г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2021 г. N Ф05-7184/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А41-47936/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2020 по делу N А41-47936/20 по заявлению акционерного общества "Мособлгаз" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
при участии в заседании:
от АО "Мособлгаз" - Краснощекая З.Б. по доверенности от 30.12.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Азарова О.И. по доверенности от 12.11.2020;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" (далее - общество, АО "Мособлгаз") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) в государственной регистрации и кадастровом учете от 10.03.2020 N 50-0-1-345/3001/2019-735, N 50-50/066-50/066/008/2019-845. на объект недвижимого имущества - сооружение, газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа, протяженностью 133,5 п. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, д. Скоротово, до границ земельного участка жилого дома N 102.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.11.2020 по делу N А41-47936/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
31.10.2019 АО "Мособлгаз" обратились в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа, протяженностью 133,5 п. м, по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, д. Скоротово, до границ земельного участка жилого дома N 102.
Заявлению присвоен номер N 50-50/066-50/066/008/2019-845.
В качестве документов, подтверждающие возникновение прав на объект, заявителем были представлены: доверенность, платежное поручение, технические условия, разрешение на размещение объекта, акт приемки законченного строительством объекта, проектная документация.
Уведомлением от 08.11.2019 регистрационные действия приостановлены в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
03.02.2020 АО "Мособлгаз" подало заявление о приостановлении регистрационных действий на 6 месяцев.
19.02.2020 АО "Мособлгаз" представило документы, отсутствие которых послужило основанием для приостановления регистрационных действий.
Заявителем получено уведомление об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете от 27.04.2020.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч.ч.2 - 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства установлены ст. 40 Закона N 218-ФЗ.
Так, в соответствии ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как было указано выше и подтверждается распиской в получении документов, общество для постановки на кадастровый учет и регистрации права предоставило полный пакет необходимых документов, подтверждающих права на земельный участок, разрешение на строительство и технический план, отражающий описание объекта.
Отказывая АО "Мособлгаз" в государственной регистрации права и государственном кадастровом учете управление указало, что имеются противоречия в наименовании объекта учета и в нарушение п. 44 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в представленном техническом плане назначение сооружения указано без учета групп (подгрупп) видов назначения сооружений.
Однако, как установлено апелляционным судом, в уведомлении от 08.11.2019 не указано, какие именно противоречия в наименовании объекта учета, по мнению управления, имеются в Техническом плане.
АО "Мособлгаз" в техническом плане сооружения (газопровода среднего давления), представленного в управление, указало местоположение объекта: Российская Федерация, Московская обл., г. Одинцово, д. Скоротово, кадастровый квартал: 50:20:0041730.
Представленные данные полностью соответствуют данным указанным в разрешении на размещение объекта 161/Е018.
Судом первой инстанции верно установлено, что форма и требования к заполнению технического плана не противоречат Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, технический план имеет точное описание местоположения объекта, в том числе с указанием кадастровых точек.
Таким образом, для испрашиваемого регистрационного действия истец представил в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что АО "Мособлгаз" для осуществления регистрационных действия был представлен только один экземпляр оригинала акта приемки законченного строительства объекта сети газораспределения от 11.03.2019, вместо двух оригиналов, не может быть принята во внимание апелляционным судом..
Согласно п. 3 ст. 21 Закона N 218-ФЗ необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме.
Таким образом, то обстоятельство, что акт приемки законченного строительством объекта газораспределения был представлен в одном экземпляре, не свидетельствует о законности отказа в государственной регистрации, поскольку такой акт не является правоустанавливающим документом и, вопреки доводам апелляционной жалобы, не является документом, предусмотренным п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, а является документом, подтверждающим соответствие объекта требованиям Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870.
При указанных обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности присуждения обязанности осуществить государственный кадастровый учет спорного объекта, поскольку предметом требования являлось обязание возобновить рассмотрения заявления, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Конкретное содержание обязанности по восстановлению нарушенных прав определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
С учетом оснований заявленный требований, представленных доказательств, конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции счел возможным восстановить нарушенные права заявителя путем возложения на заинтересованное лицо обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности, не противоречит арбитражному процессуальному законодательству.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2020 по делу N А41-47936/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47936/2020
Истец: АО "МОСОБЛГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ