г. Москва |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А41-35488/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лилицким Г.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Прогресс": Бырдина А.Г., по доверенности от 03.05.2023;
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области: Косимова С.Н., по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Прогресс" на решение Арбитражного суда Московской области от 11.10.2023 по делу N А41-35488/23 по иску ООО "Прогресс" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области (ИНН 5075002974, ОГРН 1095075000041) о признании незаконным сообщения N 2612926 от 25.04.2022 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области о применении ставки земельного налога за 2021 год в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с КН:
50:19:0030221:107;
50:19:0000000:23178;
50:19:0000000:23181;
50:19:0000000:23148;
50:19:0000000:23219;
50:19:0000000:23204;
50:19:0000000:23167;
50:19:0000000:23131;
50:19:0000000:23134;
50:19:0000000:23121;
50:19:0000000:23207;
50:19:0000000:23149;
50:19:0000000:23173;
50:19:0000000:23166;
50:19:0000000:23133;
50:19:0000000:23144;
50:19:0000000:24581;
50:19:0000000:23223;
50:19:0030201:521;
50:19:0030203:13 об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области применить налоговую ставку по земельному налогу за 2021 год в размере 0,3% в отношении выше названных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Прогресс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области, в связи с наличием у заявителя обязанности по уплате земельного налога за 2021 в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, сформировала и направила ООО "Прогресс" сообщение N 2612926 от 25.04.2022.
ООО "Прогресс", не согласившись с применением ставки земельного налога в размере 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0000000:23178;
50:19:0000000:23181;
50:19:0000000:23148;
50:19:0000000:23219;
50:19:0000000:23204;
50:19:0000000:23167;
50:19:0000000:23131;
50:19:0000000:23134;
50:19:0000000:23121;
50:19:0000000:23207;
50:19:0000000:23149;
50:19:0000000:23173;
50:19:0000000:23166;
50:19:0000000:23133;
50:19:0000000:23144;
50:19:0000000:24581;
50:19:0000000:23223 обратился с жалобой в УФНС России по Московской области, жалоба датирована 09.09.2022, зарегистрирована 20.09.2022 под входящим номером 162555.
Решением УФНС России по Московской области от 30.09.2022 N 07-12/066627@ в удовлетворении жалобы отказано, копия решения направлена ООО "ПРОГРЕСС" заказным письмом с идентификатором 80082677311890, названное письмо получено заявителем 14.10.2022.
25.01.2023 в Инспекцию от заявителя поступила адресованная УФНС России по Московской области жалоба на сообщение N 2612926 от 25.04.2022 в части применения ставки 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0000000:23178;
50:19:0000000:23181;
50:19:0000000:23148;
50:19:0000000:23219;
50:19:0000000:23204;
50:19:0000000:23167;
50:19:0000000:23131;
50:19:0000000:23134;
50:19:0000000:23121;
50:19:0000000:23207;
50:19:0000000:23149;
50:19:0000000:23173;
50:19:0000000:23166;
50:19:0000000:23133;
50:19:0000000:23144;
50:19:0000000:24581;
50:19:0000000:23223;
50:19:0030201:521;
50:19:0030203:13.
По результатам рассмотрения жалобы от 25.01.2023 УФНС России по Московской области принято решение от 15.02.2023 N 07-12/009027@, которым жалоба в отношении ставки по земельным участкам ч с кадастровыми номерами:
50:19:0000000:23178;
50:19:0000000:23181;
50:19:0000000:23148;
50:19:0000000:23219;
50:19:0000000:23204;
50:19:0000000:23167;
50:19:0000000:23131;
50:19:0000000:23134;
50:19:0000000:23121;
50:19:0000000:23207;
50:19:0000000:23149;
50:19:0000000:23173;
50:19:0000000:23166;
50:19:0000000:23133;
50:19:0000000:23144;
50:19:0000000:24581;
50:19:0000000:23223 оставлена без рассмотрения по основаниям п. 4 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ (ранее подана жалоба по тем же основаниям).
В части применения ставки 1,5% по земельным участкам с кадастровыми номерами:
50:19:0030201:521;
50:19:0030203:13 жалоба рассмотрена Управлением по существу, в удовлетворении отказано по основаниям:
участок с КН 50:19:0030201:521 имеет категорию "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок";
участок с КН 50:19:0030203:13 имеет категорию "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "под зону отдыха" и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости находится в аренде у Панькова А.А., договор аренды от 16.01.1998, зарегистрирован ЕГРН 19.06.2003 (номер государственной регистрации 50-01/19-07/2003568.1).
Заявитель оспаривает применение ставки 1,5% по тем основаниям, что, по мнению заявителя, полученные налоговым органом от Администрации Рузского городского округа Московской области акты муниципального контроля не могут служить основанием к применению ставки 1,5% и не могут служить доказательством неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Инспекция возражает против удовлетворения требований, ссылается на пропуск заявителем срока для обращения в арбитражный суд в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0000000:23178;
50:19:0000000:23181;
50:19:0000000:23148;
50:19:0000000:23219;
50:19:0000000:23204;
50:19:0000000:23167;
50:19:0000000:23131;
50:19:0000000:23134;
50:19:0000000:23121;
50:19:0000000:23207;
50:19:0000000:23149;
50:19:0000000:23173;
50:19:0000000:23166;
50:19:0000000:23133;
50:19:0000000:23144;
50:19:0000000:24581;
50:19:0000000:23223, поскольку жалоба вх. от 20.09.2022 рассмотрена УФНС России по Московской области Решением УФНС России по Московской области от 30.09.2022 N 07-12/066627@, которое получено заявителем 14.10.2022, следовательно, срок для обращения в арбитражный суд начал течь с 15.10.2023 и истек 15.01.2023.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0030201:521;
50:19:0030203:13
Инспекция ссылается на то, что они имеют виды разрешенного использования, не подпадающие под применение пониженной ставки для сельскохозяйственного производства, кроме того, один из этих участков в ЕГРН значиться как находящийся в долгосрочной аренде у арендатора Панькова А.А.
При сопоставлении жалоб заявителя в УФНС России по Московской области от 25.01.2023 и от 09.09.2022 установлено, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0030221:107;
50:19:0000000:23178;
50:19:0000000:23181;
50:19:0000000:23148;
50:19:0000000:23219;
50:19:0000000:23204;
50:19:0000000:23167;
50:19:0000000:23131;
50:19:0000000:23134;
50:19:0000000:23121;
50:19:0000000:23207;
50:19:0000000:23149;
50:19:0000000:23173;
50:19:0000000:23166;
50:19:0000000:23133;
50:19:0000000:23144;
50:19:0000000:24581;
50:19:0000000:23223 досудебный порядок соблюден, что подтверждается решением УФНС России по Московской области от 30.09.2022 N 07-12/066627 и срок на обращение в арбитражный суд в этой части должен исчисляться с момента получения заявителем этого решения по почте, то есть с 15.10.2022, так как почтовое отправление с идентификатором 80082677311890 вручено заявителю 14.10.2022 (согласно дынным Почта России), следовательно, срок на обращение в арбитражный суд начал течь с 15.10.2022 и истек с окончанием дня 16.01.2023 (с учетом, что 14 и 15 января 2023 суббота и воскресенье).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения в суд с заявлениями о признании незаконным ненормативного акта, является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях.
Последствия пропуска процессуального срока закреплены в статье 115 АПК РФ и представляют собой утрату лицом права на совершение процессуальных действий.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии основания для признания уважительными причин пропуска срока для обращения с заявлением в арбитражный суд, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами, ставка по которым была оспорена в досудебном порядке в жалобе, решение по которой Управлением принято 30.09.2022.
Поскольку пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований, арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в названной части.
В части требований, касающихся ставки земельного налога за 2021 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами:
50:19:0030201:521;
50:19:0030203:13 доводы заявителя, изложенные в заявлении в арбитражный суд, а именно о том, что данные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, не нашли своего подтверждения, а именно:
участок с КН 50:19:0030201:521 имеет категорию "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "под размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок";
участок с КН 50:19:0030203:13 имеет категорию "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "под зону отдыха" и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости находится в аренде у Панькова А.А., договор аренды от 16.01.1998, зарегистрирован ЕГРН 19.06.2003 (номер государственной регистрации 50-01/19-07/2003568.1).
Пунктом 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 5 ст. 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4 - 7 ст. 363 НК РФ.
Пунктом 5 статьи 363 НК РФ установлено, что сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в электронном виде.
На основании абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 25.10.2017 N 143/13 "Об установлении земельного налога на территории Рузского городского округа Московской области" установлены налоговые ставки в размере (пункт 2 Решения):
0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
(подп. 2.1 в ред. решения Совета депутатов Рузского городского округа МО от 06.11.2019 N 421/44) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков, занятых индивидуальными гаражами граждан, гаражами гаражно-строительных кооперативов, общественными организациями собственников гаражей и погребов.
1,5 процента от кадастровой стоимости - в отношении земельных участков:
- используемых в предпринимательской деятельности: приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
(в ред. решения Совета депутатов Рузского городского округа МО от 06.11.2019 N 421/44)
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах Рузского городского округа Московской области, не используемых в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;
- в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, инспекция в оспариваемом сообщении в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0030201:521 и 50:19:0030203:13 правомерно применила ставку 1,5% от кадастровой стоимости, так как они по виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН, не относятся к категориям земельных участков, в отношении которых Решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 25.10.2017 N 143/13 "Об установлении земельного налога на территории Рузского городского округа Московской области" установлена ставка в размере 0,3%.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 11.10.2023 по делу N А41-35488/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35488/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ПРОГРЕСС"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 21 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ