г. Чита |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2021 г. N Ф02-2308/21 настоящее постановление отменено
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А19-10737/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Юдина С.И., Бушуевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя ООО "Ангарский доходный дом" по доверенности от 01.11.2020 и АО "Иркутское региональное жилищное агентство" по доверенности N 1 от 11.01.2021 Романович А.М.,
представителя ПАО "Иркутскэнерго" по доверенности N 340 от 01.08.2018 Бакшеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Иркутское региональное жилищное агентство" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.11.2020 по делу N А19-10737/2020 по иску акционерного общества "Иркутское региональное жилищное агентство" (ОГРН 1023801029548, ИНН 3808057483) к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220) о взыскании 1 214 396 руб. 28 коп.,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общества с ограниченной ответственностью "Ангарский доходный дом",
общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии и оборудование",
общества с ограниченной ответственностью "Лайнапроект",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Иркутское региональное жилищное агентство" (далее - истец, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутскому публичному акционерному обществу энергетики и электрификации (далее - ответчик, Общество) о взыскании неосновательного обогащения в виде расходов истца, понесенных на строительство сети в размере 1 214 396 руб. 28 коп., в том числе 240 984 руб. 43 коп. проектные работы и 973 411 руб. 85 коп. строительные работы.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. На момент заключения договора N 500-59-2016 от 25.10.2016 действовали правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, которые утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787. Согласно пункту 28 Постановления N 307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем, включают мероприятия, выполняемые до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы с инженерно-техническими сетями дома. Аналогичное положение содержится в пункте 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения". Таким образом, правилами, установленными Правительством Российской Федерации предусмотрено разграничение балансовой принадлежности сетей между теплоснабжающей организацией и потребителем в точке подключения на границе земельного участка или на границе сетей инженерно-технического обеспечения дома. Выводы суда о том, что тепловая сеть для ответчика не представляет интереса (потребительской ценности), необходимость в ее принятии от истца и дальнейшем использовании отсутствует, не соответствуют правилам, установленным Правительством Российской Федерации. Фактические работы по проектированию внеплощадочной тепловой сети и ее строительство до точки подключения ответчиком не выполнялись. Данные работы выполнены за счет АО "ИРЖА" самостоятельно путем привлечения подрядных организаций, в результате чего, стоимость которых составила 1 214 396 руб. 28 коп. В материалы дела представлены доказательства, которые свидетельствуют, о том, что ПАО "Иркутскэнерго" получило в полном объеме оплату за исполнение возложенных на него обязательств по договору N 500-59-2016 от 25.10.2016 по строительству тепловой сети, однако эти обязательство не исполняло.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в возражении на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, 25.10.2016 между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор на подключение объекта капитального строительства к системе теплоснабжения N 500-59- 2016.
В соответствии с условиями договора исполнитель обязуется выполнить действия по подготовке системы теплоснабжения к подключению объекта капитального строительства "многоквартирный дом", расположенного на земельном участке по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, ул. Багратиона; кадастровый номер земельного участка: 38:36:000026:9473, принадлежащего заказчику, и осуществить подключение этого объекта к эксплуатируемым им сетям теплоснабжения, а заказчик, осуществляющий строительство и (или) реконструкцию объекта, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению (п. 2.1 договора).
В соответствии с п. 2.3 договора размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения - 0,616 Гкал/час.
Согласно п. 2.4 договора местоположение точек подключения объекта определяется условиями подключения объекта к тепловым сетям N 99 от 31.08.2016 (приложение N 2), выданным на основании заявки заказчика на подключение объекта капитального строительства, к системе теплоснабжения ПАО "Иркутскэнерго" N96 от 10.02.2016 (приложение N1).
Пунктом 3.1.1 договора определено, что исполнитель обязуется выполнить мероприятия, указанные в условиях подключения (приложение N 2):
разработать проектную документацию в соответствии с Условиями подключения;
осуществить действия по созданию тепловых сетей до точек подключения источников тепловой энергии объекта, а также по подготовке тепловых сетей к подключению объекта и подаче тепловой энергии не позднее даты подключения - 18 месяцев с даты заключения договора о подключении.
В соответствии с п. 5.1 договора плата за подключение объекта определяется в соответствии с приказом Службы по тарифам Иркутской области N 555-спр от 28.11.2014 и составляет 5 870, 63 тыс. руб./Гкал/час (без учета НДС), если подключаемая тепловая нагрузка объекта более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч.
Согласно п. 5.2 договора размер платы за подключение объекта заказчика рассчитывается путем умножения платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на подключаемую тепловую нагрузку объекта заявителя (5 870, 63 тыс. руб./Гкал/час.*0,616 Гкал/час= 3 616 308 руб. 08 коп.), кроме того НДС (18 %) 650 935 руб. 45 коп. Всего с НДС - 4 267 243 руб. 53 коп.
30.12.2016 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к договору об изменении п. 2.3 договора, который изложен в редакции: "п. 2.3 Размер нагрузки ресурса, потребляемого объектами, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения - 0,381 Гкал/час.".
Также, указанным дополнительным соглашениям внесены изменения в пункты 5.2 и 5.3 договора о размере платы за подключение, которая составляет 5 870, 63 тыс. руб./Гкал/час * 0, 381 Гкал/час = 2 236 710 руб. 03 руб., кроме того НДС (18 %) - 402 607, 80 руб. Всего с НДС - 2 639 317 руб. 83 коп.
20.09.2019 сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору об изменении размера НДС, в связи с чем, размер платы за подключение составил 5 870, 63 тыс. руб./Гкал/час* 0, 381 Гкал/час = 2 236 710 руб. 03 коп., кроме того НДС (20 %) - 447 342, 01 руб. Всего с НДС - 2 684 052 руб. 04 коп.
Далее, 28.10.2019 стороны заключили дополнительное соглашение N 3 к договору об изменении планируемой даты ввода в эксплуатацию объектов: 30.06.2020 (пункты 2.2, 3.1.1 договора).
Впоследствии, 28.11.2019 на основании обращения заказчика (истца) N 1283 от 11.09.2019 стороны заключили дополнительное соглашение к договору, которым пункт 2.4 договора изложили в редакции: 2.4 Местоположение точек подключения определяется условиями подключения объекта к сетям теплоснабжения N 130 от 18.10.2019.
Условия подключения объекта являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в Приложении N 2.
Также, дополнительным соглашением N 4 стороны изложили п. 3.1.1 договора в следующей редакции: "3.1.1 Надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению мероприятий, указанных в Условиях подключения (приложение N 2); осуществить действия по подготовке тепловых сетей к подключению объекта и подаче тепловой энергии в срок до 30.06.2020."
Кроме того, дополнительным соглашением N 4 из договора исключен п. 3.4.1 договора с заменой дальнейшей нумерации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что филиал ПАО "Иркутскэнерго" Ново-Иркутская ТЭЦ обязуется выполнить мероприятия по разработке проектной документации, созданию тепловых сетей до точек подключения, а также подготовку тепловых сетей к подключению. При этом работы по проектированию внеплощадочной тепловой сети и ее строительство ответчиком не выполнялись, а были выполнены за счет истца путем привлечения подрядных организаций. Стоимость работ составила 1 214 396 руб. 28 коп., из которых: проектные работы на сумму 240 984 руб. 43 коп., строительные работы на сумму 973 411 руб. 85 коп.
Письмом от 20.02.2020 N 049 истец обратился к ответчику с просьбой уменьшить плату по договору на сумму 1 214 396 руб. 28 коп.
Письмом от 05.03.2020 N 210/500-05/1002 ответчик отказал в уменьшении размера платы по договору.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, должен доказать:
факт приобретения или сбережения ответчиком имущества (денежных средств) за счет истца;
отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения;
размер неосновательного обогащения.
В данном случае истец полагает, что поскольку работы по проектированию и прокладке сетей до объекта строительства (многоквартирного дома) в силу закона должен был осуществлять ответчик, а указанные работы производились силами истца, то ответчик должен компенсировать расходы истца.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В силу пп. 1 п. 2 ст. 5 Закона N 190-ФЗ реализация полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, определены в ст. 8 Закона N 190-ФЗ.
Согласно пп. 8 п. 1 указанной статьи регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, определяемая п. 31 ст. 2 Закона N 190-ФЗ как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Закона N 190-ФЗ).
Подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации (ч. 2 ст. 10 Закона N 190-ФЗ).
В ст. 14 Закона N 190-ФЗ определены критерии установления платы за подключение к системе теплоснабжения. В соответствии с п. 8 этой статьи плата устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 10 ст. 10 Закона N 190-ФЗ).
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2014 N 555-спр ответчику установлена плата за подключение к системе теплоснабжения г. Иркутска в размере 5 870,63 тыс. руб. /Гкал/час (без учета НДС).
В настоящем случае в соответствии с пунктом 5.2 договора размер платы за подключение объекта рассчитывается путем умножения платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на подключаемую тепловую нагрузку объекта заявителя (5 870, 63 тыс. руб./Гкал/час.*0,616 Гкал/час= 3 616 308 руб. 08 коп.), кроме того НДС (18 %) 650 935 руб. 45 коп. Всего с НДС - 4 267 243 руб. 53 коп.
С учетом дополнительных соглашений к договору, связанных с изменением подключаемой тепловой нагрузки и изменением ставки НДС, размер платы за подключение составил 5 870, 63 тыс. руб./Гкал/час* 0, 381 Гкал/час = 2 236 710 руб. 03 коп., кроме того НДС (20 %) - 447 342, 01 руб. Всего с НДС - 2 684 052 руб. 04 коп.
Установленная в договоре стоимость технологического подключения в данном случае не учитывала каким-либо образом затраты ресурсоснабжающей организации на создание тепловых сетей, поскольку плата за технологическое подключение была установлена исходя из единицы мощности подключаемой тепловой нагрузки, без учета затрат на создание тепловых сетей.
Таким образом, независимо от того, должен ли исполнитель по договору осуществлять работы по проектированию и строительству новых сетей, стоимость услуги по подключению к сетям осталась бы неизменной.
Учитывая, что договор между сторонами заключен 25.10.2016, то процедура присоединения подключаемых объектов к системе теплоснабжения регламентируется Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила N 307).
Пунктом 28 Правил N 307 установлен перечень мероприятий по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемых исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы с инженерно-техническими сетями дома.
Пунктами 35 и 37 Правил N 307 предусмотрено, что при исполнении договора о подключении исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей до точек подключения и (или) источников тепловой энергии, а заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта к подключению.
В тоже время указанные положения не запрещают заказчику осуществить мероприятия по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома - за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий с исполнителем по договору.
В настоящем случае на основании обращения заказчика N 1283 от 11.09.2019 (исх. N312 от 10.09.2019) сторонами 28.11.2019 заключено дополнительное соглашение N 4 к договору, согласно которому строительство тепловых сетей от здания до тепловой камеры осуществляется силами истца. Кроме того, в действие были введены новые условия подключения N 130 от 08.10.2019, в соответствии с которыми истец принял на себя все расходы в части строительства тепловых сетей от здания до тепловой камеры.
Поскольку истец, действуя в своих интересах, при заключении дополнительного соглашения принял на себя расходы в части строительства тепловых сетей от здания до тепловой камеры, то, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, у ответчика не возникло обязанности по возмещению истцу понесенных в связи с этим расходов.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.11.2020 по делу N А19-10737/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10737/2020
Истец: АО "Иркутское региональное жилищное агентство"
Ответчик: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Третье лицо: ООО "Ангарский доходный дом", ООО "Лайнапроект", ООО "Новые технологии и оборудование"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5032/2022
04.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7085/20
15.03.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10737/20
28.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2308/2021
11.02.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7085/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10737/20