г. Хабаровск |
|
27 января 2021 г. |
А04-5142/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от ИП Алексаняна Андраника Варужановича: не явились;
от Администрации города Тынды: не явились;
от Управления муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Тында: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тынды
на решение от 03.11.2020 по делу N А04-5142/2020
Арбитражного суда Амурской области
По заявлению Индивидуального предпринимателя Алексаняна Андраника Варужановича
к Администрации города Тынды
о признании незаконным бездействия
третье лицо: Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алексанян Андраник Варужанович (далее - предприниматель, ИП Алексанян А.В.) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Тынды (далее - администрация) в отказе в осуществлении преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, находящегося по адресу г. Тында, ул. Красная Пресня, д. 49, арендуемого по договору N 1336 от 26.05.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды (далее - управление).
Решением суда от 09.11.2021 заявленное требование удовлетворено, суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения, совершив действия, предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просила его отменить по мотиву того, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что Администрацией города Тынды не были исполнены обязанности по передаче имущества в собственность предпринимателя, в связи с тем, что данные полномочия переданы компетентному органу, уполномоченному управлять и распоряжаться имуществом муниципальной казны - Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Тынды.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, настаивал на законности судебного решения; заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
Повторно исследовав материалы настоящего дела, обсудив доводы жалобы с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ИП Алексанян А.В. является субъектом малого предпринимательства и более четырех лет непрерывно арендует муниципальные нежилые помещения, расположенные на первом этаже по адресу: город Тында, улица Красная Пресня, дом 49, что подтверждается договором аренды N 1336 от 26.05.2016. Задолженность по арендной плате отсутствует.
28.12.2019 предпринимателем в Администрацию города Тында направлено заявление о даче согласия на выкуп арендуемых муниципальных нежилых помещений.
29.01.2020 Мэром города Тынды предпринимателю дан ответ, что для подготовки договора купли-продажи Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Тынды необходимо обеспечить изготовление технического плана с дальнейшей постановкой на кадастровый учет нежилого помещения площадью 574,4 кв.м. и определить рыночную стоимость помещения в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации; после получения отчета об оценке нежилых помещений управление направит проект договора купли-продажи нежилых помещений.
23.06.2020 ИП Алексанян А.В. повторно в администрацию с просьбой в десятидневный срок направить проект договора купли-продажи арендуемых помещений, либо предоставить обоснованный отказ.
Поскольку в дальнейшем никаких действий со стороны уполномоченных органов не последовало, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о наличии совокупности указанных условий.
Общественные отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 3 этого Закона при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности субъекты малого или среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: арендуемое имущество находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества;
Из материалов дела видно, что ИП Алексанян А.В. относится к категории микропредприятий; относится к субъектом малого и среднего предпринимательства; объект муниципального имущества находится во временном владении и пользовании заявителя непрерывно более двух лет на основании договоров аренды; задолженность по арендной плате за имущество отсутствует; арендованное имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не было включено.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что администрацией не были исполнены возложенные на нее обязанности, в установленные Федеральным законом N 159-ФЗ сроки, а именно по состоянию на 22.06.2020 техническая документация в отношении указанного объекта не изготовлена, оценка рыночной стоимости арендуемого имущества не проведена, решение об условиях приватизации арендуемого имущества не принято, проект договора купли-продажи арендуемого имущества в адрес предпринимателя не направлен, пришел к выводу об обоснованности требований предпринимателя.
В данной части выводы арбитражного суда не оспариваются участниками спора в суде второй инстанции.
Возражения апеллянта направлены на несогласие с выводом о том, что администрация является надлежащим заинтересованным лицом по данному делу, поскольку полагает, что в силу закона она передала свои полномочия по отчуждению из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, Управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Устава города Тынды, принятого решением Тындинской городской Думы от 26.12.2014 N 221-Р-ТГД-VI (ред. от 21.12.2019) к вопросам местного значения города относятся о владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тынды.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРН, спорные помещения, расположенные на первом этаже по адресу: город Тында, улица Красная Пресня, дом 49, и арендуемые предпринимателем, принадлежат Муниципальному образованию город Тында.
Пунктом 1 Положения об Управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации города Тынды, утвержденного решением Тындинской городской Думы 15.11.2011 N 359, определено, что управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Тынды Амурской области, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории города Тынды в сфере имущественно-земельных отношений.
Вместе с тем, распределение полномочий собственника между структурными подразделениями администрации города, в том числе делегирование Управлению муниципального имущества и земельных отношений права распоряжения муниципальным имуществом, не изменяет субъекта права собственности нежилых помещений и не освобождает администрацию от исполнения возложенных на нее Федеральным законом N 159-ФЗ обязанностей.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.11.2020 по делу N А04-5142/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5142/2020
Истец: ИП Алексанян Андраник Варужанович
Ответчик: Аминистрация города Тынды
Третье лицо: Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Тында, Шестой арбитражный апелляционный суд (5142/20-а.ж,2т)