Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 апреля 2021 г. N Ф10-955/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А48-5546/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Кораблевой Г.Н. Щербатых Е.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нестеровой А.А.,
при участии:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: Коротеевой И.В., представителя по доверенности N 6д от 04.03.2020,
от Областного государственного учреждения культуры "Областной выставочный центр": директор Лаврушина В.П.,
от Администрации г. Орла: Кудряшова С.Л. представителя по доверенности N 102д от 09.11.2020,
от МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления культуры и архивного дела Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: Кудряшова С.Л. представителя по доверенности N 7/5 от 11.01.2021,
от ООО "УК Советского района": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании при использовании системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2020 по делу N А48-5546/2018 по первоначальному исковому заявлению Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (302028, г. Орел, ул. Пролетарская гора, д.1, ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) к 1) Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (3000416, г. Тула, ул. Сойфера, д. 16, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491), 2) Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области (302030, г. Орел, наб. Дубровинского, д. 70, ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (302028, г. Орел, ул. Октябрьская, 47, ОГРН 1045753008212, ИНН 5753035940), 2) Областного государственного учреждения культуры "Областной выставочный центр" (г. Орел, Салтыкова-Щедрина, 33, ОГРН 1025700834433; ИНН 5753017394), 3) Общества с ограниченной ответственностью "УК Советского района" (Орловская область, г. Орел, ул. Ломоносова, д. 6, корп. 4, пом. 106; ОГРН 1155749008458; ИНН 5753063390), 4) Управления культуры и архивного дела Орловской области (302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 63; ОГРН 1115752003509, ИНН 5752056337), 5) Администрации г. Орла (302028, Орловская область, г. Орел, ул. Пролетарская гора, 1, ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745), о признании права собственности муниципального образования "Город Орел" на нежилое помещение N 49, общей площадью 168,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33, кадастровый N 57:25:0010502:396 (инвентарный номер 54:401:001:003629680:0001:20049),
встречному исковому заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (302030, г. Орел, наб. Дубровинского, д. 70, ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003) к Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (302028, г. Орел, ул. Пролетарская гора, д.1, ОГРН 1025700826502, ИНН 5701000921) о признании права государственной собственности Орловской области на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 49, общей площадью 714,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - истец по первоначальному иску, УМИЗ) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - ответчик по первоначальному иску 1), Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее - ответчик по первоначальному иску 2) с требованием о признании права собственности муниципального образования "Город Орел" на нежилое помещение N 49, общей площадью 714,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, инвентарный номер 54:401:001:003629680:0001:20049.
В процессе рассмотрения дела судом истец ходатайствовал об уточнении заявленных требований, просил суд признать право собственности муниципального образования "Город Орел" на нежилое помещение N 49, общей площадью 168,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33, кадастровый N 57:25:0010502:396 (инвентарный номер 54:401:001:003629680:0001:20049).
Указанные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2020 удовлетворено встречное исковое заявление Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области.
Признано право государственной собственности Орловской области на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 49, общей площадью 714,3 кв.м, кадастровый N 57:25:0010502:396, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33.
В удовлетворении первоначальных исковых требований УМИЗ о признании права собственности муниципального образования "Город Орел" на нежилое помещение N 49, общей площадью 168,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33, кадастровый N 57:25:0010502:396 (инвентарный номер 54:401:001:003629680:0001:20049) отказано.
Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным и необоснованным, УМИЗ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Орловской области отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования УМИЗ в полном объеме, в удовлетворении встречного искового заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, истец указывает, что право муниципальной собственности на нежилое помещение N 49, общей площадью 168,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33, кадастровый N 57:25:0010502:396 у УМИЗ возникло на основании пункта 1 приложения N3 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", на основании которого спорное помещение было включено в перечень нежилых помещений, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, утвержденный Решением Орловского городского совета народных депутатов (малый совет) от 12.10.1993 N 111, в котором под номером 497 значится помещение, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, площадью 540,9 кв.м.
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, дополнительным основанием для признания права муниципальной собственности за УМИЗ Администрации г. Орла на спорный объект недвижимого имущества является приобретательная давность владения объектом недвижимости: нежилым помещением N 49, общей площадью 168,7 кв. м, расположенным по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, вместе с тем указанному доводу судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта не дата надлежащая оценка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Орла и УМИЗ поддерживал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, принять по делу новый судебный акт; представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, областного государственного учреждения культуры "Областной выставочный центр" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом руководствуется следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.12.1962 Решением исполкома Орловского городского совета депутатов трудящихся N 1349 "Об утверждении актов государственной комиссии по приемке в эксплуатацию жилых домов - 1 очереди 64-х квартирного жилого дома по ул. Салтыкова - Щедрина и 16-ти квартирного жилого дома по ул. Пушкина 214" решено утвердить акты государственной комиссии от 28.12 1962 года по приемке в эксплуатацию жилого дома по ул. Салтыкова - Щедрина в г. Орле.
После ввода в эксплуатацию дома N 33 по ул. Салтыкова-Щедрина, в помещении N 49 была размещена "Орловская картинная галерея" - подведомственное учреждение Управления культуры Орловского облисполкома. После создания государственного учреждения культуры "Орловский музей изобразительных искусств" на базе учреждения "Орловская картинная галерея" и перевода его в здание по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 29, в помещении N 49 по ул. Салтыкова-Щедрина 33 по решению управления культуры Орловского облисполкома размещался выставочный зал Орловского отделения Союза художников России.
12.10.1993 Решением Орловского городского совета народных депутатов (малый совет) от 12.10.1993 N 111 утвержден перечень нежилых помещений, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, в котором под N 497 значилось помещение, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, площадью 540,9 кв.м.
Приказом Комитета по управлению имуществом Орловской области N 212 от 26.07.1994 указанный перечень помещений был согласовав.
На основании постановления Администрации г. Орла от 04.04.1995 N 367 "О передаче выставочного зала по ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33" Комитету по культуре и искусству администрации Орловской области подлежал передаче во владение и пользование выставочный зал, расположенный по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33. Комитету по управлению имуществом предписано в месячный срок, документально оформить передачу вышеуказанного нежилого помещения.
Постановлением Главы Администрации Орловской области N 394 от 02.10.1995 "О создании областного выставочного центра", финансовому управлению предписывалось предусмотреть выделение средств на финансирование деятельности Областного выставочного центра; разместить Областной выставочный центр в находящимся на балансе комитета по культуре и искусству областной администрации помещения на первом этаже здания N 33 по ул. Салтыкова-Щедрина в г. Орле.
Постановлением Администрации г. Орла от 16.01.1996 N 35 передано находящееся в муниципальной собственности нежилое помещение первого этажа здания N33 по ул. Салтыкова-Щедрина с баланса Комитета по культуре и искусству Орловской области на баланс Областного выставочного центра с правом юридического лица.
31.10.1996 между Комитетом по управлению имуществом г. Орла (правопредшественник Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла) и Государственным учреждением культуры "Областной выставочный центр" заключен договор о передаче муниципального имущества во владение и пользование, согласно которому Комитет предоставляет, а Учреждение получает во владение и пользование без права распоряжения нежилое помещение первого этажа и подвала, находящихся в муниципальной собственности г. Орла, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33. Общая площадь 885,1кв.м, в том числе 659,2 кв.м - выставочный зал ; 225,9 кв.м - подвальное помещение (п. 1.1. договора).
Согласно п. 1.6. договора, срок действия договора до 31.12.2000.
По акту передачи-приема с баланса Комитета по культуре и искусству администрации Орловской области во владение и пользование (на баланс) государственного учреждения культуры Областного выставочного центра было передано нежилое помещение по ул. Салтыкова-Щедрина, 33, общей площадью 881,1 кв. м., балансовой стоимостью 680036168 руб., остаточной стоимостью 462424594 руб., сумма износа 217611574 руб., дата ввода в эксплуатацию 1962 год.
На основании постановления администрации Советского района г. Орла от 23.10.1995 N 1230 осуществлена государственная регистрация государственного учреждения культуры Областной выставочный центр.
В соответствии с пунктами 1, 2 Устава государственного учреждения культуры Областной выставочный центр, зарегистрированного постановлением администрации Советского района г. Орла от 23.10.1995 N 1230, государственное учреждение культуры Областной выставочный центр учреждено постановлением Главы администрации Орловской области от 02.10.1995 N 394. Учреждение является юридическим лицом, находящемся в ведении комитета по культуре и искусству администрации Орловской области.
Согласно п. 7, 9 Устава имущество Областного выставочного центра закрепляется за ним на праве оперативного управления Комитетом по управлению имуществом администрации Орловской области. Имущество Областного выставочного центра является государственной собственностью Орловской области, учитывается на самостоятельном балансе и состоит из основных фондов и оборотных средств, необходимых для выполнения целей и задач Областного выставочного центра.
Как следует из "Перечней объектов недвижимости" на 01.01.2001, на 01.01.2002, на 01.01.2003, на 01.01.2004, 01.01.2007, 01.01.2009, 01.01.2010, 01.01.2011, карт учета государственного имущества Орловской области объект недвижимого имущества по ул. Салтыкова-Щедрина, 33, учитывался на балансе государственного учреждения культуры Областной выставочный центр и в перечне государственного имущества Орловской области.
Согласно Свидетельству N 000204 от 24.01.2000 государственное имущество Орловской области, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением культуры "Областной выставочный центр" внесено в реестр государственного имущества Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.06.2000 по делу N А48-980/00-17к в удовлетворении исковых требований Управления государственного имущества Орловской области к Городскому Совету народных депутатов г. Орла о признании недействительным решения Малого Совета Орловского городского совета народных депутатов N 111 от 12.10.1993 отказано (л.д. 91-93, т.3).
01.01.2001 между Комитетом по управлению имуществом г. Орла и Государственным учреждением культуры "Областной выставочный центр" заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, расположенным по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33 (общей площадью 885,10 кв.м, в том числе: 659,20 кв.м. - выставочный зал и 225,9 кв.м - подвальные помещения).
Согласно п. 1.6. договор, срок действия договора - до момента ликвидации организации-пользователя.
На основании решения Орловского городского совета народных депутатов от 07.02.2001 N ВН/028-ГС муниципальное помещение площадью 851 кв.м по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33 передано в безвозмездное пользование и на баланс государственному учреждению культуры "Областной выставочный центр" (л.д. 8, т.2).
Во исполнение решения Орловского городского совета народных депутатов от 07.02.2001 N ВН/028-ГС, Комитетом по управлению муниципальным имуществом принято распоряжение от 02.04.2001 N 54, согласно которому подлежал оформлению договор безвозмездного пользования с государственным учреждением культуры "Областной выставочный центр" на нежилые муниципальные помещения по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, общей площадью 885,1 кв.м в связи с истечением срока действия договора от 31.12.1996 года и обновлением технического паспорта на указанные нежилые муниципальные помещения (л.д.9, т.2).
Распоряжением Коллегии Администрации Орловской области от 02.11.2005 N 239-р утвержден перечень имущества, подлежащего принятию из муниципальной собственности в государственную собственность Орловской области, для осуществления структурными подразделениями органов исполнительной власти области и их подведомственными учреждениями своих полномочий (л.д.10,т. 2).
Так согласно приложению N 1 к распоряжению Коллегии Администрации Орловской области от 02.11.2005 N 239-р подлежало принятию из муниципальной собственности в государственную собственность Орловской области в том числе - помещение первого этажа (выставочный зал и подвал) общей площадью 885,0 кв.м здания по адресу: г. Орел, Салтыкова-Щедрина, д. 33 для государственного учреждения культуры "Областной выставочный центр" (л.д. 11, т.2).
20.09.2017 Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла и бюджетным учреждением культуры Орловской области "Областной выставочный центр" подписано дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования от 01.01.2001, согласно которому в безвозмездное пользование передано нежилое помещение: общей площадью 714,3 кв.м, в том числе: по 1-му этажу - 545,7 кв.м и по подвалу - 168,6 кв.м. Договор заключается до момента ликвидации организации - бюджетного учреждения культуры Орловской области "Областной выставочный центр" (п. 2.2.).
11.07.2018 и 30.08.2018 УМИЗ Администрации г. Орла обратилось к МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловских областях с письмами N 7/5076, N7/5732 в которых просило сообщить информацию о том является ли объект недвижимости: встроенное нежилое помещение, общей площадью 714, 3 кв.м, кадастровый N 57:25:0010502:3967, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, пом. 49 федеральной собственностью (л.д. 75,78 т. 1).
Также УМИЗ Администрации г. Орла обращалось к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области с письмами N 7/5077 от 11.07.2018, N N 7/5733 от 30.08.2018 в которых просило сообщить является ли объект недвижимости: встроенное нежилое помещение, общей площадью 714, 3 кв.м, кадастровый N 57:25:0010502:3967, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33, пом. 49 государственной собственностью Орловской области (л.д. 76, 77, т. 1).
Из ответа Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от 04.09.2018 N 1826-вх следовало, что между сторонами не разрешен спор о праве на данное помещение (л.д. 89, т. 1), что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Орловской области с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2020 удовлетворено встречное исковое заявление Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, спорное помещение находилось в пользовании Орловского областного музея изобразительных искусств, относящегося к ведению Управления культуры Орловской области, а в последствии на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1209 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Орловской области" переданным в государственную собственность.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом Арбитражного суда Орловской области по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу, предотвращает возможные споры, служит основанием для разрешения уже возникших конфликтов.
Истцом по иску о признании права собственности выступает собственник индивидуально-определенной вещи, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных или иных отношениях по поводу спорной вещи. Предметом иска о признании права является констатация факта принадлежности субъекту вещного права на имущество. При этом признание судебным актом права собственности предполагает доказанность законных оснований приобретения такого права обратившимся в суд лицом; предъявление иска о признании права собственности в силу его вещно-правового характера предполагает фактическое владение истцом спорным имуществом.
Истец, обращая с Арбитражный суд Орловской области с требованием о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение указывает, что основанием возникновения права муниципальной собственности на нежилое помещение N 49, общей площадью 168,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 33, кадастровый N 57:25:0010502:396 у УМИЗ возникло на основании пункта 1 приложения N3 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с п. п. 1,2 Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к объектам муниципальной собственности в том числе относятся: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
Процедура передачи государственного имущества в муниципальную собственность на основании данного Постановления, урегулирована распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", распоряжением Госкомимущества от 5 февраля 1993 г. N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения", Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно Распоряжению Госкомимущества от 05.02.1993 N 217-р "Об упорядочении процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения" (далее - Распоряжение N 217-р) предписывалось внести в реестры объектов муниципальной собственности как отдельные объекты учета следующие нежилые помещения:
- находящиеся в управлении исполнительных органов городских Советов народных депутатов (местной администрации) здания и строения, ранее переданные исполнительными органами городских Советов народных депутатов (местной администрацией) в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-7 процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (пункт 1.1).
- прочие здания, сооружения, нежилые помещения, в том числе встроенно-пристроенные (за исключением находящихся в границах территории предприятий), арендуемые либо используемые на других основаниях предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, организациями и учреждениями социальной защиты населения, детскими домами, домами 1313 ребенка, интернатами, госпиталями и санаториями для инвалидов, детей, престарелых, учреждениями здравоохранения, народного образования, культуры и спорта (пункт 1.2).
При этом согласно п. 2 указанного Распоряжения N 217, действие подпункта 1.2. распространяется исключительно на здания, сооружения, нежилые помещения, используемые перечисленными выше учреждениями, организациями, когда балансодержателями являются предприятия, относящиеся к федеральной собственности.
В соответствии с п. 7 приложения N 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" учреждения культуры относятся к объектам федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность областей.
В силу пункта 1 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп (далее - Положение об определении пообъектного состава) для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Согласно пункту 4 Положения об определении пообъектного состава по объектам, отнесенным к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга (приложение 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1), представляются для регистрации отдельные перечни, согласованные с органами государственного управления, в ведении которых находятся указанные объекты.
В соответствии с пунктом 5 Положения об определении пообъектного состава Верховный Совет республики в составе Российской Федерации, Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально государственного, национально - или административно - территориального образования.
Перечни объектов, указанных в пункте 4 настоящего Положения об определении пообъектного состава, представляются для регистрации согласованными с соответствующими органами государственного управления.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом регистрирует представленные перечни объектов и, в случае соответствия указанного перечня предъявляемым к ним требованиям, Правительство Российской Федерации принимает решение о передаче объекта федеральной собственности в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга - пункт 8 Положения.
Решением Орловского областного Совета народных депутатов от 24.01.1992 "О разграничении государственной собственности на территории области" внесены предложения о передаче объектов, указанных в Приложении N 2, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности, в государственную собственность Орловской области.
Согласно Приложению N 2 к указанному Решению в перечень объектов, расположенных на территории Орловской области и относящихся к федеральной собственности, которые предлагается передать государственную собственность Орловской области, включен, в том числе и Орловский областной музей изобразительных искусств.
Далее согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 N 1209 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Орловской области" Орловский областной музей изобразительных искусств включен в перечень государственных предприятий, передаваемых в государственную собственность Орловской области.
Таким образом, спорный объект недвижимости передан в государственную собственность Орловской области в порядке, установленном пунктом 8 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности, и в порядке оформления прав собственности, утвержденном Распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда Орловской области, что право государственной собственности Орловской области возникло на основании пункта 7 Приложения N 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Подлежит отклонению довод УМИЗ о возникновении права муниципальной собственности путем включения спорного помещения в перечень нежилых помещений, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, утвержденный Решением Орловского городского совета народных депутатов (малый совет) от 12.10.1993 N 111, согласованным приказом Управления муниципального имущества Орловской области от 26.07.1994 N 212, поскольку спорный объект недвижимого имущества был передан в государственную собственность Орловской области до утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимого имущества в перечень нежилых помещений, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, утвержденный Решением Орловского городского совета народных депутатов (малый совет) от 12.10.1993 N 111.
Также отсутствовали основания и для включения спорных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность по пункту 2 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, а также передачи в муниципальную собственность в соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 2 Распоряжения от 05.02.1993 N 217-р, поскольку спорный объект, уже отнесенный Правительством Российской Федерации к государственной собственности Орловской области, не находился в управлении и на балансе исполнительных органов городских Советов народных депутатов, а доказательства строительства его за счет 5-7 процентных отчислений заявителем жалобы в материалы дела не представлены.
Представленными в материалы дела доказательствами, а именно "Перечнем объектов недвижимости" на 01.01.2001, 01.01.2002, 01.01.2003, 01.01.2004, 01.01.2007, 01.01.2009, 01.01.2010,.01.01.2011, картами учета государственного имущества Орловской области Орловской области объект недвижимого имущества по ул. Салтыкова-Щедрина, 33 подтверждается, что объект учитывался на балансе государственного учреждения культуры Областной выставочный центр и в перечне государственного имущества Орловской области.
Кроме того, в материалы дела представлены договоры подряда, договоры с обслуживающими ресурсноснабжающими организациями, также подтверждающие несение государственным учреждением культуры Областной выставочный центр расходов на содержание, ремонт и обслуживание спорного помещения.
Кроме того, учитывая положения пункта 2 Распоряжения от 05.02.1993 N 217-р, нежилое помещение N 49, расположенное по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, д. 33 в г. Орле, не могло быть включено в реестр объектов муниципальной собственности поскольку, как установлено судом в ходе рассмотрения данного дела, до 1995 года (до передачи Областному выставочному центру) находилось на балансе Управления культуры и архивного дела Орловской области, а не предприятия, относящегося к федеральной собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том что в соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", решение Арбитражного суда Орловской области от 14.06.2000 по делу N А48-980/00-17к не может иметь преюдициального значения по рассматриваемому делу, так как суд пришел к иным выводам, нежели содержащиеся в названном решении, установив обстоятельства возникновения права государственной собственности Орловской области на спорный объект недвижимости до включения его в перечень объектов муниципального имущества.
Учитывая, что спорный объект недвижимого имущества в установленном порядке был передан в государственную собственность Орловской области, находился на балансе Комитета по культуре и искусству Орловской области, затем Управления культуры и архивного дела Орловской области, финансирование его содержания осуществлялось за счет средств областного бюджета, не выбывал из владения и пользования субъекта Российской Федерации - Орловской области, что подтверждается материалами дела, суд считает, что Глава Администрации Орловской области, правомерно вынес постановление N 394 от 02.10.1995 о создании Областного выставочного центра, в котором распорядился спорным объектом недвижимости, передав его в пользование государственному учреждению культуры Областного выставочного центра, о чем в последующем был подписан акт приема-передачи с баланса на баланс нежилых помещений (л.д. 14, т.1).
В соответствии с правовой позицией высших судебных инстанций, определенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
В силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
В рассматриваемом случае представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что объект учитывался на балансе государственного учреждения культуры Областной выставочный центр, в перечне государственного имущества Орловской области, который нес расходы на содержание, ремонт и обслуживание спорного помещения.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.10.2020 по делу N А48-5546/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5546/2018
Истец: Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: БУК ОО "Областной выставочный центр", ООО "УК Советского района", УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Администрация г. Орла, Межрегиональное территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-955/2021
28.01.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7326/20
29.10.2020 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-5546/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-5546/18
08.10.2019 Определение Арбитражного суда Орловской области N А48-5546/18