Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2021 г. N Ф05-9416/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А41-78700/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от истца Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092) - Иванов И.В. представитель по доверенности от 14.09.2020 года,
от ответчика Товарищества собственников недвижимости "Можайка" (ИНН 5032256678, ОГРН 1165032059720) - Тимаев А.В. представитель по доверенности 04.10.2020 года,
от третьих лиц Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "ТСК Мосэнерго", Общества с ограниченной ответственностью "Регионстройкомплекс-ХХI век", Комитет по ценам и тарифам Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Акционерного общества "Одинцовская теплосеть" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 года по делу N А41-78700/19 по иску Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" к Товариществу собственников недвижимости "Можайка" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Товариществу собственников недвижимости "Можайка" (далее - ТСН "Можайка", ответчик) о взыскании задолженности за тепловую энергию, теплоноситель в размере 7 850 008 руб.00 коп., законную неустойку (пени) за период с 22.01.2019 г. по 05.04.2020 г. в размере 964 947 руб. 14 коп., законной неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2021 г. по дату фактической оплаты задолженности.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "ТСК Мосэнерго", Общества с ограниченной ответственностью "Регионстройкомплекс-ХХI век", Комитет по ценам и тарифам Московской области, Министерство жилищной политики Московской области, Акционерного общества "Одинцовская теплосеть".
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены частично.
С ТСН "Можайка" в пользу ПАО "МОЭК" взыскана задолженность за тепловую энергию в размере 1 920 574 руб.41 коп., законную неустойку за период по 05.04.2020 г. в размере 61 490 руб. 39 коп., расходы по оплате госпошлины по иску в размере 32 821 руб. (л.д. 157-166 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "МОЭК" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение подлежит изменению в части размера взысканной неустойки и расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска.
Как следует из материалов дела, 19.11.2019 г. в ходе плановой проверки МКД, по адресу: М.О. Одинцовский район, рабочий поселок Новоивановское, ул. Можайское шоссе, д. 51, д. 52, находящихся в управлении ответчика, истцом выявлен факт потребления ответчиком энергоресурсов, а именно: тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
По факту выявления потребления тепловой энергии, теплоносителя истцом были составлены акта проверок:
- N 540-05/08-18-ФОТЭ ОТ 19.11.2018,
- N 541 -05/08-18-ФОТЭ ОТ 19.11.2018,
- N 542-05/08-18-ФОТЭ ОТ 19.11.2018.
По итогам проверки истец произвел расчет стоимости и объема фактического потребления ответчиком тепловой энергии, теплоносителя, тепловой энергии на нужды ГВС с учетом среднемесячного объема потребления за предыдущий год по отоплению, по нормативу:
- по акту N 540-05/08-18-ФОТЭ от 19.11.2018 - 1 985.586 Гкал на сумму 4 815 587,83 руб., включая НДС,
- по акту N 541-05/08-18-ФОТЭ от 19.11.2018 - 801.463 Гкал на сумму 1 503 961,99 руб., включая НДС,
- по акту N 542-05/08-18-ФОТЭ от 19.11.2018 - 816.127 Гкал на сумму 1 530 458,18 руб., включая НДС.
Всего сумма задолженности по расчету истца составила - 7 850 008,00 руб.
Истец предъявил к оплате ответчику счет от 31.12.2018 N 80522271218 на сумму 4 815 587,83 руб., включая НДС, от 31.12.2018 N 80520661218 на сумму 1 530 458,18 руб., включая НДС, от 31.12.2018 N 80522281218 на сумму 1 503 961,99 руб., включая НДС.
В соответствии с п. 25. Правил N 124 - оплата коммунального ресурса, производится исполнителем коммунальных услуг до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Поскольку ответчик не оплатил коммунальный ресурс в установленный срок, истец в адрес ответчика направил претензии N 181486 от 06.05.2019, N 181489 от 06.05.2019, N 181492 от 06.05.2019 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за энергоресурсы.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец, начислив неустойку обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома по адресу: М.О. Одинцовский район, рабочий поселок Новоивановское, ул. Можайское шоссе, д. 51, д. 52, в соответствии с договором N 10-11/17-393 о подключении к системе теплоснабжения от 10.05.2017 г., подкпючены к системам теплоснабжения истца в точке подключения камера павильон (КП-1).
Поставка тепловой энергии, теплоносителя в исковой период от наружной стены РТС "Кунцево" в камеру павильон (далее - КП-1), осуществлялась истцом по тепловой сети, принадлежащей истцу на праве собственности, и расположенной в городе Москве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 ноября 2010 г.
В соответствии с п. 11 ст. 2 ФЗ РФ N 190 "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с п. 9 ст. 2 ФЗ РФ N 190 "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Поскольку многоквартирные жилые дома по адресу; М.О. Одинцовский район, рабочий поселок Новоивановское, ул. Можайское шоссе, д. 51, д. 52, подключены от тепловой сети (точка подкпючения КП-1), принадлежащей истцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 12 ноября 2010 г.), истец в соответствии с вышеприведенными нормами права является теплоснабжающей организацией по отношению к ответчику, а ответчик является потребителем энергоресурсов по отношению к истцу.
Письмо администрации городского поселения Новоивановское Одинцовского Муниципального района Московской области от 06.07.2018 г. N 2.11/2709 подтверждает факт, осуществления теплоснабжения вышеуказанных домов от магистральных сетей РТС "Кунцево".
Материалами дела также подтверждено, что между истцом и ТСК "Мосэнерго" был заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя N 08.800581-ПТЭ от 17.11.2016 года.
Согласно условиям договора, ООО ТСК "Мосэнерго" покупало у истца тепловую энергию, теплоноситель в точке поставки (тепловая камера 16) от РТС "Кунцево", к которой присоединены ИТП (индивидуальные тепловые пункты) N 08-04-107, 108, 109, 110, 111, 118, 119, 120.
Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет непосредственное управление многоквартирными домами (МКД), по адресу: М.О. Одинцовский район, рабочий поселок Новоивановское, ул. Можайское шоссе, д. 51, д. 52.
Требования истца основаны на актах от 19.11.2018 N 540-05/08-18-ФОТЭ, N 541-05/08-18-ФОТЭ, N 542-05/08-18-ФОТЭ плановой проверки наличия теплоснабжения на объекте.
В акте N 542-05/08-18-ФОТЭ (ИТП-2) указано, что "на момент проверки теплоснабжения осуществляется по системам: ЦО жилая часть (ВИСТ N173547), нежилая часть (ВИСТ N173548); ГВС - две зоны, к первой зоне подключена нежилая часть (ВИСТ N173549). Системам ОВ (ВИСТ N173548) отключена (не смонтировано оборудование), с видимым разрывом. На вводе в ИТП установлен теплосчетчик (ВИСТ N173833), учитывающий всю нагрузку объекта теплоснабжения, визуально работоспособен. Распечатки со всех приборов учета прилагаются к акту. Потребитель обратился в ПАО "МОЭК" о заключении договора теплоснабжения, вх. номер АП-09-499/18 от 03.10.2018, документации не представил", рекомендовано: заключить договор".
В акте N N 541-05/08-18-ФОТЭ указано, что "на момент проверки теплоснабжения осуществляется по системам: ЦО жилая часть (установлен теплосчетчик ВИСТ. N173553), нежилая часть (ВИСТ N173552); ГВС - жилая часть ВИСТ 173553, ГВС нежилой части отключена запорной арматурой (ВИСТ N173550). Система ОВ (ВИСТ N173552) отключена (не смонтировано оборудование), с видимым разрывом. На вводе в ИТП установлен теплосчетчик (ВИСТ N173551), учитывающий всю нагрузку объекта теплоснабжения, потребляемую объектом теплоснабжения, на момент проверки визуально работоспособен. Распечатки приборов учета прилагаются к акту.
Потребитель обратился в ПАО "МОЭК" о заключении договора теплоснабжения, вх.номер АП-09-499/18 от 03.10.2018, документации не представил", рекомендовано: заключить договор".
В акте N 540-05/08-18-ФОТЭ, указано, что "на момент проверки теплоснабжения осуществляется по всем видам и категориям, а именно: ЦО жилая часть, нежилая часть (установлен теплосчетчики ВИСТ N173544-жилая часть), нежилая часть (ВИСТ N173546); ГВС - ГВС 1 тепловая нагрузка нежилой части, ГВС - только жилье (теплосчетчик ВИСТ 173545, и система вентиляции - обеспечивает теплоснабжение подземного паркинга, (теплосчетчики (ВИСТ N 173546), система разрегулирована, прибор в ошибке по температуре, высокий расход теплоносителя). На вводе в ИТП установлен теплосчетчик (ВИСТ N173544), на момент проверки визуально работоспособен, учитывает всю нагрузку потребляемую объектом теплоснабжения. Распечатки по всем приборов учета прилагаются к акту. Потребитель написал обращение в ПАО "МОЭК" о заключении договора теплоснабжения, вх.номер АП-09-499/18 от 03.10.2018, документации не представил", предписание/ рекомендовано: заключить договор".
Сведений о проведении иных проверок в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон N 190-ФЗ) теплоснабжающие организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (подпункт 16 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон N 416-ФЗ).
Доказательства принадлежности тепловых сетей или источников тепловой энергии, теплового пункта в зоне проверки истцом представлены.
Из материалов дела следует, что система отопления по указанным МКД имеет в наличии индивидуальные тепловые пункты (ИТП) на абонентском вводе потребителя, присоединенного к тепловым сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Законом о теплоснабжении, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (пункт 2 статьи 1 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона N 190-ФЗ бездоговорное потребление тепловой энергии - это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).
В силу пункта 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствий с действующими на дату взыскания тарифами на - тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории, потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Частью 8 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Требования, предъявляемые к таким актам, содержатся в части 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ.
В акте о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий).
Кроме того, по правилам названной нормы, при составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Согласно пункту 9 статьи 22 Закона N 190-ФЗ объем бездоговорного потребления тепловой энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления, но не более чем за три года.
Предшествующая проверка по вышеуказанному адресу истцом ранее не производилась.
Обращаясь с исковым заявлением в суд, указывая на отсутствие договора и ссылаясь на бездоговорное потребление, истцом в материалы дела, между тем, не представлен акт бездоговорного потребления, а представлены только акты проверки.
Фактическое потребление тепловой энергии оценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 статьи 438 ГК РФ, пункт 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Как верно установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела доказательств следует, что в данном случае между сторонами сложились фактические отношения, которые подлежат регулированию положениями § 6 главы 30 ГК, специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 - ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с пунктом 3 указанной нормы осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: 1) отсутствия в точках учета приборов учета; 2) неисправности приборов учета; 3) нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно материалам дела, в управлении ответчика находятся многоквартирные дома, оборудованные ИТП и приборами коммерческого учета поставляемого ресурса.
В силу пп. "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей использование норматива потребления коммунального ресурса.
В соответствии с Правила N 1034, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (п.62).
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д)почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток) (п.64).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (п.67).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п.68).
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, урегулирован законодательством императивно и не может быть предметом соглашения сторон (п.4 ст.421, ст.422, п.4,5 ст.426 ГК РФ).
Ответчиком в материалы дела представлен контррасчет, согласно которому размер задолженности за потребленную энергию составил 1 920 574 руб.41 коп. и расчет выполнен на основании показаний приборов учета.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Граница поставки ресурса, регулируемого тарифом и учитываемого коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ), находится на вводе в МКД, являющимся точкой поставки и точкой приема ресурса.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Между ПAO "МОЭК" и ООО "Регионстройкомплекс-XXI" (третье лицо, застройщик) заключен договор N 10-11/17-393 от 10.05.2017 г о подключении к системам теплоснабжения, между ПАО "МОЭК" век", срок исполнения договора 18 месяцев.
В соответствии с пунктом 4.2. Договора, палата за подключение составляет 1 964 378 рублей, платежи осуществляются в следующем порядке: Аванс 15 % - 294 656 рублей в течение 15 рабочих дней; Аванс 50% - 982 189 рублей - в течение 90 дней с даты заключения договора.
Окончательный расчёт - в течение 15 рабочих дней с даты подписания Акта о присоединении.
Оплата произведена ООО "Регионстройкомплекс-XXI" в соответствии с условиями договора в следующем порядке: Оплата аванс 15%(16.06.2017) в сумме 294 656,78 руб. Оплата аванс 50% (10.08.2017) в сумме 982 189,27 руб. Оплата аванс (19.07.2018) в сумме 575 086,72 руб. Оплата окончательный расчёт (26.09.2019) в сумме 720 827,04 руб. Всего оплачено 2 572 759,81 руб. Переплата по договору: 575 086,73 руб.
Застройщиком ООО "Регионстройкомплекс-XXI век" в соответствии с требованиями закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности от 23.11.2009 г. N 261- ФЗ, а также п. 4 ст. 19 ФЗ "О теплоснабжении", в каждом многоквартирном доме установлены приборы учета - узлы учета тепловой энергии и теплоносителя допущены в эксплуатацию и введены в коммерческую эксплуатацию, что подтверждается актом от 11.07.2019 г. N Т-УП1-01-170413/3-АП /270, подписанными представителями истца и застройщика.
Согласно указанному акту исполнитель выполнил мероприятия по подключению, предусмотренные договором о подключении объекта к системе теплоснабжения от 10.05.2017 г. N 10-11/17-393 (далее - Договор), осуществил подключение объектов капитального строительства жилой застройки, 1 этап строительства: корпус 2, корпус 3, расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе д. Марфино, а заявитель выполнил мероприятия, предусмотренные договором и условиями подключения N Т-УП1 -01 -170413/3-2.
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей допущен к эксплуатации по следующим результатам проверки узла учета: 24.06.2019 г., Московская обл.. Одинцовский р-н..Можайское шоссе, р.п. Новоивановское, д.51 (ИТП N 08-04-232); Московская обл., Одинцовский р-н.. Можайское шоссе, р.п. Новоивановское, д.52 (ИТП N 08-04-233, N 08-04-234)
Документация по ИТП согласована с ПАО "МОЭК" 01.09.2017 г в которой подтверждается наличие приборов учёта, а также акты ФОТЭ N 540-05/08-18 от 19.11.2018, N 541-05/08-18 от 19.11.2018, N 542-05/08-18 от 19.11.2018 подтверждают наличие приборов учёта, и имеются снятые показания с данных приборов учёта.
Приборы учёта находятся в исправном состоянии, прошли поверку 14.06.2017 г и 11.08.2017 г соответственно, а также дата следующей поверки назначена на 14.06.2023 г и 11.08.2023 г.
Указанная просрочка возникла в результате ненадлежащего исполнения истцом (Исполнителем) условий пунктов 1.4,.2.1.6,.2.1.7, 8 договора N 10-11/17-393 от 10.05.2017 г. ТСН "Можайка" не однократно обращалось к истцу для заключения договора теплоснабжения, горячего водоснабжения (письма N 100 от 29.09.2018 г. N 101 от 30.09.2018 г.)
Кроме того, на обращения ответчика, имеется в материалах дела ответ истца от 10.07.2018 N 02-94/08-33665/18, согласно которому истец сообщает ответчику, что на территории р/п Новоивановское единой теплоснабжающей организацией определена АО "Одинцовская теплосеть" (привлеченное третье лицо).
А также истец сообщает потребителю - ответчику о том, что не является теплоснабжающей организацией в схеме теплоснабжения МКД, указанных ответчиком.
Между тем, после подачи иска, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, представитель истца представил суду документы о подключении объекта к системе теплоснабжения, принадлежности тепловых сетей.
В обоснование расчета основного долга на сумму 7 850 008 руб.00 коп истец указал следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", а также постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" - в нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения и предоставления коммунальных услуг внесены изменения, в частности, законодателем предусмотрено право органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимать решение об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года и определены последствия реализации им такого права.
Правительством Москвы в развитие вышеуказанных норм издано постановление от 29.09.2016 N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41", которым установлено, что расчеты за коммунальную услугу по отоплению осуществляются равномерно в течение календарного года.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги" - объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления в каждый месяц календарного года определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее- Правила N 124). В соответствии с п. 25(1) Правил N 124, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:
- в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил.
Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений утвержден постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги" и составляет 0,016 Гкал на 1 кв. м.
Указанный норматив установлен в размере 1/12 от общего среднегодового потребления тепловой энергии, то есть, предназначен для случаев оплаты тепловой энергии в течение 12 месяцев, а не отопительного периода.
Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев, что исключает существенное возрастание расходов населения на оплату коммунальных услуг в отопительный сезон.
Таким образом, годовой объем потребления тепловой энергии, теплоносителя исходя из нормативов, по расчету истца составляет 0,192 Гкал/кв. м., а среднемесячный 0,192/12 = 0,016 Гкал на 1 кв. м./месяц.
В виду отсутствия показаний за 2017 год, ответчику в декабре 2018 года выставлялся среднемесячный норматив потребления, который составляет 0,016 Гкал на 1 кв. м./месяц (0,192 Гкал/12).
Исходя из вышеприведенных норм материального права, истцом произведено начисление объемов исходя из среднемесячного норматива расхода тепловой энергии, теплоносителя установленного в размере 0,016 Гкал на 1 кв. м./месяц
Как следует из материалов дела, истцом для расчета, использовалась равномерно распределенная оплата принятой услуги по теплоснабжению (в течение календарного года в пропорции 1/12).
Между тем такой способ расчета сторонами не устанавливался.
В правоотношениях с истцом ответчик руководствовался нормативами, утвержденными на территории города Москвы, исходя из способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года. Однако, как следует из материалов дела, пояснений сторон и установленных судом обстоятельств, на территории Московской области уполномоченными органами не принималось решение об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению на спорной территории.
Также не принималось отдельного решения об определении способа оплаты коммунальной услуги.
Таким образом, на территории Московской области и Одинцовского района в 2018, 2019,2020 г.г. отсутствовал нормативно-правовой акт, в силу которого ответчик обязан производить оплату ресурсоснабжающей организации за теплоснабжение пропорционально, а именно в течение календарного года (в пропорции 1/12). Доказательств обратного в дело истцом не представлено.
Адреса поставки по спорным МКД расположены в Московской области, Одинцовский район, рабочий поселок Новоивановское, ул. Можайское шоссе, д. 51, д. 52.
Доказательств обратного, истцом в материалы дела не представлено.
По общему правилу количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 7 ст. 19 Закона о теплоснабжении, Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в МКД, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу ст. 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении (Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета (ч.2 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности от 23.11.2009 г. N 261- ФЗ).
В соответствии с п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Следовательно, по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных или общедомовых приборов учета, если такие установлены в МКД.
Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, у истца отсутствуют основания требовать внесение платы за услугу "отопление" за спорный период, больше, чем это установлено законом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, исходя из контррасчета ответчика, на сумму 1 920 574 руб.41 коп., выполненному согласно показаниям приборов учёта и на основании тарифов, установленных Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 440 -Р.
Истцом также было заявлено требование о взыскании законной неустойки (пени) за период с 22.01.2019 г. по 05.04.2020 г. в размере 964 947 руб. 14 коп., законной неустойки в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2021 г. по дату фактической оплаты задолженности.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Удовлетворяя заявленные истцом требования о взыскании неустойки частично, в соответствии с контррасчетом ответчика, судом не было учтено, что ответчиком за все дни просрочки контррасчет размера неустойки (пени) рассчитан исходя из применения только одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 24 августа 2019 года, в силу чего приведенный расчет математически не верен.
Согласно положениям ч. 9. 2. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Проверив расчет истца, исходя из того, что он произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд апелляционной пришел к выводу об удовлетворении требований истца в части взыскания неустойки в размере 236 082 руб. 92 коп за период с 22 января 2019 года по 05 апреля 2020 года. Оснований для применения ст. 333 ГК РФ не имеется.
В удовлетворении требования о взыскании неустойки с 06.04.2020 г. по дату фактической оплаты задолженности за поставленный ресурс, начисленной в порядке абз. 9 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", отказано на основании ст.10 Федерального закона от 01.04.2020 N98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пунктов 3-5 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 12 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", как поданного преждевременно.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера взысканной неустойки и расходов по оплате госпошлины за подачу иска.
В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменений.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2020 года по делу N А41-78700/19 изменить в части размера взысканной неустойки и расходов по оплате госпошлины за подачу иска.
Взыскать с ТСН "Можайка" в пользу ПАО "МОЭК" законную неустойку за период с 22 января 2019 года по 05 апреля 2020 года в размере 236 082 руб. 92 коп., расходы по оплате госпошлины за подачу иска в размере 16 410 руб. 49 коп. пропорционально удовлетворенным требованиям.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78700/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТСН "Можайка"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "РЕГИОНСТРОЙКОМПЛЕКС - XXI ВЕК", ООО "ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ МОСЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9416/2021
27.01.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21931/20
13.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-78700/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-78700/19
08.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-78700/19
11.09.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-78700/19