29 января 2021 г. |
А43-9139/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2020
по делу N А43-9139/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" (603155, г. Нижний Новгород, ул. Б.Печерская, д. 24, оф. 604; ОГРН 1045207469185, ИНН 5260137831) о признании незаконными действий (бездействий) Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Фрегат" - директора Хоруженко В.А. на основании выписки из ЕГРЮЛ, Беляковой Е.Ю. по доверенности от 08.12.2020 сроком действия три года, диплом о высшем юридическом образовании,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрегат" (далее - ООО "Фрегат", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление, уполномоченный орган), выразившихся:
- в принятии решения о несогласии с выводами заключения экспертизы, изложенными в Акте государственной историко-культурной экспертизы объекта экспертизы "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX-начало XX веков, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22 от 18.10.2019, в связи с незаконностью замечаний, изложенных в Уведомлении по заключению государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия исх. N 518-390091/19 от 17.12.2019;
- в непринятии решения об отказе во включении в реестр выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX- начало XX веков, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22, и в неисключении объекта из перечня выявленных объектов культурного наследия;
- в принятии без замечаний Акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом" (г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22) в целях обоснования целесообразности включения в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации", выполненный государственным экспертом Смирновым Г.К., а также размещение его на сайте Управления для процедуры публичного обсуждения;
- в проведении государственной историко-культурной экспертизы с нарушением нормы пункта 1 статьи 31 Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" после утверждения градостроительных регламентов распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N2019-р.
Одновременно Общество просило суд обязать Управление устранить допущенные нарушения.
К участию в деле также привлечена администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, орган местного самоуправления).
В ходе судебного разбирательства 20.10.2020 ООО "Фрегат" отказалось от требований в части признания незаконными действий (бездействий) Управления, выразившихся в принятии решения о несогласии с выводами заключения экспертизы, изложенными в Акте государственной историко-культурной экспертизы объекта экспертизы "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX-начало XX веков, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22 от 18.10.2019, в связи с незаконностью замечаний, изложенных в Уведомлении по заключению государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия исх. N 518-390091/19 от 17.12.2019; в непринятии решения об отказе во включении в реестр выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX- начало XX веков, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22, и в неисключении объекта из перечня выявленных объектов культурного наследия (аудиозапись судебного заседания от 20.10.2020).
Решением Арбитражный суд Нижегородской области от 06.11.2020 принял заявленный отказ от исковых требований в части и прекратил производство по делу в указанной части. Одновременно суд признал незаконными действия Управления, выразившиеся в принятии без замечаний Акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом" (г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22) в целях обоснования целесообразности включения в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации", выполненный государственным экспертом Смирновым Г.К., а также размещение его на сайте Управления для процедуры публичного обсуждения; в проведении государственной историко-культурной экспертизы с нарушением нормы пункта 1 статьи 31 Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" после утверждения градостроительных регламентов распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N 2019-р.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, не исследовал надлежащим образом представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения к нему) указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Прекращая производство по делу в части, суд первой инстанции исходил из того, что заявленный отказ от требований в части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, следовательно, имеются основания для его принятия и прекращения производства по делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 49, 65, 71, 150, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 02.02.2016 N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 24.02.2016 N 78 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Руководствуясь данными процессуальными нормами, суд первой инстанции принял заявленный Обществом отказ от требований в части как не противоречащий закону и не нарушающий права других лиц и прекратил производство по делу в части требования Общества о признании признания незаконными действий (бездействий) Управления, выразившихся: в принятии решения о несогласии с выводами заключения экспертизы, изложенными в Акте государственной историко-культурной экспертизы объекта экспертизы "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX-начало XX веков, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22 от 18.10.2019, в связи с незаконностью замечаний, изложенных в Уведомлении по заключению государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия исх. N 518-390091/19 от 17.12.2019; в непринятии решения об отказе во включении в Реестр выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом", вторая половина XIX- начало XX веков, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22, и в неисключении объекта из перечня выявленных объектов культурного наследия.
Рассмотрев по существу требование Общества о признании незаконными действий Управления, выразившихся: в принятии без замечаний Акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом" (г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22) в целях обоснования целесообразности включения в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации", выполненный государственным экспертом Смирновым Г.К., а также размещение его на сайте Управления для процедуры публичного обсуждения; в проведении государственной историко-культурной экспертизы с нарушением нормы пункта 1 статьи 31 Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" после утверждения градостроительных регламентов распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 N2019-р, суд первой инстанции правомерно удовлетворил его, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации регулируются специальным Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники (отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями), ансамбли, достопримечательные места.
Согласно подпункту 6 статьи 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта отнесено определение порядка принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Положениями статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащего сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 73-ФЗ реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии положениями пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона.
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ государственный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
В соответствии с пунктом 10 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ снос выявленного объекта культурного наследия запрещен.
Статья 18 Федерального закона N 73-ФЗ предусматривает порядок включения объектов культурного наследия в реестр.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 названного Закона региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
В случае поступления в региональный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области (далее - объект культурного наследия), и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области регулируются Законом Нижегородской области от 02.02.2016 N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Закон N14-З).
Согласно пунктам 2, 6 статьи 6 Закона N 14-З к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия относится:
* государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
* формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области, в том числе:
а) принятие решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень;
б) принятие решения о включении выявленного объекта археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия;
в) принятие решения об исключении выявленного объекта культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр.
Согласно статьей 12 Закона N 14-З региональный орган охраны объектов культурного наследия организует проведение работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, на основании поступившего в его адрес заявления физического лица о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности (часть 1).
Работа по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, проводится в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия и завершается в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации заявления в региональном органе охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается Правительством Нижегородской области. По истечении срока, установленного частью 2 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (части 2, 3, 4 статьи 12 Закона N 14-З).
Установлено по делу, что 26.12.2014 Администрация и Общество заключили договор о развитии застроенной территории N 103/06, предметом которого является развитие застроенной территории, расположенной на участке в границах улиц Короленко, Новая в Нижегородском районе, площадью 0,38 га, в отношении которой на основании статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято постановление администрации города Нижнего Новгорода от 18.09.2014 N3706 "О развитии застроенной территории в границах улиц Короленко, Новая в Нижегородском районе".
В соответствии с приложением к договору в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции, в границах улиц Короленко, Новая в Нижегородском районе, включены дома N N 16, 16а, 18/22 по улице Новая.
Администрация постановлениями от 13.03.2014 N 801 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода" и от 22.08.2018 N2199 "О признании многоквартирного дома 16а литера А по улице Новая аварийным и подлежащим сносу" признала дома NN16, 16а, 18/22 по улице Новая аварийными и подлежащими сносу.
Процедура организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее - Объект), Управлением определена Порядком организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 24.02.2016 N 78 (далее - Порядок
N 78).
Пунктом 3 Порядка N 78 утверждено, что работа по установлению историко-культурной ценности Объекта включает в себя:
а) рассмотрение заявления о включении Объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - заявление);
б) определение историко-культурной ценности Объекта;
в) принятие решения о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень.
Согласно пункту 4 Порядка N 78 для установления историко-культурной ценности Объекта федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет в Управление заявление.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 78 заявление составляется по результатам проведения работ по выявлению Объектов и оформляется в соответствии с образцом, рекомендуемым Порядком проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 N 1905 (далее - Порядок N 1905).
Заявление должно содержать актуальные и достоверные сведения об Объекте.
Согласно пункту 6 Порядка N 78 к заявлению прилагаются следующие документы: сведения о местонахождении Объекта (адрес Объекта или при его отсутствии описание местоположения Объекта); сведения об историко-культурной ценности Объекта; иные сведения об Объекте (при наличии).
Управление регистрирует заявление в день его поступления в Управление и в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления принимает решение о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в приеме заявления к рассмотрению, направляет заявителю соответствующее уведомление с мотивированным обоснованием принятого решения (пункт 7 Порядка N 78).
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 7 8 основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению и возврата заявления и приложений к нему заявителю является несоответствие заявления требованиям пунктов 5, 6 настоящего Порядка.
Объект подлежит государственному учету путем включения в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, (далее - Список) со дня принятия заявления к рассмотрению. Включение Объекта в Список осуществляется Управлением (пункт 10 Порядка N 78).
Согласно пункту 12 Порядка N 78 определение историко-культурной ценности Объекта осуществляется на основании критериев историко-культурной ценности, сведений об историко-культурной ценности Объекта, представленных заявителем, документов и материалов, имеющихся в распоряжении Управления.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 78 историко-культурная ценность Объекта определяется по следующим критериям:
а) соответствие признакам, определенным статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ;
б) соответствие времени возникновения, даты создания или даты исторических событий, с которыми связан Объект, требованиям, определенным статьей 18 Федерального закона N 73-ФЗ.
В случае наличия в Управлении документов и материалов, содержащих противоречивые сведения о ценности Объекта, вопрос об историко-культурной ценности данного Объекта выносится Управлением на заседание общественного научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Управлении (далее - Совет). Решения Совета носят рекомендательный характер (пункт 14 Порядка N 78).
По результатам определения историко-культурной ценности Объекта на предмет соответствия критериям историко-культурной ценности Управлением составляется акт об установлении историко-культурной ценности Объекта (далее - Акт) по форме, утверждаемой Управлением. Акт, содержащий вывод о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень, составляется в срок не более 70 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению (пункт 15 Порядка N 78).
Согласно пункту 16 Порядка N 78 Управление принимает решение о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень на основании результатов определения историко-культурной ценности Объекта, содержащихся в Акте.
Решение о включении Объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении Объекта в данный перечень оформляется правовым актом Управления в срок не более 10 рабочих дней со дня составления Акта (пункт 17 Порядка N 78).
Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе.
Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.
В соответствии с пунктом 30 Положения орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором пункта 29 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети "Интернет" размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.
По результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
Установлено по делу, 25.03.2019 Управление издало приказ N 79 "О включении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных по улицам Большие овраги, Грузинская, Новая, Новосолдатская в г. Нижнем Новгороде, в перечень выявленных объектов культурного наследия".
В соответствии с данным приказом в список таковых объектов включен объект "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX-начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.11.2019 по делу N А43-20354/2019 подтверждена законность и обоснованность данного ненормативного правового акта.
В целях обоснования целесообразности включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 18.10.2019 Управление составило Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX- начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22".
Согласно выводам эксперта Хливнюка А.В., выявленный объект культурного наследия является элементом рядовой исторической застройки и не обладает значительными историко-культурными, художественно-эстетическими ценностными характеристиками, историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не целесообразно.
Управление разместило указанный Акт на официальном сайте в сети Интернет.
С 25.10.2019 по 15.11.2019 Управление установило период общественного обсуждения данного Акта.
По результатам рассмотрения заключения экспертизы и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения, Управление приняло решение от 17.12.2019 N 518-390091/19 о несогласии с выводами эксперта и 18.12.2019 возобновило проведение экспертизы.
02.07.2020 после повторного возобновления экспертизы экспертом Хливнюком А.В. составлен Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом. Вторая половина XIX- начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22" в целях обоснования целесообразности включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно выводам эксперта, изложенным в Акте от 02.07.2020, выявленный объект культурного наследия является элементом рядовой исторической застройки и не обладает значительными историко- культурными, художественно-эстетическими ценностными характеристиками, историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Признаки объекта культурного наследия у выявленного объекта отсутствуют. Включение зданий в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не целесообразно (отрицательное заключение).
Позднее 11.08.2020 Управление разместило на официальном сайте составленный государственным экспертом Смирновым Г.К. Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Комплекс жилых домов: 1. Жилой дом, 2. Жилой дом, 3. Жилой дом.Вторая половина XIX- начало XX веков. г. Нижний Новгород, ул. Новая, д.16, д.16А, д.18/22" в целях обоснования целесообразности включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (период общественного обсуждения с 11.08.2020 по 31.08.2020).
Согласно заключению Смирнова Г.К. выявленный объект культурного наследия обладает градостроительной, архитектурно-художественной и историко-культурной ценностью. Включение выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения является обоснованным (положительное заключение).
Письмом от 28.08.2020 N Сл-518-448489/20 Управление сообщило о поступлении Акта от 11.08.2020, о размещении его на официальном сайте, а также о своем принятии решения относительно спорного объекта в установленном порядке.
Заказчиком экспертизы, выполненной государственным экспертом Смирновым Г.К., является НРОО "Институт изучения города".
Вместе с тем, в силу статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
НРОО "Институт изучения города" не относится ни к федеральному органу охраны объектов культурного наследия, ни к региональному органу охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 К 2019-р утверждена документация по планировке территории "Проект внесения изменений в проект планировки и межевания территории в границах улиц Белинского, Короленко, Новая в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 22 июня 2010 года N 3406".
Данная документация разработана на основании приказа Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от 06.04.2015 N 07-08/9 "О подготовке проекта внесения изменений в проект планировки и межевания территории в границах улиц Белинского, Короленко, Новая в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 22.06.2010 N 3406" и договора о развитии застроенной территории от 26.12.2014 N 103/06; подготовлена обществом с ограниченной ответственностью научно-производственным объединением "Архстрой" по заказу ООО "Фрегат" в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры и установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства (в том числе объектов местного значения), определения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
На момент утверждения документации какие-либо действия, направленные выявление объектов культурного наследия, Управление не осуществляло и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, Общество направляло в адрес Управления письмо N 27 от 03.02.2016 о согласовании проектной документации, а также письмо N 68 от 20.05.2016 на предмет рассмотрения соответствия параметров градостроительной документации и научно-проектной документации, разработанной в 2014 году, режимам использования земель и градостроительным регламентам.
В ответ на данные письма Управление поясняло, что отсутствуют противоречия режимам использования земель и градостроительным регламентам (письмо от 24.05.2020 N 518/11-1742).
Также письмом от 24.05.2020 N 518/11-1742 Управление уведомило Общество о запланированном в 2016 году проведении государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно Акту государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации "Проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения "Усадьба В.М. Лемке. Главный дом (г. Нижний Новгород, Новая ул., 21/11 (литеры А, А1, А2); Церковь Трех Святителей (г. Нижний Новгород, ул. Короленко, 14 (литер А); Дом архитектора П.А. Домбровского (г. Нижний Новгород, ул. Новая, 31 (литер А), режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" от 27.05.2016 научно-проектная документация соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Правительством Нижегородской области от 04.10.2016 N 674 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенные на ул. Короленко и ул. Новая в г. Нижнем Новгороде, особые режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
При этом не из Акта от 27.05.2016, не из постановления Правительства Нижегородской области от 04.10.2016 N 674 не следует, что в зоне ЗРЗ 4.3, куда частично попадают дома NN16, 16а, 18/22 по ул. Новая, были выявлены объекты культурного наследия.
При установленных обстоятельствах в их совокупности суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, поскольку Управление не являлось заказчиком государственной историко-культурной экспертизы, результаты которой изложены Смирновым Г.К. в Акте государственной историко-культурной экспертизы от 10.08.2020, а НРОО "Институт изучения города" в силу закона не могло быть заказчиком государственной историко-культурной экспертизы, у Управления отсутствовали основания для принятия Акта от 10.08.2020 и размещения его на сайте для процедуры публичного обсуждения.
Кроме того, учитывая тот факт, что Управление ранее не усмотрело противоречия градостроительной документации и научно-проектной документации, разработанной в 2014 году, режимам использования земель и градостроительным регламентам, у него отсутствовали основания для проведения государственной историко-культурной экспертизы после утверждения градостроительных регламентов, утвержденных распоряжением Правительства Нижегородской области от 09.12.2016 К 2019-р.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Поскольку Управление устранило допущенные нарушения до вынесения решения по настоящему делу, суд первой инстанции правомерно не применил правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2020 по делу N А43-9139/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2020 по делу N А43-9139/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9139/2020
Истец: ООО " Фрегат"
Ответчик: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской облсти
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, ГАУ НО "Научно-производственный центр по сохранению объектов культурного наследия Нижегородской области"