Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2021 г. N Ф10-1632/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А36-2586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергоснабжение": Яковлева А.А. - представителя по доверенности N 005 от 09.01.2021;
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области, г.Липецк: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от Курановой Валентины Борисовны Курановой Валентины Борисовны: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергоснабжение" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2020 по делу N А36-2586/2020, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергоснабжение", г.Липецк к административному органу - Государственной жилищной инспекции Липецкой области, г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 4 от 26.03.2020, предусмотренном ст.7.23 КоАП РФ,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Курановой Валентины Борисовны
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новое информационно-технологичное энергоснабжение" (далее - ООО "НОВИТЭН", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, административный орган, ГЖИ Липецкой области) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 4 от 26.03.2020 о признании общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Определением от 21.05.2020 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу N А36-2586/2020 с его рассмотрением в порядке упрощенного производства.
Определением от 10.07.2020 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Куранову Валентину Борисовну.
Решением от 02.10.2020 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "НОВИТЭН" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в действиях Общества отсутствует событие и состав вменяемого административного правонарушения.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Жилищная инспекция возражала против доводов апелляционной жалобы Общества, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители ГЖИ Липецкой области и третьего лица не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением Курановой В.Б., собственника квартиры N 42 дома N 10 по ул. Кузнечной г.Липецка, на основании распоряжения от 06.02.2020 N 1184 консультантом отдела контроля за расчетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги Козловой КН. проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "НОВИТЭН".
По результатам проверки составлены акт от 28.02.2020 N 1442, в котором зафиксированы выявленные нарушения, и протокол N 122 от 13.03.2020 о совершении ООО "НОВИТЭН" административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ (39-41, 56-58).
Как следует из материалов дела, событие административного правонарушения выразилось в нарушении ООО "НОВИТЭН" ч.4 ст.3 ЖК РФ, п.п."в" п.3, п.п."а" п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила), п.9 приложения N 1 к Правилам, п.117, п.119 Правил, а именно: общество допустило нарушение нормативного режима обеспечения потребителя квартиры N 42 дома N 10 по ул. Кузнечной г. Липецка коммунальной услугой по электроснабжению.
На основании протокола N 1 22 от 13.03.2020 и материалов проверки заместителем руководителя Жилищной инспекции вынесено постановление N 4 от 26.03.2020 о привлечении ООО "НОВИТЭН" к административной ответственности, предусмотренной ст.7.23 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в м размере 5 000 руб. (л.д.26-31).
ООО "НОВИТЭН", считая, что постановление N 4 от 26.03.2020 принято отношении общества неправомерно, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать население коммунальными услугами, и (или) лица, на которых возложены обязанности по соблюдению режима их предоставления, в том числе поставщики коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги по электроснабжению потребителям многоквартирного жилого дома N 10 по ул.Кузнечной г.Липецка, является ООО "НОВИТЭН".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии (ч.1.1 ст.157 ЖК РФ).
В соответствии с п.2 Правил потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подп."в" п.3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" п.31 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В приложении N 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе в отношении электроснабжения.
Пунктом 9 приложения N 1 к Правилам предусмотрено бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года; допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
Согласно подп."а" п.117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
В соответствии с п.118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Пунктом 119 Правил предусмотрено, что, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Как установлено судом области, имеющимися в административном деле доказательствами подтверждается, что ООО "НОВИТЭН" в нарушение ч.4 ст. 3 ЖК РФ, п.п."в" п.3, п.п."а" п.31 Правил, п.9 приложения N 1 к Правилам, п.117, п.119 Правил допустило нарушение нормативного режима обеспечения потребителя жилого помещения N 42 многоквартирного жилого дома N10 по ул. Кузнечной г. Липецка коммунальной услугой по электроснабжению, выразившееся в приостановлении 29.01.2020 предоставления коммунальной услуги электроснабжения потребителю квартиры N42 многоквартирного жилого дома N10 по ул. Кузнечной г.Липецка без надлежащего уведомления.
В ходе проведенной Жилищной инспекции проверки установлено, что 29.01.2020 в жилое помещение N 42 по адресу: г. Липецк, ул. Кузнечная, д.12, была приостановлена подача электроэнергии ввиду наличия задолженности (акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 29.01.2020); уведомление о прекращении подачи электроэнергии в январе 2020 года при наличии неоплаченных счетов за электроэнергию по вышеуказанному адресу было размещено в платежном документе за октябрь 2019 года (задолженность по оплате электроэнергии по состоянию на 31.10.2019 составляла 1553,53 руб.); согласно акту о введении ограничения режима потребления электроэнергии от 29.01,2020 "отсутствует возможность предварительного введения ограничения".
Согласно доводам общества потребитель был надлежащим образом уведомлен о возможном приостановлении коммунальной услуги электроснабжения в платежном документе за октябрь 2019 года.
Однако подп."а" п.119 Правил, помимо возможности включения в платежный документ текста соответствующего предупреждения (уведомления), предусматривает подтверждение факта получения потребителем уведомления с установлением даты вручение.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки и на момент судебного разбирательства, ООО "НОВИТЭН" не представлены доказательства вручения предупреждения потребителю.
Из обращения, поступившего через систему ГИС ЖКХ от 29.01.2020 (per. N 1-154881 от 30.01.2020), и объяснения Курановой В.Б. от 30.01.2020 следует, что потребитель коммунальной услуги не получал уведомлений о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению.
Исходя из распределения бремени доказывания, отрицательный факт (несовершение чего-либо) не может быть доказан административным органом по объективным причинам. В связи с этим опровергнуть такие доводы административного органа и доказать соблюдение требований Правил, предоставив доказательства совершения необходимых действий по уведомлению потребителя в установленном порядке о введении ограничения режима потребления (о прекращении подачи) электроэнергии должен заявитель. Однако таких доказательств обществом не представлено.
При этом сам по себе факт направления в адрес потребителя квитанции, содержащей уведомление, при условии отсутствия доказательств ее получения адресатом не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Доказательств предварительного письменного извещения потребителя-должника путем вручения ему извещения об ограничении, приостановлении указанной услуги под расписку ООО "НОВИТЭН" также не представлено.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом не был соблюден установленный порядок для приостановления потребителю квартиры N 42 многоквартирного жилого дома N 10 по ул. Кузнечной г. Липецка коммунальной услуги по электроснабжению, а действия по отключению электроэнергии были совершены в нарушение требований пунктов 117, 119 Правил.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Липецкой области пришел к правомерному к выводу о том, что Госжилинспекцией подтверждено в действиях Общества нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Таким образом, судебная коллегия признает установленным наличие признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом ООО "НОВИТЭН" как субъект вменяемого правонарушения имело возможность соблюсти требований законодательства, однако не предприняло всех зависящих от него мер по его соблюдению, что свидетельствует о наличии признаков субъективной стороны административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих вину ООО "НОВИТЭН", не установлено.
Постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При этом с учетом изложенного и разъяснений содержащихся в пунктах пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оснований для применения по настоящему делу положений статьи 2.9 КоАП РФ в отношении признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере в пределах санкции данной статьи.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанциями правомерно не усмотрел оснований для отмены постановления N 4 от 26.03.2020 и удовлетворения заявленных требований.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и по мнению суда апелляционной инстанции их была дана надлежащая правовая оценка.
При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.10.2020 по делу N А36-2586/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч.3 ст.288.2 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2586/2020
Истец: ООО "НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧНОЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области
Третье лицо: Куранова Валентина Борисовна