город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф08-3423/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-8653/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.11.2020 по делу N А32-8653/2020
по заявлению администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (ИНН 2356009874, ОГРН 1032331326191)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:
Гедзь Алексея Алексеевича об оспаривании ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное МРУ Росприроднадзора) о признании незаконным предписания от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Гедзь Алексея Алексеевич.
Решением от 19.11.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования Усть-Лабинский район обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что администрация муниципального образования Усть-Лабинский район для решения вопросов по ликвидации несанкционированных свалок трижды выходила на сессию Советов депутатов муниципального образования Усть-Лабинский район с вопросом выделения денежных средств; в рамках выделенных средств были выполнены работы по частичной ликвидации 4-х несанкционированных свалок, существующих с 70-х годов и расположенных на землях не разграниченной государственной собственности, местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в Воронежском, Ладожском и Железном сельских поселениях. В отношении несанкционированного размещения отходов на земельном участке, находящемся по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, за чертой населенного пункта х. Железного, район фермы (северо-западная часть административных границ хутора), примыкающий с юга к земельному участку с кадастровым номером 23:35:0201000:73, на не разграниченных землях государственной собственности сельскохозяйственного назначения, площадью 2 га приняты следующие меры, доступ на территорию ограничен плитами перекрытия, организовано круглосуточное дежурство, имеются информационные таблички "Свалка закрыта", "Въезд запрещен", выполнена обваловка периметра территории, организован вывоз отходов в объеме 4901,429 м3. Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район для завершения работ по ликвидации вышеуказанный свалки очередной раз вышла с просьбой к депутатам о выделении денежных средств, лднако 14 ноября 2019 года из проекта решения Совета муниципального образования Усть-Лабинский район вышеуказанный вопрос был исключен единогласно. Таким образом, у администрации муниципального образования Усть-Лабинский район нет возможности исполнить предписание N 07-07-54Н-1/3 от 15.04.2019 г. по ликвидации несанкционированной свалки ТКО и рекультивации нарушенных земель под телом свалки в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный. Были организованы торги по привлечению подрядчика для ликвидации свалки, торги признаны несостоявшимися вследствие отсутствия заявок на участие. Администрация 24 января 2020 года в очередной раз вышла с просьбой к депутатам о выделении денежных средств в сумме 10 091 873,3 руб. на выполнение работ по наведению санитарного порядка на землях не разграниченной государственной собственности, местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Администрация также указывает на неисполнимость в части установленного предписанием срока, поскольку минимальный срок проведения закупки 50 дней; проекты рекультивации земель подлежат экологической экспертизе; по информации ООО "НПО "Проектор" непосредственно работы по рекультивации осуществляются в течение 4 месяцев.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Южного МРУ Росприроднадзора в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
От администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании распоряжения от 08.11.2019 N 14-20/619 была проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического надзора (10001423050) в отношении администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.
Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 08.11.2019 N 1420/619 получено юридическим лицом 11.11.2019 (входящий N 8624).
По результатам проверки составлен акт проверки от 29.11.2019 N 02-03-195Н, а также администрации выдано предписание от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с указанным предписанием заявителю необходимо в срок до 04.05.2020 провести работы по ликвидации несанкционированной свалки ТКО и рекультивации нарушенных земель под телом свалки в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный.
Считая незаконным предписание от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1, администрация обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу пунктов 1 и 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что контролирующим органом в период с 19.11.2019 по 29.11.2019 была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой администрации выдано предписание от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований. В соответствии с указанным предписанием заявителю необходимо в срок до 04.05.2020 провести работы по ликвидации несанкционированной свалки ТКО и рекультивации нарушенных земель под телом свалки в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный.
Из материалов проверки следует, что в соответствии с актом проверки от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1, основанием для проведения проверки явилось истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства. Согласно предписанию N 07-07-150Н-1 от 12.08.2019 юридическому лицу необходимо: "Провести работы по ликвидации несанкционированной свалки ТКО и рекультивации нарушенных земель под телом свалки в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный". На момент проведения проверки свалка не ликвидирована и не рекультивирована. Отходы сбуртованы в навалы и подготовлены к вывозу. Вывоз осуществлен частично.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Федеральной службы Росреестра "Публичная кадастровая карта", свалка находится в границах кадастрового квартала на землях не разграниченной собственности.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее -Закон N 137-ФЗ), действовавшего на момент обнаружения правонарушения, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 названного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу пунктов 3 и 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 51 названного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, на органы местного самоуправления муниципального района, как и на органы местного самоуправления сельского поселения, возложены обязанности по обеспечению охраны окружающей среды на спорном земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный.
В связи с чем, контролирующим органом обосновано вынесено администрации предписание от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что 06.05.2019 решением Усть-Лабинского районного суда по делу N 2а-665/2019 по административному иску и.о. прокурора Усть-Лабинского района на нее возложены обязательства по устранению несанкционированной свалки в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15.08.2019 решение Усть-Лабинского районного суда оставлено без изменения; заявитель полагает, что предписание от 29.11.2019 со сроком исполнения до 04.05.2020 является неисполнимым.
Как правильно указано судом первой инстанции, указанный шестимесячный срок наступает ранее установленного срока исполнения оспариваемого предписания.
Из представленного в материалы дела акта от 08.06.2020 N 1, подписанного заместителем главы муниципального образования Усть-Лабинский район и специалистами отдела по вопросам ЖКХ, транспорта, энергообеспечения и связи муниципального образования Усть-Лабинский район, следует, что 08 июня 2020 года сотрудниками администрации муниципального образования Усть-Лабинский район: заместителем главы муниципального образования Усть-Лабинский район Пензевым В.Г., главным специалистом дела по вопросам ЖКХ, транспорта, энергообеспечения и связи муниципального образования Усть-Лабинский район Котиковой А.Ю., ведущим специалистом отдела по вопросам ЖКХ, транспорта, энергообеспечения и связи муниципального образования Усть-Лабинский район Деевой О.А., проведено обследование земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный.
В результате обследования выявлено: несанкционированная свалка отходов, расположенная в границах земельного участка в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный ликвидирована.
Вместе с тем, исполнение предписания, в том числе позже установленного в нем срока, не свидетельствует о незаконности предписания от 29.11.2019, законность которого проверяется на дату его вынесения. При этом по состоянию на 29.11.2019 свалка не была ликвидирована, в связи с чем предписание было выдано правомерно.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы жалобы о принятых мерах в целях исполнения предписания.
Администрация также указывает на неисполнимость в части установленного предписанием срока, поскольку минимальный срок проведения закупки 50 дней; проекты рекультивации земель подлежат экологической экспертизе; по информации ООО "НПО "Проектор" непосредственно работы по рекультивации осуществляются в течение 4 месяцев.
В качестве мер исполнения администрация указала, что Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район для завершения работ по ликвидации вышеуказанный свалки очередной раз вышла с просьбой к депутатам о выделении денежных средств, однако 14 ноября 2019 года из проекта решения Совета муниципального образования Усть-Лабинский район вышеуказанный вопрос был исключен единогласно. Таким образом, у администрации муниципального образования Усть-Лабинский район нет возможности исполнить предписание N 07-07-54Н-1/3 от 15.04.2019 по ликвидации несанкционированной свалки ТКО и рекультивации нарушенных земель под телом свалки в границах земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 23:35:0201000 на землях неразграниченной собственности в 900 метрах северо-западнее хут. Железный. Были организованы торги по привлечению подрядчика для ликвидации свалки, торги признаны несостоявшимися вследствие отсутствия заявок на участие. Администрация 24 января 2020 года в очередной раз вышла с просьбой к депутатам о выделении денежных средств в сумме 10 091 873,3 руб. на выполнение работ по наведению санитарного порядка на землях не разграниченной государственной собственности, местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Судом не принимаются доводы о неисполнимости предписания с учетом установленных в нем сроков, поскольку предписание является повторным.
Ранее выданным в адрес администрации предписанием от 15.04.2019 N 07-07-54Н-1/3 был установлен срок его исполнения до 15.07.2019, предписанием от 12.08.2019 N 07-07-150Н-1 установлен срок исполнения до 18.11.2019.
Кроме того, доказательств своевременного и мотивированного обращения в административный орган с заявлением о продлении срока действия предписания от 29.11.2019 N 02-03-195Н-1, в том числе до истечения данного срока, администрацией не представлено.
Ссылки на письмо, которым администрация просила продлить срок исполнения предписания от 12.08.2019 N 07-07-150Н-1 не влияют на законность предписания от 29.11.2019.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 10.08.2017 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2020 по делу N А32-8653/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8653/2020
Истец: Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральное службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Кки Республике Адыгея, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Гедзь Алексей Алексеевич