г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июня 2021 г. N 6108/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
07 февраля 2021 г. |
Дело N А56-14076/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Смирнов И.С. (по доверенности от 11.01.2021),
от третьего лица: представитель Миронов Ю.А. (по доверенности от 07.10.2019),
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18052/2020)
Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район
Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области от 01.06.2020 по делу А56-14076/2020, принятое по иску
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и
Ленинградской области (191186, город Санкт-Петербург, улица Гороховая, 2/6, лит. А, ОГРН: 1097847130886, ИНН: 7838426520)
к Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный
район Ленинградской области" (187780, Ленинградская область, Подпорожский район, город Подпорожье, проспект Ленина, 3, ОГРН: 1054700399192, ИНН: 4711007000);
третье лицо: акционерное общество "Почта России"
об обязании передать нежилое помещение в федеральную собственность из
муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Ответчик, Администрация) об обязании передать в федеральную собственность из муниципальной собственности нежилое помещение, с кадастровым номером 47:05:0103009:3126, расположенное по адресу: 187780, Ленинградская область, Подпорожье, Комсомольская ул., д. 2а, пом. 1Н.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Почта России" (далее - Почта, Третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что спорное помещение предоставлено ФГУП "Почта России" в безвозмездное пользование на неопределенный срок в целях исполнения органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных п.п. 10 п.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, однако в случае освобождения АО "Почта Росси" спорного нежилого помещения, оно может быть предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, в аренду иным лицам, обеспечивая неналоговые поступления в бюджет Подпорожского городского поселения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в отзыве на апелляционную жалобу против удовлетворения апелляционной жалобы возражало.
Представитель Почты возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, представил в суд письменные пояснения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей Администрации и Почты, апелляционный суд установил следующее.
Между Администрацией (ссудодателем) и Управлением федеральной почтовой связи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области ФГУП "Почта России" (ссудополучателем) 26.04.2007 заключен договор безвозмездного пользования (далее - Договор) объектом нежилого фонда - нежилого помещения общей площадью 50,4 кв.м, расположенное в здании по адресу: Ленинградская область, г. Подпорожье, Комсомольская ул., д. 2а (далее - Помещение), в целях размещения отделения почтовой связи.
Согласно Кадастровому паспорту от 22.08.2012 Помещение расположено на первом этаже в многоквартирном доме и имеет номер 1Н.
Как следует из выписки из ЕГРН от 29.10.2019, в отношении Помещения 15.12.2013 зарегистрировано право собственности муниципального образования "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области"; 04.04.2014 Помещению присвоен кадастровый номер 47:05:0103009:3126.
В марте 2019 года Управление федеральной почтовой связи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области ФГУП "Почта России" обратилось к Главе Администрации с просьбой передать Помещение, используемое Почтой, в федеральную собственность.
Письмом от 24.04.2019 Администрация сообщила о принятом Советом депутатов МО "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" решении от 23.04.2019 об отказе в отчуждении Помещения в федеральную собственность.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") 01.10.2019 преобразовано в акционерное общество "Почта России".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования Управления, указав на то, что Почта фактически длительное время использует спорное помещение в целях обеспечения услугами связи населения.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Порядок передачи имущества из муниципальной собствепнности в федеральную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N122-ФЗ).
В соответствии с положениями указанной нормы находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом, в в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
В соответствии со ст. 24 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, к которым в силу ст. 2 указанного закона относятся, в том числе, нежилые помещения, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
Указанные правила не применяются к имущественным отношениям, возникающим в ходе процедуры реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежат Российской Федерации,.
Согласно пункту 10 статьи 20 Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, не включенные в передаточный акт при формировании уставного капитала Общества в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, передаются Обществу в безвозмездное пользование на период до их внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества с правом Общества на использование такого имущества, в том числе для сдачи его в аренду на период до дня оформления права; объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании Предприятия и не переданные Обществу в соответствии с настоящим Федеральным законом, поступают в собственность Российской Федерации.
В силу положений пункта "и" части 1 статьи 71 Конституции РФ вопросы связи, в том числе почтовой, находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О почтовой связи" регулирование деятельности в области почтовой связи и управление такой деятельностью осуществляются федеральными органами исполнительной власти в области связи.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
В данном случае спорное помещение с 26.04.2007 и по настоящее время используется организацией почтовой связи для оказания услуг почтовой связи.
Как указывает Администрация, Помещение предоставлено ФГУП "Почта России" в безвозмездное пользование на неопределенный срок в целях исполнения органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных п.п. 10 п.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, однако в случае освобождения АО "Почта Росси" спорного нежилого помещения, оно может быть предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства, в аренду иным лицам, обеспечивая неналоговые поступления в бюджет Подпорожского городского поселения
Указанные доводы Администрации носят предположительный характер и не подтверждены конкретными обстоятельствами, в связи с чем, не могут являться препятствием для передачи в федеральную собственность спорного помещения, используемого отделением АО "Почта Росси".
Доказательства фактической заинтересованности муниципального образования в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения, в том числе для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, суду не представлены.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2020 по делу N А56-14076/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14076/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ПОДПОРОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: АО "ПОЧТА РОССИИ"