г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2021 г. N Ф09-2850/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А50-21209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии представителя Прокуратуры Свердловского района г. Перми, Прокуратура Пермского края Корякиной В.Г., удостоверение, доверенность от 03.11.2020;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное управление N 3 Сатурн-Р"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 ноября 2020 года по делу N А50-21209/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное управление N 3 Сатурн-Р" (ОГРН 1055900211311, ИНН 5902824397)
к Прокуратуре Свердловского района г. Перми
третьи лица: Прокуратура Пермского края, Администрация города Перми, Лунина Татьяна Владимировна, Токарева Светлана Федоровна, Гусев Виктор Васильевич, Гусева Светлана Шахабитдиновна, Савицкая Светлана Анатольевна,
об оспаривании представления об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное управление N 3 Сатурн-Р" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Прокуратуре Свердловского района г. Перми о признании недействительным представления N 2-21-204-2020 от 31 июля 2020 года об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27 ноября 2020 года в удовлетворении требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что заявитель не является управляющей организацией, а лишь является собственником части объекта недвижимости нежилого здания наравне с другими сособственниками.
Представитель Прокуратуры Свердловской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Администрация города Перми с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От администрации города Перми поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 27.07.2019 и.о. заместителя прокурора Свердловского района г. Перми Бобылевым Р.В. вынесено решение о проведении проверки в отношении общества, а также требование об обеспечении явки его представителя для проведения совместной проверки и доступа во все помещения здания по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 41. Целью проверки являлась проверка соблюдения жилищно-коммунального законодательства, основанием для проведения проверки - анализ состояния законности, поручение прокуратуры Пермского края. Срок проведения проверки установлен с 28.07.2020 по 26.07.2020.
28.07.2020 прокуратурой Свердловского района г. Перми совместно с ООО "Пермская сетевая компания", администрацией Свердловского района г. Перми, ДЖКХ, ООО "СМУ N 3 Сатурн-Р" проведена выездная проверка в здании по адресу: ул. Чернышевского, 41, г. Пермь, в ходе которой установлено следующее:
- при обследовании бойлерной: узел управления не прошел подготовку к отопительному сезону, не проведены гидравлические испытания, отсутствует покраска, не произведена ревизия запорной арматуры, отсутствует схема ИТП, температурный график, узел учета тепловой энергии;
- на чердачном помещении здания на внутренней сети, соединяющие "жилые" и нежилые помещения обнаружены 8 видимых разрывов системы отопления. На момент проверки ремонтные работы не ведутся;
- при осмотре нежилых помещений обнаружены целостность системы отопления. В нежилых помещениях радиаторы врезаны в систему отопления.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.07.2020.
31.07.2020 заявителю выдано представление об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства N 2-21-204-2020, содержащее следующие требования:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; принять меры к устранению нарушений, препятствующие нормальной подготовке здания по ул. Чернышевского, 41, г. Пермь к отопительному сезону не позднее 01.09.2020 и обеспечения начала теплоснабжения здания с указанной даты. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру Свердловского района г. Перми.
2. Решить вопрос о привлечении должностных лиц ООО "СМУ N 3 Сатурн-Р", допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению выявленных нарушений закона сообщить в прокуратуру района не позднее одного месяца со дня внесения настоящего представления.
Полагая, что вышеуказанное представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
При рассмотрении спора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует требованиям законодательства и не нарушает никаких прав и законных интересов заявителя, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Предметом надзора в силу части 1 статьи 21 Закона о прокуратуре является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Из материалов дела установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 6, статьи 22 Закона о прокуратуре Прокуратурой района в рамках мониторинга исполнения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, на основании информации администрации Свердловского района г. Перми о том, что в здании, расположенном по адресу: ул. Чернышевского, 41, г. Пермь, проживает 27 человек (9 семей), но оно не включено в график подготовки к отопительному сезону 2020-2021 гг. жилищного фонда, утвержденный администрацией Свердловского района г. Перми, в адрес заявителя направлено требование от 28.07.2020 N 2-18-20 о предоставлении информации относительно подготовки спорного здания к отопительному периоду 2020-2021 гг.
Поскольку в ходе рабочей группы представителем ресурсоснабжающей организации сообщено об отсутствии доступа к осмотру системы отопления здания по адресу: ул. Чернышевского, 41, г. Пермь, на рабочей группе принято решение о проведении выездной проверки по адресу: ул. Чернышевского, 41, г. Пермь на предмет соблюдения действующего жилищно-коммунального законодательства, в части подготовки объекта к отопительному периоду 2020/2021 гг.
Прокуратурой Свердловского района г. Перми совместно с ООО "Пермская сетевая компания", администрацией Свердловского района г.Перми, ДЖКХ, ООО "СМУ N 3 Сатурн-Р" проведена выездная проверка в здании по адресу: ул. Чернышевского, 41, г. Пермь, в ходе которой выявлены нарушения, зафиксированные в акте проверки от 28.07.2020.
31.07.2020 заявителю выдано представление об устранении нарушений жилищно-коммунального законодательства N 2-21-204-2020, в соответствии с которым обществу необходимо принять меры к устранению нарушений, препятствующих нормальной подготовке здания по ул. Чернышевского, 41, г.Пермь к отопительному сезону не позднее 01.09.2020 и обеспечения начала теплоснабжения здания с указанной даты.
В данном случае основанием для вынесения заявителю оспариваемого представления явились выводы прокуратуры о том, что нарушаются жилищные права граждан, проживающих в здании Чернышевского, 41, г. Пермь, поскольку ненадлежащее исполнение обществом возложенных на него обязанностей может привести к срыву начала отопительного сезона в спорном здании, а также явиться основанием для причинения вреда жизни и здоровью граждан проживающих в этом здании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель не является управляющей организацией, а лишь является собственником части объекта недвижимости нежилого здания наравне с другими сособственниками, подлежат отклонению как необоснованные.
Из материалов дела установлено, что общество на основании договора купли-продажи от 12.12.2014 является собственником недвижимого имущества, а именно 2-этажного здания казармы с кадастровым номером 59:01:0000000:52281, общей площадью 1937,70 кв.м (лит. О, о, ol), расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, на территории войсковой части N 74085, с назначением - нежилое (г. Пермь, ул. Чернышевского, 41).
Вступившими в законную силу решениями Свердловского районного суда г. Перми от 12.10.2017 по делу N 2-2201/2017, от 09.10.2017 по делу N 2-2467/2017, от 30.07.2017 по делу N 2-2578/2017, за гражданами, проживающими по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 41, признаны права пользования жилыми помещениями на условиях социального найма.
Вступившими в законную силу решениями Свердловского районного суда г. Перми от 13 декабря 2017 года по делу N 2-2788/2017, от 13.12.2017 по делу N 2-2569/2017, от 31.01.2019 по делу N 2-453/2019, от 16.01.2020 по делу N 2-4527/2019, за гражданами, проживающими по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 41, признаны права собственности путем приватизации.
Из решения Свердловского районного суда г. Перми от 19.07.2020 по делу N 2-2559/2020 следует, что спорное здание представляет собой общежитие, о чем говорит наличие совокупности квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования (душевые кабины, ванные комнаты, туалеты, чердак).
В силу статьи 94 ЖК РФ общежитие представляет собой разновидность жилого многоквартирного дома.
В связи с этим,в целях восстановления законности, соблюдения жилищных прав граждан на безопасные условия проживания, предупреждения негативных последствий, связанных с разрушением здания, возможно применение основных законоположений жилищного законодательства к содержанию и обслуживанию многоквартирных жилых домов.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку общество является собственником спорного здания казармы, вне зависимости от прав третьих лиц, оно обязано должным образом выполнять обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, должно нести бремя по его содержанию.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Главой 4 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103 (далее - Правила N 103) установлены требования по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии.
Порядок и требования технической эксплуатации тепловых энергоустановок: паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений, систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения установлены "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
На основании пункта 9.1.59 Правил N 115 испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом. При этом опробование работы систем отопления производится после получения положительных результатов испытаний систем на плотность и прочность (пункт 9.1.60 Правил N 115), а подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается (пункт 9.2.10 Правил N 115).
В силу пункта 11.1 Правил N 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб; промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления; испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами; разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.
Проверкой установлено бездействие общества по восстановлению целостности системы отопления, подготовки системы теплоснабжения здания, где проживают граждане, к эксплуатации в осенне-зимнем периоде. Обществом, как собственником, не принято мер к надлежащему содержанию имущества, благоприятные и безопасные условия проживания граждан не обеспечены.
Доводы заявителя о том, что прокурором в представлении не верно применены нормы жилищного законодательства: статьи 3, 7 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2013 N 290, Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, п.п. 2, 8, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, являются несостоятельными.
Решением Свердловского районного суда делу N 2-2559/2020 от 19.06.2020 по иску прокуратуры Пермского края на ООО "СМУ N 3 Сатурн-Р" возложена обязанность: устранить нарушения:
- пп. 5.3.2, 5.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - постановление Госстроя РФ), подп. "д" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), в части приведения в нормативное состояния бойлера здания казармы, лит. О, о, ol, общей площадью 1 937,7 кв.м., кадастровый номер 59:01:0000000:52281, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
п. 4.2.1.14 постановления Госстроя РФ; подп. "б" п. 10 Правил N 491; п. 3 Правила N 290, в части устранения наличия трещин на торцевой стене объекта, в ванной комнате, жилой части объекта, а также деформаций кирпичной кладки на торцевой стене расположенной в "жилой" части здания казармы, лит. О, о, ol, общей площадью 1 937,7 кв.м., кадастровый номер 59:01:0000000:52281, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
п. 4.2.1.14 постановления Госстроя РФ, в части организации наблюдения за трещинами, расположенными в "жилой" части здания казармы, лит. О, о, ol, общей площадью 1 937,7 кв.м., кадастровый номер 59:01:0000000:52281, в данной части требование с учетом положений ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ обратить к немедленному исполнению;
пп. 4.6.1, 4.6.1.2 постановления Госстроя РФ; подп. "б" п. 10 Правил N 491; п. 7 Правил N 290, в части устранения трещин в стропильной системе крыши здания казармы, лит. О, о, ol, общей площадью 1 937,7 кв.м., кадастровый номер 59:01:0000000:52281, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу.
При этом судом правомерно отмечено, что заявитель не лишен возможности обратиться в суд с самостоятельным требованием к другим собственникам здания о возмещении произведенных им расходов по восстановлению системы теплоснабжения при наличии необходимых доказательств, подтверждающих обоснованность такого требования и его размер.
На основании изложенного представление N 2-21-204-2020 от 30.07.2020 основано на нормах действующего законодательства и внесено уполномоченному юридическому лицу.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда по существу спора, а сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 ноября 2020 года по делу N А50-21209/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-Монтажное управление N 3 Сатурн-Р" (ОГРН 1055900211311, ИНН 5902824397) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 09.12.2020 N5047.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21209/2020
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 3 САТУРН-Р"
Ответчик: Прокуратура Свердловского района г. Перми
Третье лицо: Администрация г. Перми, Гусев Виктор Васильевич, Гусева Светлана Шахабитдиновна, Лунина Татьяна Владимировна, ПРОКУРАТУРА ПК, Савицкая Светлана Анатольевна, Токарева Светлана Федоровна