город Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2021 г. N Ф04-2490/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
4 февраля 2021 г. |
Дело N А45-16637/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Логачева К.Д.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эль - Транс" (07АП-11559/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 октября 2020 года по делу N А45-16637/2020 (судья Рубекина И.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эль - Транс" (рабочий поселок Краснообск, ИНН 5403334083, ОГРН 1115476156861) к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, г. Новосибирск о признании недействительным решения от 27.05.2020 N 199
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области, г. Новосибирск,
В судебном заседании приняла участие Соловьева Т.Б., представлявшая интересы Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области по доверенности от 01.09.2020 (на 3 года) и третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области по доверенности от 10.08.2020 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эль - Транс" (далее - общество, ООО "Эль - Транс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - Управление) о признании недействительным решения от 27.05.2020 N 199, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2020 N 347.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением от 16.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Эль - Транс" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что доход общества за 2018 год составил 17 876 338 рублей, что не превышает установленную пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) величину предельного размера доходов, ограничивающую право на применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Акт камеральной налоговой проверки составлен с нарушением сроков, установленных пунктом 1 статьи 100 НК РФ.
Выписки по операциям на счетах стребованы за пределами сроков проведения камеральной налоговой проверки.
Руководитель общества или уполномоченный представитель не смогли участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки в связи с неотмененными ограничениями относительно неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Новосибирской области.
В отзывах на апелляционную жалобу Инспекция и Управление, их представитель в суде апелляционной инстанции, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя налогового органа, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Эль-Транс" с 20.03.2013 является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы".
Общество занимается организацией грузоперевозок с привлечением третьих лиц в рамках заключенных договоров о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, по условиям которых выступает в качестве экспедитора. Заявленный вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками". Указанный вид деятельности поименован в перечне "льготируемых" видов деятельности, приведенном в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Обществом 16.01.2019 по телекоммуникационным каналам связи представлен в Инспекцию первичный расчет по страховым взносам (далее - РСВ) за 2018 год, согласно которому налогоплательщиком заявлено право на применение пониженных тарифов страховых взносов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Из представленного РСВ сумма доходов общества за 2018 год составила 17 876 338 руб., доля дохода от основного "льготируемого" вида деятельности определена налогоплательщиком в размере 100 %.
В связи с чем ООО "Эль-Транс" страховые взносы за 2018 год исчислены с применением пониженных тарифов:
- на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) - 20 % (вместо 22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10 % свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОСС) - 0 % (вместо 2,9 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования);
- на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) - 0 % (вместо 5,1 %).
Общая сумма исчисленных ООО "Эль-Транс" за 2018 год страховых взносов (на ОПС) составила 1 351 090,83 рублей.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества на основании представленной 16.01.2019 налоговой декларации (расчета) по страховым взносам за 2018 год.
В ходе камеральной налоговой проверки РСВ установлено неправомерное применение обществом пониженных тарифов при исчислении страховых взносов в 2018 году при несоблюдении одного из условий, установленных статьей 427 НК РФ (сумма дохода от основного вида деятельности по итогам налогового периода превысила 79 млн. руб.).
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 23.09.2019 N 55342 (далее - акт проверки N 55342), вынесено решение от 14.01.2020 N 347 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 848 170,76 рублей, пени в сумме 202 700,40 рублей, штраф в сумме 63 823,89 рублей.
Решением Управления от 27.05.2020 N 199 апелляционная жалоба удовлетворена частично, отменено решение Инспекции N 347, принято новое решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 848 170,76 рублей, пени в сумме 202 700,40 рублей, штраф в сумме 63 823,89 рублей.
Считая решение Управления N 199 не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности позиции налогового органа о несоответствии общества критериям подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для исчисления пониженного тарифа страховых взносов.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Порядок и условия применения плательщиком страховых взносов пониженных тарифов регламентированы статьей 427 НК РФ.
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является вид деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн. руб.
В силу пункта 6 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Таким образом, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов налогоплательщики УСН обязаны:
- осуществлять вид деятельности, поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ;
- указанный вид деятельности должен являться основным, доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов;
- доходы за налоговый период не должны превышать 79 млн. руб.
В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце 2 подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ (79 млн. руб. за налоговый период), такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять пониженные страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.
В подпункте 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ отсутствует указание на то, что в целях применения пониженных тарифов страховых взносов именно налогооблагаемые доходы за налоговый период не должны превышать 79 млн. руб.
Главой 34 "Страховые взносы" НК РФ не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов общей суммы доходов за налоговый период и доходов от осуществления основного вида экономической деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога при применении УСН на основании главы 26 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
Пункт 6 статьи 427 НК РФ ставит задачу определить реальное соотношение основного и иных видов деятельности плательщика взносов. И если такого рода поступления имеют непосредственное отношение к основному виду деятельности, то есть определяют связанные с ним денежные потоки, то вне зависимости от того, являются ли такие средства налогооблагаемыми, их следует учитывать при расчете доли дохода.
Ввиду указанного правовые основания для исключения денежных средств, полученных обществом в связи с исполнением обязательств по договорам транспортной экспедиции, из состава доходов за налоговый период, определяемых в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, вопреки доводам заявителя, отсутствуют.
В течение 2018 года на расчетные счета ООО "Эль-Транс", открытые в ПАО "Промсвязьбанк" Сибирский, АО "Альфа-Банк" Новосибирский, сумма поступивших денежных средств составила 88 627 776, 38 руб., из которых сумма в размере 83 569 513, 21 руб. получена обществом от осуществления основного вида деятельности, в отношении которого налогоплательщик применяет УСН. Сумма в размере 65 693 175,21 руб. (83 569 513,21 руб. - 17 876 338,00 руб.) не была учтена в составе доходов.
Общество указало, что в приложении 6 раздела 1 расчета по страховым взносам за 2018 год отражена сумма дохода, определенная налогоплательщиком в соответствии со статьей 346. 15 НК РФ, то есть с учетом доходов, поименованных в статье 248 НК РФ, и без учета доходов, указанных в статье 251 НК РФ.
Общество ссылается на то, что оно является экспедитором по договорам транспортно-экспедиционных услуг, доходом налогоплательщика является только сумма "экспедирования", то есть вознаграждение экспедитора. Аналогичного подхода налогоплательщик придерживался при определении суммы дохода в целях исчисления налога по УСН за 2018 год, отраженного в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за данный период.
Вместе с тем, в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ полученные заявителем в 2018 году денежные средства за оказание транспортно-экспедиционных услуг являются доходом общества.
Налоговой проверкой правомерно определена фактическая сумма дохода от основного вида деятельности налогоплательщика в целях применения пониженного тарифа для страховых взносов, которая составила 83 569 513,21 руб., то есть превысила предел, установленный подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, а именно 79 млн. руб.
Отсутствие обязанности для включения спорных сумм в состав налоговой базы по УСН не является основанием для ее исключения из состава доходов за налоговый период, сумма которых в целях применения пониженных тарифов страховых взносов не должна превышать установленного законодателем лимита.
Наличие в пункте 6 статьи 427 НК РФ прямого указания на порядок определения основного вида экономической деятельности плательщика в целях применения пониженных тарифов страховых взносов также не является основанием для вывода о том, что состав доходов за налоговый период для целей применения пониженных тарифов страховых взносов должны формироваться иным способом и включать исключительно налогооблагаемые доходы.
Обществом не соблюдены требования Налогового кодекса Российской Федерации в части предельного лимита доходов (доходы, определенные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ превысили 79 млн. рублей), для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Поскольку сумма денежных средств, поступивших в 2018 году заявителю в связи с исполнением обязательств по договорам транспортной экспедиции, превышает 79 млн. руб. за отчетный (расчетный) период, налогоплательщиком неправомерно применены пониженные тарифы по страховым взносам за 2018 год.
Отклоняя доводы общества о нарушении срока составления акта налоговой проверки, приобщении к материалам проверки документов, запрошенных и полученных после окончания камеральной налоговой проверки, и необеспечении обществу участия в рассмотрении апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Камеральная налоговая проверка представленного обществом расчета по страховым взносам за 2018 год окончена 16.04.2020. В нарушение пункта 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки составлен 23.09.2019. Указанный акт от 23.09.2019 N 5342 вручен руководителю общества лично 27.09.2019.
Вместе с тем, в силу статьей 100, 101 НК РФ установленный срок для составления акта камеральной налоговой проверки является организационным, поэтому составление акта по результатам налоговой проверки с нарушением сроков не является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа, вынесенного на основании данного акта.
Акт камеральной налоговой проверки вручен налогоплательщику, обществу предоставлена возможность подготовки возражений на акт налоговой проверки; возражения поступили в Инспекцию и были рассмотрены с участием представителя ООО "Эль-Транс", по результатам вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля; дополнение к акту налоговой проверки от 17.12.2019, составленное по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, направлено налогоплательщику по ТКС, получено 24.12.2019; после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля общество было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Следовательно, права налогоплательщика, установленные статьями 100, 101 НК РФ, Инспекцией обеспечены надлежащим образом.
Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 86 НК РФ выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.
Статьей 86 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который может быть истребована выписка по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке в случаях проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
В пункте 78 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 отражено, что из положений статей 88, 89, 100, 101, 139 НК РФ следует, что право налогового органа осуществлять сбор доказательств, равно как и право налогоплательщика знакомиться с этими доказательствами, представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляются им на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации не запрещено использование в ходе налоговой проверки документов и информации, имеющихся в распоряжении налогового органа и касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в том числе документов и сведений, полученных от иных налоговых органов вне рамок налоговой проверки данного налогоплательщика в ходе обмена информацией в порядке статьи 82 НК РФ, а также вне рамок проверки в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.
Действия должностных лиц Инспекции по направлению запросов в банки (в порядке пункта 2 статьи 86 НК РФ) являются правомерными, отвечают требованиям налогового законодательства и не нарушают законные права и интересы заявителя.
Как указывает ООО "Эль-Транс", в связи с тем, что не были сняты ограничения, установленные в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией Указами Президента РФ и постановлением Губернатора Новосибирской области, налогоплательщик был лишен права участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, не смог представить дополнительные объяснения по существу претензий налогового органа.
Деятельность налоговых органов, являющихся федеральным государственным органом, ни соответствующими Указами, ни постановлением Губернатора Новосибирской области от 31.03.2020 N 48 "Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" не приостанавливалась.
Управление как вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять рассмотрение апелляционной жалобы заявителя на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2020 N 347 с участием налогоплательщика (его представителя) при условии соблюдения правил социального дистанцирования и использования средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Инспекция письмом от 17.04.2020 исх. N 02-09/008762, полученным обществом 20.04.2020, уведомила налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов проверки и жалобы в Управлении, назначенного на 11-00 ч. 25.05.2020 (кабинет N 403).
Учитывая, что в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" дни в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлены нерабочими, рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки и апелляционной жалобы было назначено на 25.05.2020.
Таким образом, на дату рассмотрения материалов проверки и апелляционной жалобы общества ранее установленные ограничения отсутствовали. ООО "Эль-Транс" не воспользовалось правом личного участия в рассмотрении материалов проверки и апелляционной жалобы, а также правом заявить ходатайство о переносе даты рассмотрения.
Рассмотрение материалов проверки и апелляционной жалобы состоялось 25.05.2020 в 11 час. 00 мин. в присутствии представителей Управления, в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 25.05.2020.
Таким образом, Управлением восстановлено нарушенное Инспекцией право ООО "Эль-Транс" в части процедуры рассмотрения материалов проверки, обеспечена возможность личного участия (участия представителя) в рассмотрении акта налоговой проверки от 23.09.2019 N 55342, дополнений к акту от 17.02.2019 N 9 и материалов проверки, а также право на представление своих пояснений и возражений.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16637/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эль - Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16637/2020
Истец: ООО "ЭЛЬ - ТРАНС", ООО "Эль-Транс" Неделькин Максим Юрьевич
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 15 по Новосибирской Области, Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области
Третье лицо: Неделькин Максим Юрьевич, Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд