г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-3817/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А26-1597/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-34481/2020, 13АП-34482/2020) общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" и общества с ограниченной ответственностью "Лаукас"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2020 по делу N А26-1597/2020,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" к обществу с ограниченной ответственностью "Лаукас"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - Общество, ООО "Автоспецтранс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лаукас" (далее -ООО "Лаукас") о взыскании 29 068,39 руб. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту осуществления деятельности: Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Лесопильная, 2 (магазин), за период с марта по июнь 2019 года, 16 291,79 руб. пеней за период с 10.11.2018 по 12.12.2019 и по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 19.10.2020 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 8 404,89 руб. долга и 11 158,46 руб. пеней, пени до фактической оплаты долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на отсутствие между сторонами договорных отношений, также на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт оказания услуг.
Обращает внимание, что по адресу ответчика отсутствует контейнерная площадка, а большая часть ТКО сдается ответчиком на переработку.
Считает, что суд необоснованно отказал в привлечении к участию в деле третьих лиц, оставил без внимания представленный контррасчет.
Также апелляционная жалоба подана представителем истца, в которой последний просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает, что суд при вынесении решения вышел за пределы исковых требований, заявленных истцом и самостоятельно применил к правоотношениям существующим между истцом и ответчиком с 01.05.2018, положения дополнительного соглашения N 1 к договору N 2030-АСТ от 12.03.2019, не подписанного ответчиком.
О данном факте истец сообщал в своем ходатайстве от 15.10.2020 и обращал внимание суда на факт неподписания дополнительного соглашения и правильность ведения расчетов по учету оказанных услуг ответчику по вывозу ТКО по нормативу, так как для учета вывезенных ТКО по факту, то есть исходя из объема и количества контейнеров, необходимо наличие у ответчика собственных контейнеров.
Транспортирование ТКО в соответствии с договором N 2030-АСТ осуществлялось непосредственно с места накопления ТКО-контейнера, расположенного по адресу : г.Петрозаводск, ул. Лесопильная д.2,д.З рядом с магазином ответчика.
Данный факт подтверждается письмом администрации г.Петрозаводска от 14.09.2020 исх.N 3.1.1-08-2642-УТХ-И. в котором сообщается, что контейнер убран оператором ООО "АктивПро" в январе 2020 года по причине отсутствия оборудованной контейнерной площадки, то есть контейнер установлен оператором и транспортирование ТКО осуществлялось в соответствии с заключенным договором N 06-19/223, имеющимся в материалах дела.
Таким образом, за спорный период с 01.03.2019-30.06.2019 начисления осуществлялись по нормативу накопления ТКО, учитывая, что ответчиком не подписано дополнительное соглашение от 12.03.2019.
Таким образом, исковые требования в соответствии с произведенными расчетами по нормативу выполнены верно, в соответствии с пунктом 15 договора.
Подписанные акты оказанных услуг между Региональным оператором и оператором по транспортированию являются относимыми доказательствами и подтверждают факт оказания ответчику коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательства того, что ООО "Автоспецтранс" в спорный период не осуществляло деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Разделом VI Договора N 002-942 установлен порядок фиксации нарушений обязательств оп договору.
Согласно пункту 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Доказательств невыполнения Региональным оператором своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего ему акта, а также в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчик в материалы дела не представил.
Представители сторон, извещенные судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд не находит оснований для их удовлетворения и отмены судебного акта.
Исковое заявление ООО "Автоспецтранс" мотивировано тем, что на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством ЖКХ по результатам конкурса, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также ТКО) утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29.
Твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ),
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
19.02.2018 ООО "Автоспецтранс" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 указанного закона региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156 (далее типовой договор).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
Пунктами 8(8), 8(10) Правил предусмотрено, что заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Истец направил в адрес Общества договор N 002-2030 АСТ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2019 N 1, согласно которому определен объем ТКО в год - 57,20 куб. м, периодичность вывоза - 1 раз в неделю, 1 контейнер объемом 1,1 куб. м. (т.1, л.д.33-36).
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: - 35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата вносится до истечения текущего месяца; - оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно подпункту "в" пункта 13 договора потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В пункте 15 стороны установили порядок производства учета объема и/или массы ТКО.
По утверждению истца, ООО "Автоспецтранс" в период с 01.03.2019 по 30.06.2019 оказывало ответчику услуги по вывозу ТКО в объеме, указанном в договоре, выставив к оплате счета и счета-фактуры (том 1 листы дела 112-125) на сумму 29 068,39 руб., рассчитанную по утверждённым для Общества тарифам.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части указав, что с таким объемом услуг и стоимостью согласиться нельзя, учитывая условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 002-2030 АСТ в редакции дополнительного соглашения N 1 от 12.03.2019.
По расчету суда объем оказанных услуг по вывозу ТКО и стоимость за период с марта 2019 года по июнь 2019 года будет составлять:
Стоимость услуги: март 2019 года: 1,1х1х4 =4,4 куб. м
455,96 руб. х 4,4 =2 006, 22 руб.
Стоимость услуги за апрель, май, июнь: 447,46 руб. х 1.1 х 13 =6398,67 руб.
Итого: 2 006, 22 руб. +6398,67 руб.=8 404, 89 руб.
В обоснование факта оказания услуг Общество представило в материалы дела акты выполненных работ, составленные им с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, а также выставленные Компании счета на оплату услуг.
В приложении к договору в редакции дополнительного соглашения от 12.03.2019 указан объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов; объем принимаемых ТКО в год/м3; место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов; указана периодичность вывоза ТКО.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции обоснованно к расчетам применены условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 002-2030 АСТ в редакции дополнительного соглашения N1 от 12.03.2019, заключенного в таком же порядке как и сам договор на условиях полученной ответчиком оферты.
Перерасчет суммы иска произведен обоснованно.
Доводы ответчика подлежат отклонению.
Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. Неисполнение ответчиком указанной обязанности не освобождает его от обязанности по оплате оказанных региональным оператором услуг.
Оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил.
ООО "Лаукас" в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявляло о выявленных нарушениях в работе регионального оператора.
Довод ответчика об отсутствии контейнера вблизи дома N 2 по ул.Лесопильной в г.Петрозаводске опровергается письмом Администрации Петрозаводского городского округа от 14.09.2020 N 3.1.1-08-2642-ВГХ-И, согласно которому, в соответствии с Реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов вблизи индивидуальных жилых домов N 2 и N 3 по ул.Лесопильной в г.Петрозаводске установлен контейнер, который убран в январе 2020 года ООО "АктивПро", осуществляющим вывоз отходов в районе Соломенное (том 2, л.д.30).
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. При этом согласно пояснениям истца, не опровергнутым ответчиком, перечень мест приема и передачи ТКО по договору не является исчерпывающим, в связи с чем отсутствие указания места накопления ТКО в договоре не является основанием для неоказания услуг ответчику.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательства по оплате услуг, истец имеет право на взыскание неустойки.
Также являются верными выводы суда об отсутствии оснований для привлечения к участию в деле третьих лиц.
Доводы жалоб не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.10.2020 по делу N А26-1597/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1597/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ООО "ЛАУКАС"