Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2021 г. N Ф09-2699/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А60-40338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
с участием в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя заинтересованного лица Корниловой И.А., действующей по доверенности от 09.01.2020, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2020 года по делу N А60-40338/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Миклуха-Маклай" (ИНН 6658109424, ОГРН 1026602350851)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6661009067, ОГРН 1046604027414)
о признании незаконными действия (бездействие),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Миклуха-Маклай" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ООО Миклуха-Маклай") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании незаконным действий ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга по не включению ООО "Миклуха-Маклай" в реестр на получение субсидии не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 N 576; об обязании устранить нарушение, о включении ООО "Миклуха-Маклай" в реестр на получение субсидии за апрель 2020 года и май 2020 года и выплате суммы в размере 12 130 руб. за апрель 2020 года, 12 130 руб. за май 2020 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 заявленные требования удовлетворены: действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга по отказу во включении ООО "Миклуха-Маклай" в реестр на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 признаны незаконными. На налоговый орган возложена обязанность по устранению нарушений прав и законных интересов общества путем включения в реестр на получение субсидии за апрель, май 2020с реализацией обязательств, возложенных на налоговый орган Постановлением Правительства РФ N576 от 24.04.2020 г.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что поскольку у общества по состоянию на 01.03.2020 отсутствовали сведения об ОКВЭД, основания для принятия решения о предоставлении права на субсидию отсутствовали. Считает, что вышеизложенные обстоятельства не были учтены судом и являются основанием для отмены решения.
Общество с решением согласно по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
ООО Миклуха-Маклай" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел", представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал; просил решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью "Миклуха-Маклай" (далее - ООО "Миклуха-Маклай") осуществляет основной вид деятельности - деятельность туристических агентств (код 79.11 от 05.03.2020 согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц).
05.05.2020, 25.05.2020, 30.05.2020, 22.06.2020 заявителем в адрес уполномоченного органа направлены заявления для получения субсидии за апрель, май 2020 года.
15.05.2020 уполномоченным органом отказало в принятии заявления в связи с представлением заявления в неформализованном виде; 29.05.2020 уполномоченным органом отказано в выплате субсидии в связи с неотнесением основного вида деятельности заявителя к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. 04.06.2020 уполномоченным органом указано, что на 05.03.2020 основной вид деятельности заявителя (ОКВЭД 79.11) относится к указанным в перечне отраслям, разъяснило необходимость повторного представления заявления на выплату субсидии за апрель, май.
29.06.2020 уполномоченным органом указано, что, согласно Правил, получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, по состоянию на 04.06.2020 основной вид деятельности не относился к отраслям, указанным в Перечне, в связи с чем на представленные 04.06.2020 заявления на получение субсидии за апрель, май 2020 сформировано сообщение об отказе в предоставлении субсидии. По состоянию на 29.06.2020 вид деятельности 79.11 включен в Перечень, в связи с чем, уполномоченным органом указано на необходимость представления заявления на получение субсидии за соответствующие месяцы.
В письме Управления ФНС по Свердловской области от 16.07.2020 N 04-40/21354@ заявителю разъяснено, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения в части основного вида экономической деятельности, основной вид ОКВЭД был внесен в ЕГРЮЛ 05.03.2020, в связи с чем заявителем не были соблюдены все условия, установленные Правилами, для выплаты субсидии.
Полагая, что отказ налогового органа незаконен и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что обществом соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель, май 2020 года.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее Правила N 576).
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
В соответствии с п. 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 3 Правила условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Установив, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ налогоплательщика вид деятельности - "деятельность туристических агентств" (код 79.11) не был указан, при этом соответствующие изменения в ЕГРЮЛ налогоплательщика в части указания ОКВЭД внесены только 05.03.2020, исходя из того, что положения Правил N 576 не подразумевают расширенного толкования либо проверку на фактически осуществляемый вид деятельности, отсутствие полномочий инспекции по изменению условий предоставления субсидий, налоговым органом заявителю отказано в выплате субсидии, так как обществом не были соблюдены все условия, установленные Правилами.
Апелляционный суд считает, что оспариваемые действия инспекции по отказу во включении в реестр в целях получения субсидии не соответствуют положениям Правил N 576 по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель отнесен к микропредприятиям.
Данное обстоятельство не оспаривается инспекцией.
Согласно сведениям Госкомстата России (Свердловский облкомстат) N 12-5/95 от 24.06.2003 ООО "Миклуха-Маклай" присвоен код по ОКВЭД 63.30 "деятельность туристического агентства".
Из обстоятельств дела следует, что ООО "Миклуха-Маклай", начиная с 23.12.2002 ведет деятельность туристических агентств (ОКВЭД 63.30), при этом после 11.07.2016 в ЕГРЮЛ сведения об изменении наименования основного вида деятельности на ОКВЭД 79.11 (без изменения фактической деятельности) не были внесены.
Таким образом, по состоянию на 01 марта 2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность туристических агентств.
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма относится к Перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции ОКУ, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 (далее - Перечень).
Не является спорным и тот факт, что запись об изменении сведений об основном виде деятельности в ЕГРЮЛ с указанием кода ОКВЭД 79.11 "деятельность туристических агентств" внесена регистрирующим органом 05.03.2020.
При этом, из материалов дела не следует и налоговым органом не доказано, что внесение в марте 2020 года изменений в ЕГРЮЛ в части уточнения кода ОКВЭД было связано с изменением основного вида деятельности общества.
В силу вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что по состоянию на 01.03.2020 заявитель осуществлял деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Поскольку в подпункте "в" пункта 3 Правил N 576 условие для включения в реестр сформулировано как "отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил" и материалами дела подтверждается, что общество ведет деятельность в отрасли российской экономики, указанной в пункте 1 Правил, апелляционный суд приходит к выводу, что в рамках настоящего спора налоговым органом не доказано, что общество не отвечает условиям, перечисленным в пункте 3 Правил N 576, в том числе условию подпункта "в" для включения в реестр в целях получения субсидии.
Соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил N 576, налоговым органом не оспаривается, в отказе на такое несоответствие не указано.
Апелляционный суд считает, что само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил N 576.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, апелляционной коллегией учитывается, что намерение общества изменить код основного вида деятельности с 63.30 на 79.11, без изменения вида фактической деятельности, было направлено в налоговый орган 12.02.2020 в соответствии с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. 19.02.2020 инспекцией отказано в государственной регистрации.
Вместе с тем, на основании представленных 27.02.2020 для государственной регистрации документов, 05.03.2020 налоговым органом внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, а именно ОКВЭД 79.11.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что обществом соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии и, как следствие, обоснованно удовлетворено заявленное ООО Миклуха-Маклай" требование о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель, май 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2020 года по делу N А60-40338/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40338/2020
Истец: ООО "МИКЛУХА-МАКЛАЙ"
Ответчик: ОСП ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА