город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-5016/21 настоящее постановление отменено
|
09 февраля 2021 г. |
дело N А32-43043/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимова О.Ю.
судей С.В. Пименов,С.С. Филимонова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.11.2020 по делу N А32-43043/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (ИНН 2301016713, ОГРН 1022300519108)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - ООО "Аспект") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СКУ Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2020 N 169/34-08 о привлечении ООО "Аспект" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением от 23.11.2020 суд удовлетворил заявленные требования, указав, что постановление принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, СКУ Ростехнадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что постановление от 21.09.2020 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку общество, эксплуатирующее опасный производственный объект, зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов N АЗО-08639-0001 от 22.04.2019, не представило до 1 апреля 2020 года сведения об организации производственного контроля за 2019 год.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 10 мин. 01.02.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, 06 июля 2020 года при проведении анализа поступивших от поднадзорных организаций сведений об организации производственного контроля, административным органом было установлено, что общество, эксплуатирующее опасный производственный объект "Отдельно стоящее приемно-отпускное устройство", зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов N А30-08639-0001 от 22.04.2019 не представило до 1 апреля соответствующего календарного года сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора в отношении ООО "Аспект" составлен протокол об административном правонарушении от 12.08.2020 N 169/34-08 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом СКУ Ростехнадзора вынесено постановление от 21.09.2020 N 169/34-08 о привлечении ООО "Аспект" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается нарушение обществом требований промышленной безопасности в части представления сведений об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за соответствующий календарный год.
ООО "Аспект" как организация, указанная в качестве эксплуатирующей организации в отношении ОПО "Отдельно стоящее приемно-отпускное устройство", зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов N А30-08639-0001 от 22.04.2019, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.1 КоАП РФ.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований, организация не приняла необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.1 КоАП РФ.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции указал, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности на опасном производственном объекте за 2019 год должны включать в себя план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий) 2019 год, а также сведения о выполнении плана за 2018 год. Указанные сведения подлежали представлению до 01.04.2019.
Суд указал, что таким образом, поскольку вмененное заявителю правонарушение является оконченным (совершенным) по истечении установленного законом срока - 01.04.2019, то, с учетом положений статьи 4.5 Кодекса, постановление о привлечении к административной ответственности должно быть вынесено не позднее 01.04.2020.
Вместе с тем, как указано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности, общество "Аспект", эксплуатирующее опасный производственный объект "Отдельно стоящее приемно-отпускное устройство", зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов N А30-08639-0001 от 22.04.2019 не представило до 1 апреля соответствующего календарного года сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что общество привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений о выполнении плана за 2018 год и о плане мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за соответствующий (текущий) 2019 год, противоречат материалам дела об административном правонарушении и положениям закона.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила N 263).
В силу пунктов 14.1 и 15 Правил N 263 сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. В состав указанных сведений включается как план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, так и сведения о выполнении плана за предыдущий год.
В протоколе об административном правонарушении и в постановлении не указано, что общество привлекается к ответственности в связи с непредставлением сведений на текущий 2019 год и сведений о выполнении плана на 2018 год.
В протоколе и в постановлении, которые составлены в 2020 году, указано, что обществом не представлены в срок до 01 апреля сведения за текущий, то есть за 2020 год (соответственно план на 2020 год и результаты выполнения плана на 2019 год).
Таким образом, установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за непредставление до 1 апреля сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на 2020 год, истекает 01.04.2021.
Соответственно, оспариваемое постановление от 21.09.2020 принято в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, составляющего один год со дня совершения правонарушения в сфере промышленной безопасности.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом повышенной опасности проступка, представляющего угрозу для жизни и здоровья людей, сохранность имущества.
Суд также учитывает, что общество не признает наличие вины в совершении вменяемого правонарушения.
Судом не установлено оснований для снижения размера штрафа, назначенного в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 200 000 рублей.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
В материалы дела не представлено финансовой и бухгалтерской документации (бухгалтерский баланс, бухгалтерская и налоговая отчетность), свидетельствующей о реальном материальном положении общества.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
При таких обстоятельствах, судом не установлены предусмотренные ст. 211 АПК РФ основания для удовлетворения заявления ООО "Аспект".
Решение суда от 23.11.2020 об удовлетворении заявленные по делу требований подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2020 по делу N А32-43043/2020 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Аспект".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43043/2020
Истец: ООО "АСПЕКТ"
Ответчик: Межрегиональный отдел по надзору в горнорудной промышленности и макшейдерским работам Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4437/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43043/20
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5016/2021
09.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21838/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-43043/20