г. Самара |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2021 г. N Ф06-3360/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А55-11057/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Некрасовой Е.Н., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от истца - Хуснутдинов Р.Р., доверенность N Д/19-469 от 16 сентября 2019 года,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2020 года по делу N А55-11057/2020 (судья Шабанов А.Н.),
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Волга" (ОГРН 1076450006280 ИНН 6450925977) в лице филиала "Самарские распределительные сети", город Саратов,
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ОГРН 1026300956131 ИНН 6315222985), город Самара,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 110А", город Самара,
открытого акционерного общества "Сызранский мясокомбинат", город Сызрань Самарской области,
ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области", город Самара,
общества с ограниченной ответственностью "Леона Компани", город Тольятти Самарской области,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети", в дальнейшем после изменения наименования на Публичное акционерное общество "Россети Волга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ответчик), с привлечением в качестве третьих лиц ООО "ЖЭУ 110А", ОАО "Сызранский мясокомбинат", ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области", ООО "Леона Компани", с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии за январь 2020 года в сумме 11 530 руб. 38 коп.
Решением суда от 14.10.2020 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявленного требования.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а решение суда оставить без изменения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика, и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Самараэнерго" (заказчик) и ПАО "Россети Волга" (исполнитель) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 0063У от 01.01.2010 г., по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику, действующему в интересах потребителей электрической энергии, услуги по передаче электрической энергии до точек поставки электроэнергии потребителей заказчика, с которыми заказчиком заключены договоры энергоснабжения и технологически присоединенными к электрическим сетям исполнителя (в том числе и опосредованно) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги в порядке, установленном договором.
В силу п. 3.2.2 договора заказчик принял на себя обязательство оплачивать услуги по передаче электроэнергии в размере и сроки, установленные договором. Расчетным периодом для оплаты оказываемых исполнителем по договору услуг является один календарный месяц (п. 7.1 договора).
В соответствии с п. 7.6 договора стоимость услуг по передаче электрической энергии в рассматриваемый период определяется путем умножения переданного ответчику объема электрической энергии, по соответствующему уровню напряжения, на установленный органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области тариф на услуги по передаче электроэнергии, за вычетом стоимости объемов потерь электроэнергии.
Согласно п. 7.7 договора окончательный расчет производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании выставленного исполнителем счета с учетом платежей, произведенных заказчиком по ранее выставленным счетам, исходя из объемов переданной электроэнергии, указанных в акте об оказании услуг по передаче за расчетный месяц.
Как следует из материалов дела и подтверждается приобщенным в материалы дела актом разграничения имущественной (балансовой) принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между ООО "ЖЭУ 110 "А" и филиалом "Самарская ГРЭС" ОАО "Волжская ТГК", объекты электросетевого хозяйства ООО "ЖЭУ 110 "А" имеют присоединение к шинам генерации в следующих точках ЗРУ-6кВ сек. шин 1, яч. 21 КЛ-6кВ Ф-21 и ЗРУ-6кВ сек. шин 2, яч. 35 КЛ-6кВ Ф-35 "Самарская ГРЭС" ОАО "Волжская ТГК" имеет технологическое присоединение к сетям истца, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленными указанными лицами.
Исходя из объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии в январе 2020 г., установленных тарифов, оспариваемая ответчиком стоимость услуг по передаче электрической энергии за январь 2020 г. составляет 11 530 руб. 38 коп.
Ответчик, возражая против иска, указывает, что не обязан оплачивать услуги по передаче электрической энергии в адрес истца, по точкам поставки ООО "ЖЭУ 110А" (СамГЭС" Ф-21, Ф-35), стоимость которых рассчитана исходя из ставки за содержание электрических сетей (двухставочного варианта тарифа).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч. 1 ст. 8 ГК РФ).
Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истцом при начислении стоимости услуг по передаче электрической энергии учтена расчетная схема 2.1.1646, являющаяся приложением к протоколу разногласий от 22.02.2019 г. к дополнительному соглашению от 05.02.2019 г. N 664 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 г. N 0063У.
Указанное дополнительное соглашение, было подписано истцом с протоколом разногласий и направлено в адрес ПАО "Самараэнерго", которое до настоящего времени ответчиком не подписано, а разногласия в части варианта тарифа в отношении спорных точек поставки по договору N 20-4591Э отсутствовали.
В отношении потребителя ООО "ЖЭУ 110 "А" истцом при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии применена "Ставка за содержание электрических сетей (для расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии потребителям получающих электрическую энергию и мощность с шин (распределительных устройств) генераторного напряжения)" по уровню расчётного напряжения СН-1 двухставочного варианта тарифа.
Объем потребления электрической энергии потребителем ООО "ЖЭУ 110 "А" рассчитан как разность объемов электрической энергии между приборами учета установленными в границе балансовой принадлежности ПАО "Т Плюс" и ООО "ЖЭУ 110 "А" на Самарской ТЭЦ Фидер-21, Фидер-35 и приборами учета установленными у конечных потребителей.
Акт об объёме переданной электрической энергии по спорным точкам поставки сформирован на основании объёмов электрической энергии по головным счётчикам, полученных удалённым доступом по системе АСКУЭ (на объектах электроэнергетики Самарской ТЭЦ установлены интервальные приборы учета, и данные о почасовых расходах ежесуточно передаются в адрес истца) и объёмов электроэнергии по точкам на вычет (конечных потребителей), полученных от ответчика.
Объём электрической энергии по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А" за январь 2020 г. составил 12 418 кВтч, рассчитанный следующим образом: 620 229 кВтч (основные точки, расход по которым рассчитан по АСКУЭ) - 607 811 кВтч (потребители, опосредованно подключенные к сетям филиала через сети ООО "ЖЭУ 110 "А" и сети Самарской ТЭЦ; расход электроэнергии по данным потребителям указан на основании показаний, предоставленных ответчиком). О наличии разногласий по объёму электрической энергии ответчиком не заявлялось.
В редакции истца стоимость услуг по передаче электроэнергии по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А" за январь 2020 г. составила 30 717 руб. 11 коп. исходя из величины фактической мощности 0,023 МВт (мощность ГН по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А").
Фактическая мощность по договору N 20-4591Э за январь 2020 г. рассчитана истцом в соответствии с актом учёта перетоков электрической энергии на основании п. 181 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения).
Доводы ответчика о необходимости производить расчет услуг по передаче электрической энергии исходя из объема электрической энергии собственного потребления ООО "ЖЭУ 110А" и единого одноставочного (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по уровню расчётного напряжения СН-1 для прочих потребителей, исходя из следующего расчета 12 418 кВтч * 1,96079 руб./кВтч. (единый одноставочный (котловой) тариф) = 24 349 руб. 09 коп. (без НДС), 29 218 руб. 91 коп. с учётом НДС 20 % в размере 4 869 руб. 82 коп. правильно признаны судом необоснованными в силу следующего.
Согласно п. 6 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В свою очередь п. 55 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утв. Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), предусматривает установление тарифов и, соответственно, оплату услуг по передаче электроэнергии в отношении потребителей с шин генераторного напряжения только по ставке тарифа на содержание сетей.
Аналогичные особенности оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии с шин генераторного напряжения прямо предусмотрены в п. 81 Основных положений, согласно которому, потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией; при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Ссылка на необходимость определения оплаты оказанных услуг для опосредованно присоединённых через энергетические установки производителя электрической энергии потребителей только по ставке тарифа на содержание электрических сетей содержится также и в письме Федеральной службы по тарифам РФ от 27.10.2010 г. N ЕП-8693/12.
Согласно решения ВАС РФ от 10.02.2011 г. N ВАС-14764/10, положения п. 55 Методических указаний признаны соответствующими нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом ВАС РФ пришел к выводу о том, что установленный порядок оплаты опосредованно присоединенными к сетям сетевых компаний потребителями услуг по передаче электрической энергии обеспечивает равномерное распределение между всеми потребителями (как непосредственно, так и опосредованно присоединенными к сетям сетевых компаний) бремени условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые несут указанные компании независимо от объема фактически переданной по их сетям электрической энергии.
Из п. 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей.
Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в ст. 6 Закона об электроэнергетике.
При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
В силу п. 15 (1) Правил недискриминационного доступа, объемы услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, оказанных прочими сетевыми организациями, определяются в зависимости от применяемого в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к потребителю электрической энергии (мощности) варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по одноставочной цене (тарифу) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого из уровней напряжения, по которым дифференцируются такие цены (тарифы), равным объему потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения;
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого из уровней напряжения, по которым дифференцируются такие цены (тарифы), равным объему потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения;
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого уровня напряжения, по которым дифференцируется такая цена (тариф), равным среднему арифметическому значению из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
Определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями настоящего пункта в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей), соответствующих энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности), определенного в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Объемы потребления электрической энергии для целей настоящего пункта определяются в порядке, установленном Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков.
Пункт 2 постановления Правительства РФ от 31.07.2014 г. N 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе" абз. 21 п. 81 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. N 1178 был приведен в соответствие с абз. 26 этого же пункта.
Данное изменение, носящие уточняющий и разъясняющий характер, закрепляет отсутствие у потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, права на выбор варианта тарифа для осуществления расчетов за услуги по передаче электрической энергии, поскольку в специальном нормативно-правовом акте - Методических указаниях (п. 55) императивно закреплена обязанность оплаты такими потребителями стоимости оказанных услуг по двухставочному варианту тарифа с учетом особенностей определения оплаты нормативных потерь (оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией).
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 27.12.2018 г. N 985 единые котловые тарифы за услуги по передаче электрической энергии на 2019 год, используемые в расчетах между истцом и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа.
Таким образом, в силу п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 81 Основ ценообразования, п. 55 Методических указаний, приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 27.12.2018 г. N 985 в отношении потребителей, получающих электрическую энергию с шин генераторного напряжения, стоимость оказанных услуг должна быть определена исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа.
На основании вышеизложенного, и исходя из оплаченного ответчиком неоспариваемой стоимости оказанных услуг по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А" в размере 29 218 руб. 91 коп., судом правильно сделан вывод, что спорная задолженность в размере 1 498 руб. 20 коп. подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
В отношении спорных точек поставки ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - Управление мелиорации) суть разногласий заключается в следующем.
21.01.2020 г. в соответствии с заявкой ПАО "Самараэнерго" от 10.01.2020 г. N 37/09/Дзю истцом осуществлен контроль введения самостоятельного полного ограничения режима потребления электроэнергии Управлением мелиорации по точкам поставки ПС 110/6 кВ Заволжье РУ-6 кВ ГНС В1-6 кВ, ПС 110,6 кВ Заволжье РУ-6 кВ ГНС В2-6 кВ, о чем составлены акты о введении ограничения режима потребления (самоограничение потребителем).
Конечные показания на момент самоограничения составили: ПС 110/6 Заволжье РУ-6кВ ГНС В1-6кВ (N 0807130578) - 1338,39 кВт/ч и ГНС В2-6кВ (N 0808135153) - 306,12 кВт/ч.
От сетей Управления мелиорации опосредованно подключен потребитель КФХ Миронова С.В. (договор энергоснабжения N 09-0064э), у которого отсутствует задолженность по оплате за потребленную электроэнергию и которым заключен договор энергоснабжения с ПАО "Самараэнерго".
В связи с электропотреблением опосредованно подключенного к сетям ПАО "Россети Волга" через сети Управления мелиорации потребителя КФХ Миронова С.В. и тем, что в оставшемся в работе оборудовании Управления мелиорации (ТСН ТМ-6/04 кВ 630 кВа), которое подключено после расчетного прибора учета (N 0807130578), имелись технические потери, конечные показания за январь 2020 г. по точке учета ПС 110/6 кВ Заволжье РУ-6 кВ ГНС В1-6кВ N 0807130578 составили 1338,41 кВтч.
Суммарный расход по данной точке с учетом постоянных и нагрузочных технических потерь в оборудовании от места установки расчетного прибора учета (N 0807130578) до границы раздела балансовой принадлежности, включая технические потери в силовом трансформаторе С-1-Т 110/6 кВ ПС 110/6 кВ Заволжье, за январь 2020 г. составил 34 335 кВтч.
Объем потерь электрической энергии в электросетевом оборудовании Управления мелиорации согласован между истцом и ответчиком в соответствии со схемой расчета объемов передачи электроэнергии, являющейся приложением к дополнительному соглашению N 740/0063У/637 от 04.10.2017 г. к договору оказанию услуг по передаче электрической энергии N 0063У от 01.01.2010 г.
По потребителю КФХ Миронов С.В. (дог. N 09-0064э), подключенному от сетей Управления мелиорации, объем электроэнергии за январь 2020 г. составил 100 кВтч.
В соответствии с п. 12 Правил ограничения ПАО "Россети Волга" осуществлена проверка введенного самостоятельного полного ограничения режима потребления электроэнергии Управлением мелиорации, о чем составлены акты проверки введенного ограничения режима потребления от 31.01.2020 г.
В редакции ПАО "Россети Волга" стоимость услуг по передаче электроэнергии по потребителю Управление мелиорации (договор энергоснабжения N 09-0022Э), исходя из объема перетока электрической энергии 34 235 кВтч, за январь 2020 г. составила 53 108 руб. 34 коп.
В редакции ПАО "Самараэнерго" стоимость услуг по передаче электроэнергии по потребителю Управление мелиорации (договор энергоснабжения N 09-0022Э) за январь 2020 г. составляет: 27 768 кВтч * 1,29274 руб./кВтч (Ставка одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям уровня ВН без учета НДС) = с учётом НДС 20 % в размере 7 179,36 руб., стоимость услуг по передаче электроэнергии по потребителю ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области" за январь 2020 г. составляет 43 076,16 руб.
Позиция ответчика относительно отсутствия обязанности оплачивать стоимость услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя Управления мелиорации, правильно признана судом необоснованной в силу следующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ч. 1 ст. 8 ГК РФ).
Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ поставщик и (или) покупатель электроэнергии не вправе расторгнуть договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии, в том числе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
Из п. 3, 4 ст. 37 Закона N 35-ФЗ следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утв. Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков (Основные положения) в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Основные положения предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения.
Правительством РФ утверждается также порядок ограничения режима потребления электроэнергии потребителями в случае нарушения ими своих обязательств по оплате электроэнергии (п. 6, 7 ст. 38 Закона N 35-ФЗ).
Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии.
Гарантирующий поставщик обязан в силу своего статуса и требований законодательства поставлять электроэнергию любому обратившемуся к нему покупателю и вправе получать своевременную и полную оплату поставленного ресурса и оказанных услуг.
Покупатель вправе получить от гарантирующего поставщика электроэнергию и обязан ее оплатить.
Баланс экономических интересов в отношениях между гарантирующим поставщиком и покупателем достигается понуждением последнего к добросовестному исполнению своих денежных обязательств.
Для воздействия на недобросовестного потребителя гарантирующий поставщик по общему правилу имеет возможность на введение ограничения режима потребления электроэнергии и (или) на расторжение договора.
Так, в соответствии с п. 53 Основных положений если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.
Из смысла п. 53 Основных положений в совокупности с п. 3 ст. 450 ГК РФ следует, что отказ гарантирующего поставщика от договора влечет его расторжение, что в свою очередь влечет полное прекращение подачи электрической энергии.
В силу п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ).
Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Основными положениями.
Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях.
В частности, ограничения вводятся в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии (п.п. "б" п. 2 Основных положений).
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (п. 10 Основных положений).
В п. 15 Основных положений установлен общий порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Таким образом, законодательство учитывает не только баланс экономических интересов сторон договора энергоснабжения, но и экологические и социальные интересы общества в целом.
В этих интересах в законодательство об электроснабжении включены нормы о специальном правовом регулировании в отношении некоторых потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии.
В связи с вышеизложенным, процедура отказа от исполнения/расторжения договора регламентирована Основными положениями, а также Правилами ограничения, и до момента надлежащего уведомления сетевой организации односторонний отказ, а равно как и расторжение договора не считается заявленным.
Таким образом, договор энергоснабжения, заключенный ответчиком с конечными потребителями можно считать расторгнутым только в случае соблюдения гарантирующим поставщиком Правил введения ограничения, вследствие чего обязанность по оплате услуг сетевой компании по передаче электрической энергии до потребителей по-прежнему лежит на ответчике как гарантирующем поставщике по договору энергоснабжения и договору об оказании услуг по передаче электрической энергии с истцом.
Воля гарантирующего поставщика на отказ от исполнения договора не является выраженной, а прекращение договора не может быть признано состоявшимся в случае, когда в установленном порядке гарантирующим поставщиком не инициирована процедура полного ограничения режима потребления электрической энергии, либо в случае, когда введение полного ограничения потребления электрической энергии в дату, указанную в уведомлении, запрещено действующим законодательством РФ.
ПАО "Самараэнерго" оплатило объём электроэнергии по потребителю Управление мелиорации по единому одноставочному (котловому) тарифу на услуги по передаче электрической энергии по уровню расчётного напряжения ВН для прочих потребителей в размере 43 076 руб. 16 коп., в связи с чем, задолженность ПАО "Самараэнерго" по данным спорным точкам поставки составляет 10 032 руб. 18 коп., которая правильно признана судом обоснованной и подлежащей взысканию с ответчика в полном объеме.
Разногласия за январь 2020 г. по сетям Управления мелиорации в объеме 6 467 кВтч являются потерями в объектах электросетевого хозяйства данного лица в связи с передачей электрической энергии опосредованно присоединенному потребителю (КФХ Миронов С.В.).
Таким образом, весь объем электрической энергии, переданный истцом в сети Управления мелиорации является полезным отпуском истца и соответственно истец вправе требовать за услуги по передаче электрической энергии до данных спорных точек поставки эквивалентную плату в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку как следует из положений абз. 3 п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно абз. 5 п. 4 Основных положений, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В силу п. 129 Основных положений, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
В соответствии с п. 130 Основных положений, при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
С учетом вышеизложенного, и принимая во внимание положения ст. 8 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", естественно-монопольный характер оказываемых услуг, отсутствие у потребителя право выбора не только контрагента - сетевой организации в конкретных точках поставки, но и методики расчета за оказанные услуги по передаче электроэнергии и установление регулирующим органом с учетом данных обстоятельств тарифов за услуги по передаче электроэнергии, отказ ответчика от оплаты оказанных услуг по передаче электроэнергии нарушает общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, установленные ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", суд правильно посчитал заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о полном удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2020 года по делу N А55-11057/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11057/2020
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети", ПАО "МРСК Волги" в лице филиала -"Самарские распределительные сети", ПАО "Россети Волга" в лице филиала - "Самарские распределительные сети"
Ответчик: ПАО "Самараэнерго", ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Третье лицо: ОАО "Сызранский мясокомбинат", ООО "ЖЭУ 110 А", ООО "ЖЭУ-110А", ООО "Леона Компани", ООО "ЭЛЕКТРОСБЫТСЕРВИС", ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области"