г. Санкт-Петербург |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А56-58361/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35538/2020) ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2020 по делу N А56-58361/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ
к Северо-Западному Межрегиональному управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, адрес: 105005, Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б; 191123, Санкт-Петербург, наб. Воскресенская, д. 10 лит. А; 194361, Санкт-Петербург, п. Левашово, ул. Карла Маркса, д. 1; далее - заявитель, Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1099847008546, адрес: 191014, Санкт-Петербург, пр-кт Литейный, д. 39; далее - заинтересованное лицо, Управление) N 14-35/2020 от 06.07.2020, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Заявление рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ).
Решением суда, принятым путем подписания резолютивной части 06.10.2020, в удовлетворении заявления отказано. 22.11.2020 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается на социально значимую деятельность заявителя, а также просит заменить назначенное Учреждению наказание на предупреждение или признать административное правонарушение малозначительным.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Учреждением эксплуатируются следующие объекты военного городка Песочный 1 (Ленинградская область, Всеволожский район, п. Песочный): сеть водоснабжения протяженностью 5 600 м; сеть водоотведения протяженностью 2 340 м; хлораторная с котельной; песколовка; отстойник N 1; отстойник N 2; отстойник N 3; иловые поля (далее - Объекты).
12.05.2020 в 19:20 в адрес подведомственного Комитету ГУП "ПИЛАРН" из службы 112 поступило сообщение о нефтяном загрязнении акватории реки Черная в пос. Песочный Курортного района Санкт-Петербурга.
В ходе проведения 14.05.2020 осмотра акватории водного объекта - р. Черная в районе войсковой части 55338 (Военный городок N 1 Песочный, расположенной по адресу: Ленинградская область, Всеволожский р-н, п. Песочный) установлен сброс сточных вод со специфическим запахом нефтепродуктов из организованного выпуска сточных вод по рельефу местности в водный объект - р. Черная (координаты выпуска 60°08'10.7" N, 30°09'44.6" Е).
Осмотром прилегающей к выпуску сточных вод территории, установлено наличие комплекса очистных сооружений, состоящих из: Песколовка инв. N 186; Первичный отстойник б/н; Хлораторная инв. N 185; Вторичный отстойник б/н; Иловые поля б/н.
Согласно представленным сведениям вышеуказанные объекты, расположенные в Военном городке N 1 Песочный (в том числе КОС) в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ N 172 от 18.01.2017 были переданы в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (акт приема - передачи от 01.04.2017). На момент проведения проверки указанные КОС находились в хозяйственном ведении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В соответствии с пунктом 13 Устава Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ N 607 от 03.03.2017 (далее - Устав), основными целями ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Пунктом 14 Устава установлены виды деятельности, которыми занимается ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ для достижения целей, указанных в пункте 13 Устава, в том числе, деятельность по забору и очистке воды для питьевых нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, по оказанию услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, удалению и очистке сточных вод, отходов, сбору, обработке, и утилизации отходов.
Таким образом, по данному факту в соответствии с требованиями статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации возникает необходимость получения решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса ливневых сточных вод, в том числе дренажных вод (далее - Решение).
Согласно информации Невско-Ладожского бассейнового водного Управления (исх. N Р6-44-4623 от 04.06.2020) Решение на данный выпуск в установленном порядке не оформлено.
По факту выявленного нарушения военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона, полковник юстиции Михеев Д.И в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Трояновской И.О. (доверенность от 28.10.2019) постановлением от 11.06.2020 возбудил производство по делу об административном правонарушении и направил материалы проверки на рассмотрение в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по статье 7.6 КоАП РФ.
Управлением проведено обследование территории по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, ул.Песочная, д.19 и граничащей с ней танковый полигон войсковой части 71717, о чем составлен акт от 04.06.2020.
Определением Управления от 29.06.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 7.6 КоАП РФ назначено на 06.07.2020 на 16.00 час., копия определения направлена Учреждению 30.06.2020.
По результатам рассмотрения материалов административного дела в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ Трояновской И.О. (доверенность от 28.10.2019) Управлением 06.07.2020 вынесено постановление N 14-35/2020, которым Учреждение привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Также 06.07.2020 Управлением выдано представление N 14-35/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым Учреждению предписано принять меры по оформлению документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом р. Черная или его частью (решение о предоставлении водного объекта в пользование).
Учреждение, не оспаривая факт совершения правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании выявленного правонарушения малозначительным и отмене постановления Управления.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел, в том числе, к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, исключающих производство по административному делу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с уставом учреждения основными целями его деятельности являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения уставных целей заявитель осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям, по оказанию услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, удалению и очистке сточных вод, отходов, сбору, обработке, и утилизации отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
По результатам рассмотрения материалов проверки прокуратуры Управлением установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ осуществляет пользование водным объектом р. Черная с целью сброса ливневых сточных вод при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт совершения Учреждением правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия оформленного надлежащим образом водопользования в силу чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом Управления в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание, в том числе, фактические обстоятельства дела, объект посягательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, условий, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ не имеется.
Помимо изложенного, вопреки позиции Учреждения, при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Апелляционным судом установлено, что постановлением Управления от 31.07.2020 N 14-65/2020 о назначении административного наказания ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. Указанное постановления оспаривалось заявителем в арбитражном суде в рамках дела N А56-66833/2020. Судами первой и апелляционной инстанциями в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 ноября 2020 года по делу N А56-58361/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.