г. Москва |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А40-102768/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-102768/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
третье лицо - ЗАО "ИНВЕСТ ПЛЮС"
о признании незаконным решения, изложенное в письме 19.03.2020 г. N 77-0-1-71/3147/2019-2869
при участии:
от заявителя: |
Савинов А.С. по доверенности от 08.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр) о признании незаконным решения, изложенного в письме 19.03.2020 г. N 77-0-1-71/3147/2019-2869 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005017:1093, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 61, стр. 2; об обязании снять с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005017:1093, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 61, стр. 2.
Решением от 30.09.2020 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил, признав их обоснованными и документально подтвержденными.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Полагает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы права, что повлекло принятие необоснованного и незаконного решения.
Представитель Управления, третьего лица в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Представитель Департамента поддержал решение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Из фактических обстоятельств дела следует, что Департаментом городского имущества города Москвы проводились мероприятия по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером 77:03:0005017:1093, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 61, стр. 2.
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005017:1093, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 61, стр. 2, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) права не зарегистрированы.
Согласно справке ГБУ МосгорБТИ о сносе строения от 09.12.2019 N Б/Н, подтверждается осуществление сноса Объекта до 04.08.2018.
Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, выступает Департамент в силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы".
Таким образом наличие в ЕГРН записи о кадастровом учете объекта, недвижимости, отсутствующего на местности нарушает права города Москвы, в том числе, как собственника земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005017:13, на котором был расположен спорный объект недвижимости.
В целях исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о несуществующем объекте, снятия Объекта с государственного кадастрового учета ГБУ МосгорБТИ в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве направлялись соответствующие заявления с приложением акта обследования.
По результатам рассмотрения указанных заявлений ГБУ МосгорБТИ получены Уведомление о приостановлении снятия с кадастрового учета от 19.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2869, решение об отказе от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2869 в снятии с учета Объекта.
Причинами ошибочного решения Управления Росреестра по Москве об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005017:1093, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 61, стр. 2, как указано в Уведомлении от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2869, является то, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо и не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры сноса вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (в том числе соответствующие уведомления, проектная документация).
Не согласившись с действиями ответчика, заявитель обратился с заявлением в суд, ссылаясь на необоснованность и несоответствие действующему законодательству решения ответчика, нарушающему права и законные интересы заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд, вопреки доводам жалобы считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора применены, подлежащие применению нормы права и, сделаны обоснованные выводы о наличии совокупности условий для удовлетворения требований, заявленных в порядке гл. 24 АПК РФ, исходя из следующего.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п. 3 ст. 1 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В целях осуществления снятия Объекта с государственного кадастрового учета заявителем в адрес Управления Росреестра по Москвы было направлено соответствующее заявление от 12.12.2019 N 77-0-1-71/3147/2019-2869 с приложением акта обследования, подтверждающего прекращение существование объекта недвижимости от 09.12.2019 N б/н, однако по результатам рассмотрения указанного заявления ГБУ МосгорБТИ получено Уведомление об отказе осуществления снятия с государственного кадастрового учета Объекта от 19.03.2020 N 77-0-1-71/3147/2019-2869.
Одной из причин принятия государственным регистратором решения об отказе, согласно уведомлению, послужило обращение с заявлением о снятии Объекта с государственного кадастрового учета ненадлежащего лица.
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства может обратиться собственник такого объекта. Однако сведения о зарегистрированных правах на Объект в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Также причиной принятия государственным регистратором решения о приостановлении послужило отсутствие в составе приложений к акту обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели или уничтожении Объекта.
В состав вышеуказанного заявления ГБУ МосгорБТИ были включены следующие документы: справка ГБУ МосгорБТИ о сносе строения от 09.12.2019 N Б/Н, подтверждающая осуществление сноса Объекта до 04.08.2018; выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы от 18.10.2019 N 00-149523 (000).
Однако, вышеуказанные документы не были учтены государственным регистратором при принятии им соответствующего решения.
В отношении здания с кадастровым номером 77:03:0005017:1093, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 61, стр. 2, в ЕГРН отсутствуют сведения о правах на объект.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", полномочия собственника указанного объекта осуществляет город Москва в лице Департамента.
В силу ст. 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 4 ст. 225 ГК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП Департамент уполномочен на проведение мероприятий в отношении бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ в случае, если в ЕГРН в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В этой связи, принимая во внимание положения ст. 225 ГК РФ и п. 10 ст. 69, ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета прекратившего свое существование в связи с гибелью (уничтожением) ранее учтенного здания (сооружения), обладавшего признаками бесхозяйной недвижимой вещи, вправе обратиться орган, уполномоченный на обращение с заявлением о постановке такого объекта недвижимости на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Данная информация была направлена в Департамент письмом Центрального аппарата Росреестра от 17.05.2019 N 14-06327/19.
По вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, предусмотрено, что акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Согласно п. п. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Требованиями к подготовке акта обследования п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования.
При этом, требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости. Более того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
В связи с изложенным, препятствий в осуществлении снятия объекта с кадастрового учета не усматривается.
Кроме того, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно-регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Кроме того, позиция Центрального аппарата Росреестра по вопросу необходимости включения в состав приложения акта обследования документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существование объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину их неиспользования в заключении.
Таким образом, документы о сносе (демонтаже) объекта недвижимости не являются обязательными Приложениями к акту обследования.
При этом согласно п. 5 ст. 21 Закон о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.
Таким образом, Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в снятии с государственного кадастрового учета отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства спора и нормы права, его регулирующие, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно указал на незаконность оспоренного решения и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Оценив, в совокупности представленные в дело доказательства, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о недоказанности ответчиком законности принятого решения и, о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2020 по делу N А40-102768/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102768/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ