город Чита |
|
7 февраля 2024 г. |
Дело N А10-1631/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей: Мациборы А.Е., Горбатковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.., с участием посредством ВКС представителя истца Доброхотовой А.А., доверенность от 08.01.2024, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2023 года по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) к обществу с ограниченной ответственностью "Здоровье" (ОГРН 1120327013850, ИНН 0326508270) о взыскании задолженности за услуги по обращению с ТКО в период с февраля 2021 - январь 2022 гг. в размере 334 283,78 руб., неустойки за просрочку платежа за период с 11.03.2021 г. - 28.02.2023 гг. в размере 70 509,88 руб. с последующим начислением,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ОГРН: 1050302689810, ИНН: 0326026773), индивидуальный предприниматель Тонконогов Денис Сергеевич (ОГРНИП 308032606700111, ИНН 032617442259).
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с вышеуказанным иском мотивируя тем, что оказывал ответчику услуги по вывозу ТКО (медицинских отходов класса А) в период с февраля 2021 года по январь 2022 года. Стоимость услуг составила 334 283,78 руб., которая рассчитана с применением нормативных показателей (общая площадь помещений и норматив накопления ТКО для поликлиник, фармацевтических организаций, стоматологических кабинетов 0,49 куб.м), также предъявлена ко взысканию неустойка в размере 70 509,88 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия 30 октября 2023 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой указывает на то, что является специализированной организацией по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в спорный период осуществлял их сбор, транспортировку и размещение, в то время как действующее законодательство презюмирует, что в ходе деятельности ответчика образуется ТКО, подлежащее вывозу и утилизации истцом. Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Апеллянт ссылается на то, что эпидемиологически безопасные медицинские отходы класса "А" по своему составу являются твердыми коммунальными отходами, в связи с чем, право на обращение с такими отходами в силу действующего законодательства возникает только у регионального оператора. Заявитель жалобы полагает, что сам по себе факт оказания третьим лицом услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А", который по его мнению не доказан, не опровергает оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и исследования судом первой инстанции, им была дана соответствующая оценка, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, с учетом письменных пояснений.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в пределах, изложенных в ней доводов (абз.3 п. 27 Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Экоальянс" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.
05.08.2019 между ООО "Экоальянс" (региональный оператор) и ООО "Здоровье" (потребитель) подписан договор N 330130000277 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно условиям которого, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении N 1 к договору, обеспечивать их сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать оказанные услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 1.1 договора). Договором определен объем, место сбора, периодичность вывоза и другие условия по вывозу ТКО. Договор заключен на один календарный год с условием о ежегодной пролонгации, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении (пункты 8.1 и 8.2 договора).
В уведомлении от 21.10.2020 N 12 ООО "Здоровье" обратилось к ООО "Экоальянс" с предложением расторгнуть договор с 01.11.2020 г. Согласно входящему штемпелю на уведомлении региональный оператор получил документ 27.10.2020. Ответ на уведомление от регионального оператора не поступил.
На период 2021-2022 годы ответчик заключил договоры оказания услуг N 50/2021 от 01.01.2021 г. и N 144/2022 от 01.01.2022 с ИП Тонконоговым Д.С., по условиям указанных договоров заказчик обязуется передать, а исполнитель принять без перехода права собственности, в том числе, медицинские отходы класса "А" (пункты 1.2, 1.3 договоров).
Согласно пункта 2.1.5 договоров заказчик обязан по окончании оказания услуг подписать акт об оказании услуг в течение пяти рабочих дней либо предоставить мотивированный отказ от приемки услуг.
В подтверждение оказания услуг ИП Тонконоговым Д.С. и принятия их ответчиком, последним предоставлены подписанные с двух сторон акты об оказании услуг за спорный период, справки о выдаче отходов водителям ИП Тонконогова Д.С., счета-фактуры, счета на оплату.
Судом первой инстанции также установлено, что ИП Тонконогов Д.С. обладает необходимой лицензией в сфере осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Для размещения и захоронения отходов ИП Тонконоговым Д.С. заключены договоры на оказание услуг по захоронению отходов от 22.10.2022 с АО "Республиканский мусороперерабатывающий завод" и от 01.01.2020 с ИП Калашниковым Н.Д.
Отказывая в иске, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Закона N 89-ФЗ и Закона N 323-ФЗ, исходил из установления факта расторжения заключенного ранее между истцом и ответчиком договора N 330130000277 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 05.08.2019, наличия заключенных ответчиком с третьим лицом на спорный период договоров по приему медицинских отходов класса А, доказательств исполнения названных договоров и отсутствия доказательств оказания услуг истцом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89), Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Постановление Правительства РФ N 1156), иными нормативно-правовыми актами определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Пункт 4 статьи 24.7 ФЗ N 89 обязывает собственников твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пункт 1 статьи 24.7 ФЗ N 89 устанавливает, что договор является публичным и согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона должен соответствовать условиям типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1156.
В соответствии с пунктом 8(17) Постановления Правительства РФ N 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Оборот медицинских отходов урегулирован СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарные правила и нормы.Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Организация обращения с медицинскими отходами, согласно абз. 2-5 п. 157 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, должна осуществляться с соблюдением Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
К отходам класса "А" относятся отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс "А"), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из указанного следует, что оборот медицинских отходов класса "А" в санитарно-эпидемиологическом отношении урегулирован.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Из диспозиции ч. 1, 2 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ следует, что отходы медицинского учреждения являются медицинскими и подлежат утилизации в соответствии с требованиями действующих норм СанПиН. Других видов отходов, которые могли бы вывозить без соблюдения указанных правил, у медицинского учреждения быть не может.
В этой связи любые отходы, образующиеся в процессе осуществления заявленных обществом видов медицинской деятельности, являются медицинскими отходами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями и необходимостью соблюдения обязательных требований СанПиН установленных в данной сфере.
Положениями Санитарных правил (в частности, пункты 16, 170, 171, 193, 200, 201, 203, 204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21) установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования, оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров, порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой.
При этом, как в приведенных пунктах, так и в иных пунктах СанПиН 2.1.3684-21, касающихся обращения с медицинскими отходами в целом и непосредственно с медицинскими отходами класса "А", не имеется отсылок к нормам законодательства, регулирующего обращение с ТКО, в отличие от положений, определяющих, например, правила обращения с отходами производства (пункт 218 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО.
В пункте 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем, действие Закона N 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А" не распространяется.
Таким образом, собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги. Реализуя соответствующие правомочия, ответчик вправе был заключить в соответствии с требованиями норм действующего законодательства договор по обращению с медицинскими отходами с третьим лицом.
В рамках настоящего дела суд первой инстанции установил, что на период 2021-2022 годы ответчик заключил договоры оказания услуг по вывозу медицинских отходов N 50/2021 от 01.01.2021 г. и N 144/2022 от 01.01.2022 с ИП Тонконоговым Д.С., услуга оказана и принята, разногласий по исполнению договора между ответчиком и третьим лицом не имеется.
Истцом не опровергнуты, представленные ответчиком доказательства, изложенные выше(часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки мнению истца, сам по себе факт наличия у него статуса регионального оператора не освобождает последнего от представления доказательств фактического оказания услуг по обращению с ТКО, отчеты системы ГЛОНАСС не подтверждают фактическое оказание услуг на заявленную в иске сумму, поскольку из содержания отчетов системы ГЛОНАСС возможно установить нахождение транспортного средства на определенном маршруте, однако само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует об оказании региональным оператором спорных услуг, в том числе транспортирование ТКО с объекта отходов, их объем и обработку, обезвреживание и захоронение. Акты оказанных услуг с указанием объема фактически вывезенного с объекта ответчика ТКО между сторонами не оформлялись.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами не подтверждается исполнение региональным оператором услуг по вывозу с объекта ответчика медицинских отходов категории "А", связи с чем соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2023 года по делу N А10-1631/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
А.Е.Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1631/2023
Истец: ООО ЭКОАЛЬЯНС
Ответчик: ООО Здоровье
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ, Тонконогов Денис Сергеевич