г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2021 г. N Ф09-2774/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А60-31750/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Власовой О.Г., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца: Фетисов А.В., доверенность от 11.06.2020,
от ответчика: не явились,
от третьего лица: Спасова Ю.В., доверенность от 28.12.2020, Фадеева Д.В., доверенность от 28.12.2020,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, акционерного общества "Свердловский инструментальный завод",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 октября 2020 года
по делу N А60-31750/2020
по иску акционерного общества "Свердловский инструментальный завод" (ОГРН 1026605233930, ИНН 6661000071)
к Министерству финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608)
третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (ОГРН 1026605237944)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Свердловский инструментальный завод" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству финансов Свердловской области (далее - ответчик) о возмещении убытков, вызванных межтарифной разницей, возникшей в результате осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, в размере 4 079 324 руб. 41 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не обоснованы и не соответствуют действительности; полагает, что в данном деле подлежит применению понятие "межтарифной разницы", как разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом, полученным при применении предельных уровней (предельных индексов); выпадающие доходы прошлых периодов должны быть возмещены регулируемой организации за счет средств соответствующего бюджета. Указывает на невозможность учета экономически обоснованных расходов истца прошлых периодов регулирования в следующем периоде регулирования. При установлении тарифов для ОАО "СИЗ" на 2020 год возмещение убытков, возникших у истца в 2017 году, произведено не было, в результате чего возникла межтарифная разница.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Региональная энергетическая комиссия Свердловской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представители третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение оставить без изменения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Свердловский инструментальный завод" осуществляет регулируемую деятельность по теплоснабжению потребителей на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Постановлением РЭК Свердловской области N 161 -ПК от 13.12.2016 (п. 85) АО "СИЗ" установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию на 2017-2021 годы.
Ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования РЭК Свердловской области осуществлял корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, путем принятия постановлений о внесении изменений в Постановление N 161-ПК от 13.12.2016.
В связи с тем, что тарифы, установленные (скорректированные) постановление РЭК N 278-ПК, в части АО "СИЗ", не соответствовали заявке на 2019 год, АО "СИЗ" обратилось в ФАС России с заявлением о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и (или) применением тарифов в сфере теплоснабжения Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Согласно решению ФАС России от 27.08.2019 N СП/74510/19 требования АО "СИЗ" частично удовлетворены, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области признана нарушившей пункты 28, 34, 62 и 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075.
В частности, названным выше решением установлено:
"По итогам деятельности в 2017 году выявлены выпадающие доходы в размере 4213,940 тыс. руб., связанные со снижением фактического полезного отпуска от уровня, учтенного при установлении тарифов, которые в соответствии с п. 12 Методических указаний подлежат включению в необходимую валовую выручку со знаком "+" при формировании тарифов на 2019 год.
В целях реализации на 2019 год Указа Губернатора Свердловской области N 658-УГ в части не превышения установленного для Свердловской области предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Свердловской области произведена корректировка необходимой валовой выручки со знаком "-" на сумму 4213,940 тыс. руб. Указанная сумма подлежит компенсации в последующие периоды регулирования."
Истец указывает, что, денежная сумма в размере 4 213,940 тыс. руб., представляющая собой экономически обоснованную величину выпадающих доходов за 2017 год, признанную РЭК Свердловской области и ФАС России, не была учтена при установлении тарифов для АО "СИЗ" на 2019 год.
Согласно Приложению к выписке из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 11.12.2019 N 32 521, органом регулирования сумма, подлежащая компенсации в соответствии с Решением ФАС России в последующий период регулирования, а именно 4 213, 940 тыс. руб., не учтена.
При установлении тарифов для АО "СИЗ" на 2020 год возмещение убытков, возникших у АО "СИЗ" в 2017 году, подтвержденных первичными документами бухгалтерской отчетности и признанных РЖ Свердловской области и ФАС России, произведено не было.
Как указывает истец, в результате реализации тепловой энергии по ценам (тарифам), установленным в размере меньше экономически обоснованного, возникла межтарифная разница. АО "СИЗ", являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязано отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого обществом, и обязано возместить ресурсоснабжающей организации выпадающие доходы.
Истец полагает, что вина ответчика заключается в неисполнении установленной законом обязанности по возмещению образовавшейся разницы между экономически обоснованной ценой на производство и поставку коммунальных ресурсов и ценой, по которой в силу мер государственного регулирования общество осуществляло их продажу. Компенсация таких потерь в пределах экономически обоснованных затрат, заложенных в тариф теплоснабжающей организации, направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении предприятие безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности. Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой деятельности в части поставки тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя населению, кроме как возмещение затрат за счет лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что оснований для возмещения истцу убытков в виде "межтарифной разницы" не имеется, экономически обоснованные расходы прошлых периодов регулирования будут учтены РЭК Свердловской области при установлении тарифов на тепловую энергию для истца на следующий период регулирования.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N° 1067-УГ, Комиссия реализует государственную функцию по регулированию цен (тарифов) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации находится в ведении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в том числе устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере теплоснабжения).
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания), приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения".
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Пунктами 50, 51 Постановление Правительства РФ N 400 на основании статей 154, 157.1 ЖК РФ установлены меры государственного регулирования, гарантирующие гражданам умеренный рост размера платы за коммунальные услуги с учетом региональных особенностей и позволяющие субъектам Российской Федерации в свою очередь принимать решения, необходимые для сдерживания роста такой платы, а также своевременно и легитимно планировать бюджетные расходы в части дополнительных субсидий по оплате коммунальных услуг на очередной финансовый год.
Исходя из положений статьи 157.1 Жилищного кодекса РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают, в том числе порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов; основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов.
На основании статьи 157.1 ЖК РФ Правительством РФ утверждено Постановление от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 400), в силу пунктов 50, 51 которого предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, на законодательном уровне приняты решения, гарантирующие гражданам умеренный рост размера платы за коммунальные услуги с учетом региональных особенностей и позволяющие субъектам Российской Федерации в свою очередь принимать решения, необходимые для сдерживания роста такой платы, а также своевременно и легитимно планировать бюджетные расходы в части дополнительных субсидий по оплате коммунальных услуг на очередной финансовый год.
Как установлено судом, постановлением РЭК Свердловской области от 13.12.2016 N 161-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями Свердловской области, на 2017 - 2021 годы" (в ред. от 25.12.2018) (далее - Постановление N 161-ПК) для истца установлены тарифы на тепловую энергию с применением метода индексации на 2019 год в следующих размерах (НДС не облагается):
с 01.01.2019 г. по 30.06.2019 г. - 1 365,77 руб./Гкал;
с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. - 1 419,73 руб./Гкал.
При проведении экспертизы представленных истцом документов и расчетных материалов РЭК Свердловской области были выявлены выпадающие доходы по итогам деятельности в 2017 году в размере 4 213,940 тыс. руб., связанные со снижением фактического полезного отпуска от уровня, учтенного при установлении тарифов, которые в соответствии с п. 12 Методических указаний подлежат включению в необходимую валовую выручку со знаком "+" при формировании тарифов на 2019 год.
Указанные выпадающие доходы в полном объеме учтены при установлении для истца тарифов на тепловую энергию на 2019 год (выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 35, стр. 11, табл. 1, строка 6.2.).
Вместе с тем, в целях реализации на 2019 год Указа Губернатора Свердловской области от 07.12.2018 N 658-УГ "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2019 - 2023 годы" (далее - Указ Губернатора N 658-УГ) в части недопущения превышения установленного для Свердловской области предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Свердловской области произведена корректировка необходимой валовой выручки со знаком "-" на сумму 4 213,940 тыс. руб. (выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 35, стр. 12, табл. 1, строка 7.1.). Указанная сумма подлежит компенсации в последующие периоды регулирования (выписка от 11.12.2018 N 35, стр. 9).
В обоснование своей позиции истец ссылается на решение Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2019 N СП/74510/19, которым, по мнению истца, подтверждено, что выпадающие доходы в размере 4 213,940 тыс. руб. не были учтены при установлении тарифов на 2019 год.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, предписания о необходимости учета сумм выпадающих доходов при формировании тарифов на тепловую энергию для истца на 2019 год указанное Решение ФАС не содержит.
На странице 18 Решения ФАС содержится следующий вывод по результатам рассмотрения требований истца относительно суммы недополученного дохода, подлежащего включению в необходимую валовую выручку тарифа на 2019 год: "с учетом подтверждения органом регулирования компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением полезного отпуска от уровня, учтенного при установлении тарифов, требования Заявителя удовлетворению не подлежат".
Тарифы для истца на 2019 год установлены в соответствии с законодательством в сфере тарифного регулирования на экономически обоснованном уровне на основании экспертизы документов, представленных истцом в РЭК Свердловской области, а также с учетом приведенного Решения ФАС России.
Письмом РЭК Свердловской области от 18.12.2019 N 01-82/6478 в ФАС России направлен отчет об исполнении. Замечания и возражения по исполнению РЭК Свердловской области Решения ФАС России в адрес Комиссии не поступали.
Как правильно указал суд первой инстанции, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", на которые ссылается истец, применимы к ситуации, в которой возникает разница между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения (льготный тариф), и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса.
Федеральный закон N 190-ФЗ и Правила регулирования, действительно, допускают возможность установления для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. При этом Правилами регулирования предусмотрено, что органы регулирования не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего закона субъекта Российской Федерации обеспечивают размещение перечня категорий потребителей (за исключением физических лиц) или категорий (групп) потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные регулируемые тарифы.
Вместе с тем истцом не приведено правовое обоснование отнесения тарифов на поставляемую им тепловую энергию к льготным на основании соответствующего федерального закона или закона Свердловской области. В частности, истцом не указаны нормативные правовые акты, устанавливающие для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию. РЭК Свердловской области, являющейся органом регулирования, размещение перечня категорий потребителей, имеющих право на льготные регулируемые тарифы, не осуществлялось.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую истцом, установлены Постановлением N 161-ПК для всех групп потребителей на одном экономически обоснованном уровне (с учетом особенностей применения НДС для населения), что исключает возможность возникновения так называемой "межтарифной разницы", когда тарифы на поставляемый ресурс для отдельных групп потребителей установлены в размере ниже экономически обоснованного.
То обстоятельство, что при установлении тарифа на 2019 год РЭК Свердловской области произведена корректировка необходимой валовой выручки истца в целях недопущения превышения предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, не свидетельствует об установлении в отношении истца льготного тарифа на тепловую энергию.
Положения статьи 10 Закона о теплоснабжении устанавливают особенности государственного регулирования при изменении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. При этом пункт 6.1 определяет условия компенсаций теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, которые произошли вследствие изменения: долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения; необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций; долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. При этом компенсируются лишь те недополученные доходы, которые возникли в результате действий субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (в случаях установления уполномоченными органами параметров, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, что привело к недополученным доходам теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций).
В данном случае таких изменений долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на уровне субъекта РФ не принималось.
В соответствии с п. 13 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, экономически обоснованные расходы прошлых периодов регулирования будут учтены РЭК Свердловской области при установлении тарифов на тепловую энергию для истца на следующий период регулирования.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 октября 2020 года по делу N А60-31750/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31750/2020
Истец: АО "СВЕРДЛОВСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД", МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области