г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 г. N Ф05-10579/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А40-123187/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТР"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 г. по делу N А40-123187/20
по заявлению ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТР"
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
третье лицо: ГБУ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ"
о признании незаконным действия (бездействия)
в присутствии:
от заявителя: |
Шопен С.И. по дов. от 01.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по дов. от 11.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТР" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление, регистрирующий орган) с участием третьего лица ГБУ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ" (далее, ГБУ, Учреждение) о признании незаконными действия (бездействия) Управления Росреестра по Москве, выразившиеся в направлении в ГБУ информации о сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 в целях определения его кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Закона о кадастровой оценке, внесении в ЕГРН и отказе исключить из ЕГРН сведения об экономических характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 - кадастровой стоимости в размере 657 470 830,53 рублей, внесенной в ЕГРН 30.05.2019 на основании Акта об определении кадастровой стоимости от 18.02.2019 N 02-1244/19- 1 (в редакции от 28.03.2019).
Решением суда от 13.11.2020 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Корпорация Центр" является собственником объекта нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001096:1023, общей площадью 2517 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, пер. Успенский, д. 3, стр. 4 (далее - Здание).
Письмом исх. N 53 от "07" мая 2020 г. ЗАО "Корпорация Центр" обратилось в Управление Росреестра но Москве с требованием исключить из ЕГРН сведения об экономических характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 - кадастровой стоимости в размере 657 470 830,53 рублей, внесенной в ЕГРН 30.05.2019 на основании Акта об определении кадастровой стоимости от 18.02.2019 N02-1244/19-1.
Требование мотивировано незаконностью внесенной в ЕГРН записи в виду отсутствия законных оснований для направления Управлением Росреестра но Москве в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" (далее - Учреждение) информации в целях определения кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке); отсутствия законных оснований для определения кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Закона о кадастровой оценке Учреждением, в связи с отсутствием сведений включенных в ЕГРН, которые повлекли изменение кадастровой стоимости Здания, что подтверждается письмом Учреждения от "27" апреля 2020 г. N 02-4076/20-1; отсутствия самого Акта об определении кадастровой стоимости от 18.02.2019 N 02-1244/19-1, на основании которого была внесена запись в ЕГРН.
Полагая решение Управления о внесении в ЕГРН записи неправомерным, Заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий регистрирующего органа.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018 г." кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 утверждена в размере 657 470 830,53 рублей.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) письмом от 08.02.2019 N 51-2084/2019 в адрес Бюджетного учреждения направлены сведения по состоянию на 07.02.2019 об объектах недвижимости, в отношении которых в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023.
Бюджетное учреждение определило кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 в размере 657 470 830,53 рублей и направило акт об определении кадастровой стоимости от 18.02.2019 N 02-1244/19-1 в Управление.
Расчет кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества осуществлялся с применением метода статистического (регрессионного) моделирования, который основан на построении статистической модели оценки. Под статистической моделью оценки понимается математическая формула, отображающая связь между зависимой переменной (кадастровая стоимость) и значениями независимых переменных (ценообразующие факторы объектов недвижимости).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ (в редакции до 31.07.2020) "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон об оценке) определение кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Суд учитывает, что в городе Москве полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования".
В силу п. 2 ст. 16 Закона об оценке орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Согласно сведениям 07.02.2019 были внесены изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 в части сведений о земельном участке, в пределах которого расположен указанный объект недвижимости.
На основании п. 2 ст. 16 Закона об оценке указанная информация была передана ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования". Об указанном факте Управление сообщило ЗАО "Корпорация Центр" в ответе от 06.03.2020 N 51-1194/2020 на поступившее обращение.
Как верно установил суд первой инстанции, направление подобных сведений в порядке межведомственного взаимодействия является обязанностью органа регистрации прав в силу ст. 16 Закона о кадастровой оценке, и по своей сущности не является каким-либо нарушением прав ЗАО "Корпорация Центр".
В соответствии со ст. 17 Закона об оценке внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости)
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона о недвижимости органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов).
На основании п. 1 ч. 5 ст. 8 Закона о недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав вносит соответствующие сведения в ЕГРН в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений).
Как исходит из фактических обстоятельств дела, 30.05.2019 в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (далее - Филиал) в порядке межведомственного взаимодействия поступила заявка N 77/301/19-8217 на внесение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании Акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости N 02-1244/19-1 (в редакции от 28.03.2019).
30.05.2019 Управлением указанные сведения были удостоверены в кадастре недвижимости ЕГРН. Таким образом, при поступлении сведений из ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" кадастровая стоимость в размере 657 470 830,53 рублей была внесена в соответствии с действующим законодательством.
12.05.2020 в Управление поступило обращение ЗАО "Корпорация Центр" по вопросу кадастровой стоимости объекта недвижимости. Указанное обращение было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), о чем имеется указание в письме Управления от 25.05.2020 N 51-4300/20.
Ответ на обращение нельзя квалифицировать как решение государственного органа, подлежащее оспариванию. Ответ на обращение носит информативный характер, не обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержат властно-распорядительных предписаний для лица, в отношении которого они вынесены, не порождают изменений в его правах и обязанностях, в связи с чем, они не могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд отмечает, что ответы на обращение не могут расцениваться как совершение каких-либо регистрационных действий либо действий по кадастровому учету.
Правовая позиция Управления подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Таким образом, Управлением был дан ответ на обращение заявителя от 25.05.2020 N 51-4300/20, что говорит об отсутствии отказа или бездействия со стороны Управления.
Статья 22 Закона об оценке регламентирует порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости. Согласно вышеуказанной норме результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае ее создания.
С учетом изложенного, действующее законодательство не наделяет Росреестр и его территориальные управления какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответственно, Управление не уполномочено рассматривать основания для принятия решений ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" об установлении кадастровой стоимости, а также вопросы, связанные с ее изменением.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав. Из указанной статьи следует, что приведенный в ней перечень способов защиты прав не является исчерпывающим. Однако не поименованные в нем способы должны быть прямо предусмотрены законом.
Исходя из указанного требования, заявитель фактически не согласен с размером кадастровой стоимости объекта недвижимости. Однако в силу главы 2 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) споры по результатам определения кадастровой стоимости относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации в Определениях от 14.02.2019 по делу N А40-196670/17 и от 15.02.2019 по делу N А40-222618/17 об отказе в передаче кассационных жалоб ОАО "Институт стекла" в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указал, что Закон N 135-ФЗ допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном статьей.
Исходя из ответа ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 фактически не изменялась.
В соответствии с письмом ГБУ "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" в адрес ЗАО "Корпорация Центр" от 27.04.2020 N 02- 4076/20-1, кадастровая стоимость объекта, определенная по состоянию на 01.01.2018, утверждена распоряжением Департамента городского имущества от 29.11.2018 N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2018" в размере 657 470 830,53 рублей.
Разъяснения определения стоимости были направлены в адрес ЗАО "Корпорация Центр" письмом от 06.04.2020 N 02-2897/20-1.
Кроме того, после получения сведений из Управления произвело расчет кадастровой стоимости и составило Акт об определении кадастровой стоимости от 18.02.2019 N 02-1244/19-1, при этом сведения об изменении характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0001096:1023 не повлекли за собой изменение кадастровой стоимости, которая была рассчитана так же в размере 657 470 830,53 рублей, как ранее была определена распоряжением ДГИ города Москвы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявителем не доказано наличие незаконных действий (бездействия) со стороны Управления, права и законные интересы Заявителя Управлением не нарушены.
Таким образом, совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным действия (бездействия) Управления отсутствуют, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2020 г. по делу N А40-123187/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123187/2020
Истец: ЗАО "КОРПОРАЦИЯ ЦЕНТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ"