г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2021 г. N Ф07-5587/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А26-12016/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рудько И.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): Забирова Р.Ш. (доверенность от 26.08.2020)
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32794/2020) Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2020 по делу N А26- 12016/2019 (судья Лайтинен В.Э.), принятое по иску Федерального агентства лесного хозяйства к 1)ООО "Лоисто"; 2)Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, исключении из ЕГРН сведений,
3-и лица: 1)Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу; 2)ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия; 3)Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; 4)Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия; 5)Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия; 6)Администрация Муезерского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "Лоисто" (далее - ответчик), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - ответчик) о признании недействительной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 10:19:0010401:132, площадью 5400 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, в западной части кадастрового квартала 10:19:01 04 01, ур. Муйозеро, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для размещения форелевого садкового хозяйства, в границах, определенных координатами, указанных на стр. 2 решения, об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 10:19:0010401:132, площадью 5400 кв.м., расположенном по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, в западной части кадастрового квартала 10:19:01 04 01, ур. Муйозеро, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для размещения форелевого садкового хозяйства, в границах, определенных указанными выше координатами, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 10:19:0010401:132, площадью 5400 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, в западной части кадастрового квартала 10:19:01 04 01, ур. Муйозеро, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для размещения форелевого садкового хозяйства, в границах, определенных указанными координатами.
Решением от 30.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой об его отмене.
Истец полагает, что судом первой инстанции неверно сделан вывод о ненадлежащем способе защиты права, не установлены все существенные обстоятельства дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в Единый государственный реестр недвижимости 27.12.2007 внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда общей площадью 10946580195 кв.м. с кадастровым номером 10:19:000000:078, расположенный по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, северная, центральная и юго-восточная часть Муезерского кадастрового района.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:19:0010401:132 площадью 5400 кв.м, расположенном по адресу: Республика Карелия, Муезерский район, западная часть кадастрового квартала 10:19:01 04 01, ур. Муйозеро, дата постановки на кадастровый учет - 25.09.2008, категория земель - земли для сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для размещения форелевого садкового хозяйства, ведения о правообладателе отсутствуют, права и ограничения (обременения) на момент рассмотрения спора не зарегистрированы (ранее находился на праве аренды у ООО "Лоисто").
Земельный участок с кадастровым номером 10:19:0010401:132 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем иск предъявлен к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (лицу, осуществляющему полномочия по распоряжению такими земельными участками в соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-РК).
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в арбитражный суд с иском, поскольку спорный земельный участок находится в границах земельного участка из состава земель лесного фонда в кадастровым номером 10:119:000000:078 в выделе 38, 38.1, 57 квартала 80 Муезерского участкового лесничества, площадь наложения составляет 5400 кв.м, постановка земельного участка с кадастровым номером 10:19:0010401:132 из земель сельскохозяйственного назначения осуществлена без учета ранее зарегистрированного в ЕГРН права собственности Российской Федерации.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218- ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости (с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) состава сведений и содержащие такие сведения документы) включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 221 государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным (пункт 6 статьи 47 закона N 221-ФЗ).
Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех (и в том числе лесных) земельных участков позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования. В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. При этом государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 10:19:000000:078 не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ.
Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
В подтверждение заявленных требований истец представил заключение ФГУП "Рослесинфорг" N 4 от 08.02.2019, подготовленное на основании материалов лесоустройства.
Вместе с тем данное заключение не может являться достаточным доказательством, подтверждающим факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Иных доказательств наложения границ не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы истцом не заявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером 10:19:0010401:132, поставленный на кадастровый учет согласно выписке из ЕГРН 25.09.2008, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету.
Согласно абзацу 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Суд верно установил, что в отсутствие доказательств межевания границ участка лесного фонда истец, ссылаясь на наложения границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 10:19:000000:078 на земельный участок с кадастровым номером 10:19:0010401:132, фактически просит установить новую границу земельного участка.
В части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством).
На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости). При разрешении такого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Иск о признании недействительной постановки земельного участка на кадастровый учет, об исключении из Государственного реестра недвижимости сведений об участке и об описании координат характерных поворотных точек границ земельного участка является ненадлежащим способом защиты права.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2020 по делу N А26-12016/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-12016/2019
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ООО "ЛОИСТО"
Третье лицо: Администрация Муезерского муниципального района, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия