Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2021 г. N Ф08-3385/21 настоящее постановление отменено
г. Ессентуки |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А61-815/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 28.01.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное предприятие "Тур" - Наниевой М.А. (доверенность от 06.11.2020), Хосроевой А.С. (доверенность от 15.01.2021), от Прокуратуры РСО-Алания - Свиридовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное предприятие "Тур" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.10.2020 по делу N А61-815/2020 (судья Родионова Г.С.),
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания (далее - Прокурор) в интересах муниципального образования город Владикавказ в лице Администрации местного самоуправления г.Владикавказ (далее - Администрация) обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное предприятие "Тур" (далее - Общество): истребовать из незаконного владения земельный участок площадью 508 кв.м., расположенный: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, за пределами отведенного земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:1168 (далее - земельный участок с КН1168) с северо-восточной стороны, на территории земель общего пользования в пределах кадастровых координат 1н Х58900,056 Y337905,147; 7н Х 58909,786 Y337906,07; 4п Х58919,08 Y 337920,09; 6н Х 58899,13 Y337939,929; 4н Х 58897,714 Y337 39,879; обязать освободить земельный участок, путем демонтажа объекта капитального строительства - кирпично-монолитного здания площадью 508 кв. м. за пределами земельного участка с КН1168 с северо-восточной стороны, на территории земель общего пользования в пределах кадастровых координат 1н Х58900,056 Y337905,147; 7н Х 58909,786 Y337906,07; 4п Х58919,08 Y 337920,09; 6н Х 58899,13 Y337939,929; 4н Х 58897,714 Y337 39,879; в случае неисполнения Обществом решения суда предоставить право АМС г. Владикавказа осуществить освобождение земельного участка по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, за пределами отведенного земельного участка с КН1168, с северо-восточной стороны, на территории земель общего пользования в пределах кадастровых координат 1н Х58900,056 Y337905,147; 7н Х 58909,786 Y337906,07; 4п Х58919,08 Y 337920,09; 6н Х 58899,13 Y337939,929; 4н Х 58897,714 Y337 39,879 с отнесением расходов на Общество путем демонтажа объекта капитального строительства - кирпично-монолитного здания площадью 508 кв. м., за свой счет и своими силами с последующим взысканием понесенных расходов с Общества (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания (далее - Управление).
Решением суда от 29.10.2020 исковые требования Прокурора удовлетворены. Суд истребовал из незаконного владения Общества земельный участок, обязав Общество освободить земельный участок путем демонтажа объекта капитального строительства: кирпично-монолитного здания, площадью 508 кв. м. за пределами земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:1168 с северо-восточной стороны, на территории земель общего пользования в пределах кадастровых координат согласно акту административного обследования объекта земельных отношений от 03.03.2020 N 05. С Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000р.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора. Считает, что Прокурором не доказано наличие права собственности администрации на спорный земельный участок. Земельный участок невозможно индивидуализировать. Часть земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:36, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома не может является предметом виндикационного спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 07.12.2020 удовлетворено ходатайство Общества о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества. Указывает на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления.
Представители Общества в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Прокурора поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Прокурора, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании постановления АМС г. Владикавказа РСО-Алания от 15.12.2014 N 2995 земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0031607:780 и 15:09:0031607:781 объединены в земельный участок с кадастровым номером 15:09:0031607:1168; земельные участки с кадастровыми номерами 15:09:0031607:780 и 15:09:0031607:781 ликвидированы; договоры аренды земельных участков от 17.02.2014 N 5383 и от 20.03.2014 N 5471 расторгнуты; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:1168, площадью 0,2711 га по ул. Московское шоссе (между улицами Барбашова и Кадырова в 500 м южнее улицы Барбашова) изменено с вида "для строительства спортивного комплекса" на вид "для строительства центра досуговых занятий многоцелевого назначения"; указанный земельный участок предоставлен обществу в аренду на срок 3 года для строительства центра общения и досуговых занятий многоцелевого назначения по Московскому шоссе.
08.12.2014 земельный участок с КН1168 постановлен на кадастровый учет (кадастровая выписка о земельном участке по состоянию на 26.12.2014 N !5/201/2014-145950).
01.02.2017 постановлением АМС г. Владикавказа N 85 с учетом изменений, внесенных постановлением от 22.05.2017 N 598, земельному участку с КН1168 и находящему на нем нежилому зданию присвоен юридический адрес: РСО-Алания, г. Владикавказ, Московское шоссе, 3 "Л" Центр общения и досуговых занятий многоцелевого назначения общей площадью 4486,80кв.м. в соответствии с разрешением от 12.04.2017 N 15-3-23-2017 введен в эксплуатацию.
06.09.2018 постановлением АМС г. Владикавказа N 895 спорному земельному участку присвоен юридический адрес: РСО-Алания, г. Владикавказ, Московское шоссе, 3 "Л"; земельный участок с КН1168, площадью 0,2711 га предоставлен Обществу в собственность.
11.09.2018 между Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов г. Владикавказа и Обществом заключен договор N 249/18 купли-продажи земельного участка с КН1168, площадью 2711 кв. м, с видом разрешенного использования: для строительства центра общения и досуговых занятий многоцелевого назначения, расположенного по адресу: г. Владикавказ, Московское шоссе, 3 "Л".
24.10.2018 в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись государственной регистрации права собственности N 15:09:0031607:1168-15/035/2018-2.
В ходе проведенной Управлением проверки по требованию прокуратуры Затеречного района г. Владикавказа РСО-Алания о проведении административного обследования земельного участка, на котором Обществом производятся строительные работы, установлены нарушения. Составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 14.02.2020 N 03. Из акта следует, что на части земельного участка с КН1168 ведутся строительные работы по возведению здания. Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке с КН1168 расположен объект капитального строительства - нежилое здание с кадастровым номером 15:09:0031607:1490, общей площадью 4486,8 кв. м., на которое зарегистрировано право собственности Общества. Контрольными промерами установлено, что в непосредственной близости нежилого здания с кадастровым номером 15:09:0031607:1490, за пределами отведенного земельного участка с КН1168, с северо-восточной стороны, на частях земельных участков, на территории земель общего пользования АМС г. Владикавказа (площадью 508 кв. м), на части земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:36, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома (площадью 481 кв. м) и на части земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:1168 (площадью 169 кв. м) ведутся строительные работы по возведению кирпично-монолитного здания, общей площадью 1158 кв. м.
24.04.2020 в отношении Общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу, штраф Обществом на основании платежного поручения от 30.04.2020 N 195 перечислен в бюджет РФ.
03.03.2020 Управлением повторно осуществлено административное обследование спорного земельного участка и составлен акт N 05, согласно которому подтвержден факт осуществления строительных работ по возведению здания на части земельного участка с КН1168. Контрольными промерами установлено, что в непосредственной близи нежилого здания с кадастровым номером 15:09:0031607:1490, за пределами отведенного земельного участка с КН1168, с северо-восточной стороны, на частях земельных участков, на территории земель общего пользования АМС г. Владикавказа (площадью 508 кв. м), на части земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:36, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома (площадью 481 кв. м), ведутся строительные работы по возведению кирпично-монолитного здания.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Прокурора, исходил из следующего.
Согласно Закону Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено следующее.
Прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством (пункт 3 статьи 1 Закона N 2202-1).
Таким образом, арбитражным судам при определении полномочий прокурора по обращению в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) либо по вступлению в дело, рассматриваемое арбитражным судом, следует руководствоваться статей 52 АПК РФ.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в частности, полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В пункте 1 статьи 72 ЗК РФ указано, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно статье 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
При возврате земельного участка ответчик обязан привести его в пригодное для использования состояние, существовавшее до нарушения прав истца, посредством освобождения от самовольно размещенных объектов торговли и восстановления нарушенного благоустройства, что соответствует положениям пункта 3 статьи 76 ЗК РФ.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами.
Таким образом, учитывая вышеназванные нормы права, при разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ).
В рассматриваемом земельный участок, расположенный за пределами отведенного в установленном законом порядке Обществу земельного участка с КН1168, с северо-восточной стороны, на территории земель общего пользования АМС г.Владикавказа (площадью 508 кв. м) является собственностью муниципального образования г.Владикавказ в силу закона. Общество использует данный участок без правоустанавливающих документов, что подтверждается имеющимися материалами дела. Доказательства законного владения Обществом спорным земельным участком в материалах дела отсутствуют.
Из содержания акта административного обследования объекта земельных отношений от 03.03.2020 N 05 (приложение "Схема расположения", земельный участок N 1, площадью 508 кв.м.) установлено, что спорный земельный участок расположен в пределах кадастровых координат: н 2 Х58 932,93 Y337 907, 72; н 5 X 58 927,97 Y 337 907,37; 3 п Х 58 927, 20 Y 337 919,28; 4 п X 58 919,08 Y 337 920,09; н 6 X 58899,13 Y 337 939,93; н 3 X 58 929,78 Y 337 940,85; н 2 X 58 932,93 Y 337 907,72.
Каких-либо доказательств наличия правовых оснований для использования спорного земельного участка Обществом не представлено. Общество привлечено к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка.
Действия Общества по использованию земельного участка, в отсутствие правоустанавливающих документов, препятствуют АМС г.Владикавказа осуществлять принадлежащее ему право владения и пользования спорным земельным участок.
АМС г.Владикавказа как лицо, реализующее полномочия собственника в отношении муниципальных земель, вправе требовать устранения нарушений прав собственника земельного участка путем освобождения участка от некапитальных строений, принадлежащих ответчику.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (ст.60 ЗК РФ). Поскольку строящийся объект расположен на земельном участке, который не принадлежит ответчику на каком-либо законном праве, имеет место нарушение прав законного владельца (муниципального образования г.Владикавказ) самим фактом наличия данного объекта.
При таких обстоятельствах, земельный участок, расположенный за пределами отведенного земельного участка с КН1168, с северо-восточной стороны, на территории земель общего пользования АМС г.Владикавказа (площадью 508 кв. м) в пределах кадастровых координат согласно акту административного обследования объекта земельных отношений от 03.03.2020 N 05, подлежат изъятию из незаконного владения.
Подлежат отклонению доводы Общества о том, что земельный участок невозможно индивидуализировать, так он не имеет характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи, не является объектом гражданского оборота и не может быть предметом спора по виндикационному иску. Занятие Обществом без правовых оснований земельного участка, не прошедшего кадастровый учет, не исключает права уполномоченного органа истребовать фактически занятый земельный участок, кадастровые координаты границ которого конкретизированы в уточненных исковых требованиях.
Также подлежит отклонению довод Общества о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:36, предназначенного для эксплуатации МКД, не может быть истребована. Как следует из содержания искового заявления, Прокурором заявлен иск об истребовании земельного участка в координатах, в пределы которых не включаются границы земельного участка с кадастровым номером 15:09:0031607:36.
Доводы относительно утверждения проекта корректировки указанной территории постановлением АМС г. Владикавказа РСО-Алания от 29.09.2020 N 695 не опровергают выводы истца об отсутствии правовых оснований для использования спорного земельного участка ответчиком.
Доводы Общества о недостоверности сведений кадастровых координат, указанных в акте административного обследования объекта, составленного Управлением Росреестра, не подтверждены соответствующими доказательствами. Обществом не представлено доказательств опровергающих результаты административного обследования объекта.
В своих пояснениях представитель Общества указал об устном заявлении ходатайства при рассмотрении дела в суде первой инстанции о необходимости назначения по делу судебной экспертизы. Однако с письменным ходатайством о назначении по делу экспертизы, с обоснованием необходимости ее назначения, Общество в суд первой инстанции не обращалось. Сведений и документов, необходимых для назначения экспертизы, а также доказательств перечисления денежных средств на депозитный счет суда, Обществом не представлено.
Судебная коллегия полагает, что при установлении всех имеющих значение для дела фактов, при документальном подтверждении выводов суда материалами дела и при отсутствии необходимости разрешения вопросов, требующих специальных познаний отсутствуют правовые основания для назначения экспертизы.
Ходатайство о проведении выездного судебного заседания Обществом не было заявлено. Необходимость проведения выездного заседания, его целесообразность, невозможность рассмотрения дела по существу и принятия законного судебного акта должны быть документально обоснованы. При этом необходимые случаи проведения выездного судебного заседания определяются на основании внутреннего убеждения суда с учетом приведенных заявителем обоснований и доказательств. Суд первой инстанции не установил оснований для проведения выездного судебного заседания.
Отсутствие в мотивировочной части решения выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом первой инстанции и само по себе не является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины, с учетом положений статьи 110 АПК РФ, а также результатов рассмотрения спора, отнесены на ответчика.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.10.2020 по делу N А61-815/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-815/2020
Истец: Прокурор РСО-Алания в интересах АМС г. Владикавказа
Ответчик: ООО СМП "Тур"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по РСО-Алания, Наниева Мадина Ахметовна, Прокуратура Республики Северная Осетия- Алания
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12478/2023
24.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4808/20
16.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-815/20
17.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3385/2021
28.01.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4808/20
29.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-815/20