.2020 г. в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот отчетный период до составления акта, следовательно основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отсутствуют.
Данный правовой подход полностью соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.10.2019 N 302-ЭС19-18397.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций, начисленных за июль - ноябрь 2019 года.
Довод апеллянта о применении судом неактуальной редакции пункта 39 Инструкции не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное не повлекло принятия неправильного решения.
В этой связи суд признает не основанным на нормах права и довод Фонда о том, что поскольку форма СЗВ-М (дополняющая) содержала сведения о застрахованных лицах, сведения о которых ранее не представлялись и не были приняты органом ПФР, имело место представление сведений на застрахованных лиц впервые, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют о неправильном понимании приведенных норм права и несогласии Фонда с обжалуемым судебным актом.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2020 года по делу N А19-17235/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17235/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелеховском районе Иркутской области
Ответчик: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Основная общеобразовательная школа N11"