г. Саратов |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А57-8445/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рашевским Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2020 года по делу N А57-8445/2020
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации
к Централизованной православной религиозной организации Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), г. Саратов,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратуры Саратовской области, Управления Росреестра по Саратовской области, администрации муниципального образования "город Саратов", комитета по управлению имуществом г. Саратова, комитета по управлению имуществом Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011", временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011" Губерского В.Н.,
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011" генеральный директор Мерекин Сергей Львович,
- от Прокуратуры Саратовской области представитель Ашакин Антон Валерьевич, служебное удостоверение N 266780, действующее сроком до 02.07.2023,
- от Комитета по управлению имуществом г. Саратова представитель Духаева Иман Сайдахметовна по доверенности от 24.01.2020, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - Управление, истец) к Централизованной православной религиозной организации Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - ответчик) с исковым заявлением об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 64:48:020358:1347 площадью 10 004 +/- 35 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Орджоникидзе, д. 1.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовской области, администрация муниципального образования "город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011", временный управляющий Губерский В.Н.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Перспектива-2011" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что срок исковой давности истцом пропущен, ЗАО "Саратовский авиационный завод" являлось законным владельцем спорного имущества, в то время как судом первой инстанции неправомерно сделаны противоположные выводы.
Прокуратура Саратовской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила согласие с вынесенным по делу решением.
Представитель ООО "Перспектива-2011" в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители комитета по управлению имуществом г. Саратова и Прокуратуры Саратовской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, считают, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ рации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании явившихся представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, изложенную в отзыве позицию, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, из письма прокуратуры Саратовской области N 7/3-21-2019 от 15.04.2019 и из выписки Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 12.05.2020 Управлению стало известно о наличии записи регистрации права собственности за Централизованной православной религиозной организации Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:1347, площадью 10 004 +/- 35 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. Орджоникидзе, д. 1.
Данный земельный участок располагается в границах земельных участков, ранее переданных в соответствии с Постановлением администрации г. Саратова N 37 от 22.01.1998 "Об обмене имуществом с ЗАО "Саратовский авиационный завод".
Во исполнение вышеуказанного постановления между администрацией г. Саратова и ЗАО "Саратовский авиационный завод" был заключен договор мены N 1-М/ПР от 26.01.1998.
Право собственности ЗАО "Саратовский авиационный завод" на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020314:5 было зарегистрировано на основании постановления администрации города Саратова N 37 от 22.01.1998 с приложением N 1а, N 2а; договора мены от 26.01.1998 N 1-м/пр с приложением N 1; дополнительного соглашения от 22.05.1998 к договору мены N 1-м/пр от 26.01.1998.
Из земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 64:48:020314:23, 64:48:020314:24, 64:48:020314:25, 64:48:020314:26, 64:48:020314:27, 64:48:020314:28, 64:48:020314:29, 64:48:020314:30, 64:48:020314:31, 64:48:020314:32, 64:48:020314:44, 64:48:020314:49, 64:48:020314:50, 64:48:020314:51, 64:48:020314:52, 64:48:020314:53, 64:48:020314:54, 64:48:020314:55, 64:48:020314:56, 64:48:020314:57, 64:48:020314:58, 64:48:020314:59, 64:48:020314:60, 64:48:020314:61, 64:48:020314:62, 64:48:020314:63, 64:48:020314:64.
В последующем, в результате многочисленных преобразований возник спорный земельный участок.
ЗАО "Саратовский авиационный завод" являлось одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающее большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом, было включено в список стратегических предприятий Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
Постановлением администрации г. Саратова от 21.11.1994 N 600-120 "О предоставлении акционерному обществу закрытого типа "Саратовский авиационный завод" фактически занимаемых земельных участков в Заводском районе" ЗАО "Саратовский авиационный завод" в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 87,4306 га, фактически занимаемый площадкой "А".
11.12.2014 между ООО "Перспектива-2011" (Даритель) и Централизованной православной религиозной организацией Саратовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (Одаряемый) заключен договор дарения земельного участка N 02 с кадастровым номером 64:48:020358:1347. Земельный участок передан на основании передаточного акта от 11.12.2014.
Спорный земельный участок располагается в границах ранее существовавшего земельного участка площадью 87,4306 га по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1.
В соответствии с договором мены от 26.01.1998 N 1-М/пр, заключенным на основании Постановления администрации г. Саратова от 22.01.1998 N 37 "Об обмене имуществом с закрытым акционерным обществом "Саратовский авиационный завод" администрация г. Саратова передала в собственность ЗАО "Саратовский авиационный завод" земельные участки площадью 342,0212 га, в том числе площадку А площадью 87,4306 га, а ЗАО "Саратовский авиационный завод" в муниципальную собственность - объекты нежилого назначения.
06.10.1998 в ЕГРН зарегистрировано право собственности ЗАО "Саратовский авиационный завод" на земельный участок общей площадью 874 306 кв.м с кадастровым номером 64:48:020314:05 на основании Постановления администрации города Саратова от 22.05.1998 N 280 "О внесении изменений в постановление администрации города N 37 от 22.01.1998" с приложением N 1а, N 2а, дополнительного соглашения от 22.05.1998 к договору мены N 1-м/пр от 26.01.1998, договора мены от 26.01.1998 N 1-м/пр с приложением N 1, постановления администрации города Саратова "Об обмене имуществом с ЗАО "Саратовский авиационный завод" от 22.01.1998 N 37 с приложением N 1, 2.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что администрация не имела права распоряжаться таким земельным участком, тем самым оспаривая законность ее действий.
Ссылаясь на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1), пункты 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137- ФЗ), истец полагает, что переход указанных земельных участков предприятию федерального значения, выпускавшему оборонную продукцию, и нахождение на его балансе является самостоятельным и достаточным основанием для отнесения как земельного участка площадью 874 306 кв.м с кадастровым номером 64:48:020314:5, так и спорного земельного участка к исключительно федеральной собственности в силу закона.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, с чем судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 раздела 3 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия оборонного комплекса, выпускающие оборонную продукцию, летательные аппараты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР "О преобразовании Саратовского авиационного завода и Саратовского электроагрегатного производственного объединения в коллективные предприятия" N 19 от 10.01.1991 был оформлен акт оценки имущества Саратовского авиационного завода, утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства.
18.05.1992 комитет по управлению имуществом - территориальное агентство Госкомимущества Российской Федерации по г. Саратову выдал коллективному предприятию Саратовский авиационный завод свидетельство N 1 о праве собственности на имущество государственного предприятия Саратовский авиационный завод, переданного согласно Постановлению N 19 и Актам оценки имущества САЗ, утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства, сведений о передаче участков не имеется.
Постановлением администрации N 37 от 22.01.1998 принято решение оформить посредством мены:
- прием в муниципальную собственность от ЗАО "САЗ" объектов нежилого фонда, включая объекты социально-культурного назначения;
- передачу в собственность ЗАО "САЗ" земельные участки, в том числе площадью 342,0212 га, в том числе:
- площадка А - 87,4306 га,
- площадка Б - 252,8315 га,
- дальний привод - 1,1138 га,
- ближний привод - 0,6458 га.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что приватизация земельного участка, из которого позднее образован спорный земельный участок, фактически произведена Постановлением администрации г. Саратова N 37 от 22.01.1998.
Впоследствии право собственности на спорный земельный участок было зарегистрировано за ответчиком.
Давая оценку законности Постановления администрации г. Саратова N 37 от 22.01.1998, явившегося основанием для приватизации спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно пункту 4.1 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, данным нормативным актом регламентируется приватизация земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на которых расположены приватизируемые предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также вышеуказанные объекты недвижимости, сданные в аренду.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков поставлено законодателем в зависимость от характера участка и наличия на нем объектов нежилого фонда, то есть в соответствии с пунктом 4.5 Основных положений приватизации подлежат застроенные земельные участки.
Исходя из смысла пункта 4.10 Основных положений, застроенными земельными участками считаются участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания, строения, сооружения. При этом, исходя из сущности процесса приватизации, указанные предприятия, здания, строения, сооружения должны либо быть приватизированными, либо подлежать приватизации, либо должна иметься законная возможность для их приватизации. То есть возможность приватизации земельных участков в числе прочего поставлена в зависимость от возможности передачи в частную собственность объектов, расположенных на таком участке.
В случае, если на земельным участке располагаются объекты, находящиеся в государственной собственности и по каким-либо правовым причинам не подлежащие приватизации, то такие земельные участки так же не подлежат приватизации исходя из смысла Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535.
Во исполнение требований законов РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и от 03.07.1991 N 1532-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" Верховным Советом Российской Федерации было принято постановление от 27.12.1991 N 3020-1.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:8 принадлежит Российской Федерации на праве собственности в силу постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и не мог быть отчужден в порядке приватизации государственного предприятия "Саратовский авиационный завод", суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном нахождении спорного земельного участка, образованного из указанного земельного участка, во владении ответчика, в связи с чем, руководствуясь статьей 301 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в пунктах 32, 34, 36 постановления N 10/22, удовлетворил исковые требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика.
Ввиду того обстоятельства, что у первоначального продавца - Саратовского авиационного завода право собственности не возникло, последующие сделки являются ничтожными в силу статьи 168 ГК РФ.
Факт добросовестного приобретения спорного имущества обществом исключается, поскольку в силу прямого законодательного запрета данный объект недвижимости приватизации не подлежал, вследствие чего не мог передаваться в собственность иным лицам.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, данными в Определении от 27.09.2016 N 1748-О, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.
Рассматривая вопрос о возникновении права собственности у приобретателя имущества с учётом приведённых выше Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", судебная коллегия принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства выбытия спорного земельного участка из владения Российской Федерации, а также какого бы то ни было пользования данным участком как ответчиком, так и его правопредшественниками.
Указанный факт исключает как фактическую передачу спорного земельного участка собственником Предприятию и переход права собственности на них к Предприятию в результате приватизации, так и дальнейшее правопреемство.
Изложенные апеллянтом обстоятельства в обоснование своих доводов не свидетельствуют безусловно о реальной передаче земельного участка во владение ответчика и его правопредшественников и фактическом осуществлении последними своих прав по распоряжению данным земельным участком.
При этом в настоящее время земельный участок находится в том же состоянии, что и при заключении соглашения о передаче его ЗАО "САЗ", доказательства иного суду не представлены.
Таким образом, нарушение права собственности Российской Федерации путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения.
В соответствии с пунктом 52 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления N 10/22).
С учетом пункта 3 Постановления N 10/22 в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.
Данный вывод также соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.10.2013 N 8094/13.
В пункте 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание доводы, положенные в основу искового заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что материально-правовая цель настоящего иска выражена в защите нарушенного права истца на пользование и распоряжение земельными участками и направлена на исключение из ЕГРП недостоверной записи о государственной регистрации спорного имущества.
Регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок создает угрозу нарушения публичных интересов.
Не усматривая оснований для отмены решения суда первой инстанции, принимая во внимание установленные судом обстоятельства (спорное имущество не подлежит приватизации, не может быть предметом сделок, направленных на его отчуждение из федеральной собственности), судебная коллегия, исходит из необходимости исключения правовой неопределенности в отношении спорного земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несостоятельности доводов жалобы.
Позиция апеллянта о пропуске срока исковой давности отклоняются как основанная на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с абзацем пятым статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
В абзаце 3 пункта 57 Постановления N 10/22 разъяснено, что, в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание направленность воли истца, оспаривающего право собственности ответчика на спорный земельный участок, в отсутствие его фактического перехода во владение ответчика, с учетом положений статьи 208 ГК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, при этом учитывая, что решение об истребовании имущества из чужого незаконного владения является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют следующие признаки: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора, т.е. обладание ответчиком имуществом без надлежащего правового основания.
В пункте 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание доводы, положенные в основу искового заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что материально-правовая цель настоящего иска выражена в защите нарушенного права истца на пользование и распоряжение земельными участками и направлена на исключение из ЕГРП недостоверной записи о государственной регистрации спорного имущества.
Регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок создает угрозу нарушения публичных интересов.
Доказательства того, что спорное имущество используется ответчиком на законных основаниях в порядке статьи 65 АПК РФ в материалах дела отсутствуют.
Исходя из системного толкования статей 301, 302 ГК РФ, пункта 52 Постановления N 10/22, решение об истребовании имущества из чужого незаконного владения является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРН.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу заявленных требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с ней, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2020 года по делу N А57-8445/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8445/2020
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав законных интересов РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СО в защиту прав законных интересов РФ
Ответчик: Централизованная православная Саратовская Епархия Русской Православной Церкви Московский Патриархат
Третье лицо: Администрация МО Саратов, Комитет по управлению имуществом г.Саратова, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, Комитет по управлению имуществом СО, ООО "Перспектива-2011", ООО в/у "Перспектива- 2011" Губерский В.Н, ООО Временный управляющий "Перспектива- 2011" Губерский В.Н, Прокуратура Саратовской области, Прокуратура СО, Управление Росреестра по Саратовской области, Управление Росреестра по СО, ФГБУ ФКП Росреестра по СО