г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А56-58611/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рудько И.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): Иванова С.В. (доверенность от 17.12.2020)
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36298/2020) ООО "Стикс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 по делу N А56- 58611/2020 (судья Устинкина О.Е.), принятое по иску ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" к ООО "Стикс" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция по инвестиционной деятельности" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к общество с ограниченной ответственностью "Стикс" (далее - ответчик, Общество) о внесении изменений в Договор аренды федерального недвижимого имущества от 09.08.2017 N 81/Д/АР, изложив пункт 3.3.3 в следующей редакции: "Арендатор берет на себя обязательство по выполнению требований Охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Дом с магазином Домогацкого, 1912 г.", утвержденного Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области от 26.09.2017 N 88, которое является Приложением к настоящему Договору и неотъемлемой частью настоящего Договора".
Решением от 16.10.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как указано в решении и подтверждается материалами дела, объект недвижимости: здание, расположенное по адресу: Калужская область, Калуга, ул. Ленина, д. 64/131, общей плащадью 872,9 кв. м. с кадастровым номером 40:26:000264:182, является памятником культурного наследия регионального значения "Дом с магазином купца Домогацкого, 1912 г.".
Согласно представленной истцом выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2019 правообладателем спорного здания является Российская Федерация.
Между Федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция по инвестиционной деятельности" и обществом с ограниченной ответственностью "Стикс" 09 августа 2017 года заключен договор N 81/Д/АР аренды объекта недвижимости.
В соответствии с положениями п.9 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
После получения указанного охранного обязательства лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, указанное лицо обязано обеспечить внесение в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам права владения и (или) пользования таким объектом, изменений, предусматривающих в качестве существенного условия обязательство лица, во владении и (или) в пользовании которого находится указанное имущество, по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, а также порядок и условия их выполнения.
Во исполнение п. 9 ст. 48 Закон N 73 истец направил ответчику дополнительное соглашение к Договору, согласно которому арендатор берет на себя обязательство по выполнению требований охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Ответчик письмом от 11.06.2020 N 20 отказался от подписания дополнительного соглашения, что послужило для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом правомерно сделан вывод о необоснованном уклонении от заключения дополнительного соглашения ввиду следующего.
На основании пункта 8 статьи 18 Закона N 73-ФЗ выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране.
Согласно частям 3, 4 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ).
КГИОП устанавливает требования к сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, к обеспечению доступа к объектам культурного наследия, включенным в реестр, в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством на основании п. 3.14 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651.
В соответствии со ст. 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, довод ответчика о том, что Закон N 73-ФЗ не содержит императивных норм о возложении на арендатора обязанности по сохранению объектов культурного наследия, отклонен судом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ответчика не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 по делу N А56-58611/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58611/2020
Истец: ФГУП "ДИРЕКЦИЯ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Ответчик: ООО "СТИКС"