город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2021 г. N Ф08-3230/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
10 февраля 2021 г. |
дело N А53-38730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: председатель Комитета Прохоренко Е.Н.,
от ответчика: председатель Уланов Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.07.2020 по делу N А53-38730/2019 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области
(ИНН 6125001667, ОГРН 1026101413040)
к гаражно-строительному кооперативу N 61
(ИНН 6125030227, ОГРН 1136182000965)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к гаражно-строительному кооперативу N 61 (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договорам аренды N 274 от 06.12.2016, N 315 от 23.10.2018 и N 59 от 19.02.2019 в общем размере 827758,31 руб. за период с 06.12.2016 по 27.08.2019 (уточненные исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд не исследовал представленное в материалы дела экспертное заключение ООО "Центр независимой профессиональной оценки Эксо-С" от 07.02.2019, полностью опровергающее вывод суда о том, что для кооператива не применима ставка к виду использования "гаражи", а также содержит полное описание соответствия утвержденной ставки установленным законом принципам определения арендной платы. Таким образом, применение в расчетах арендной платы ставки к виду использования "гаражи" является правомерным.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, представил письменные пояснения.
Председатель гаражно-строительного кооператива N 61 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией Персиановского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области и гаражно-строительным кооперативом N 61 был заключен договор аренды земельного участка N 274 от 06.12.2016, предметом которого является земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:28:0600019:44, расположенный по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, п. Персиановский, ул. Шоссейная, 2 г. Срок указанного договора до 11.01.2044.
Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области правомочна на заключение указанных договоров в силу части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
01.01.2017, в соответствии с частью 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), полномочиями на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов.
В муниципальном образовании Октябрьский район Ростовской области отраслевым (функциональным) органом местного самоуправления, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области.
В связи с выделением части земельного договор земельного участка N 274 от 06.12.2016 расторгнут 22.10.2018 года.
Между КУМИ администрации Октябрьского района и гаражно-строительным кооперативом N 61 заключен договор аренды N 315 от 23.10.2018 земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:28:0600019:44, расположенный по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, п. Персиановский, ул. Шоссейная, 2 г. Срок указанного договора до 11.01.2044.
В связи с выделением части земельного договор аренды земельного участка N 315 от 23.10.2018 расторгнут 18.02.2019.
Между КУМИ Администрации Октябрьского района и гаражно-строительным кооперативом N 61 заключен договор аренды N 59 от 19.02.2019 земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 61:28:0600019:44, расположенный по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, п. Персиановский, ул. Шоссейная, 2 г. Срок указанного договора до 11.01.2044.
В связи с выделением части земельного договор аренды земельного участка N 59 от 19.02.2019 расторгнут 28.07.2019 года.
Решением Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 11.04.2019 N 188 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района" вышеуказанное решение от 26.03.2015 N 267, а также решения о несении изменений и дополнений к нему, признаны утратившими силу.
Предметом настоящего иска является требование о взыскании задолженности по арендной плате 827 758 руб. 31 за период с 06.12.2016 по 27.08.2019.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность землепользования, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что арендная плата за пользование земельными участками, относящимся к государственной или муниципальной собственности, является регулируемой, поэтому стороны обязаны руководствоваться нормативными положениями и установленными ими ставками при аренде земельных участков.
Как установлено судом, расчет арендной платы комитетом производился в соответствии с Решением Собрания депутатов Октябрьского района от 26.03.2015 N 267 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района" (в редакции решений Собрания депутатов Октябрьского района от 28.10.2015 N 13 н от 12.05.2016 N 52), с 19.04.2019 - в соответствии с Решением Собрания депутатов Октябрьского района от 11.04.2019 N 188 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района".
На решение Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района" N 267 от 26.03.2015 протест прокуратуры внесен только в части определения порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку принято при отсутствии у органов местного самоуправления района соответствующих полномочий. Указанный акт не был признан недействующим в установленном законом порядке и был признан утратившим силу впоследствии при принятии нового муниципального акта- Решения Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 11.04.2019 N 188 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района".
Расчет арендной платы в соответствии с решением Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района" N 267 от 26.03.2015 произведен комитетом с применением ставки арендной платы по виду пользования "гаражи" - 28%.
Кооператив, не возражая против применения формулы расчета арендной платы комитета, указал, что ставка арендной платы подлежала применению, установленная к виду использования "прочие виды использования" -(4%).
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Согласно абзацу пятому пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.
N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Таким образом, при определении размера арендной платы должны быть учтены его основные принципы.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600019:44 предоставлялся для гаражного кооператива, т.е. в целях удовлетворения бытовых потребностей его членов.
Кооператив является добровольным объединением граждан на основе членства для совместной эксплуатации гаражей для автомобилей, предпринимательскую деятельность не осуществляет, единственным источником его дохода являются членские взносы членов кооператива.
Между тем, решением Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района" N 267 от 26.03.2015 не была установлена ставка арендной платы по виду использования "гаражные кооперативы", а ставка 28% установлена для земельных участков с видом пользования "гаражи".
С учетом изложенного, при расчете арендной платы до вступления в силу Решения Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 11.04.2019 N 188 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района", необходимо применять ставку арендной платы, установленную по виду использования "прочие виды использования" (4%).
При этом судом также отмечено, что впоследствии Решением Собрания депутатов Октябрьского района от 11.04.2019 N 188 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Октябрьского района" установлена ставка непосредственно для кооперативов - 1,5% (наряду со ставкой, предусмотренной для вида пользования "гаражи").
С учетом оплат кооператива, применив формулы расчета арендной платы комитета, а также ставку арендной платы 4% (до вступления в силу Решения Собрания депутатов Октябрьского района Ростовской области от 11.04.2019 N 188), суд пришел к выводу об отсутствии задолженности на стороне ответчика.
Так, за период с 06.12.2016 но 31.12.2016 арендная плата составила:
7 149 руб. 47 коп.
Арендная плата за 2017 года составила 104 382 руб. 32 коп.
За период с 01.01.2018 по 23.10.2018 арендная плата составила 87 738 руб.
34 коп.
За период с 23.10.2018 по 31.12.2018 арендная плата составила 19 043,38 руб.
За период с 01.01.2019 по 18.02.2019 арендная плата составила 14 064 руб.
50 коп.
За период с 19.02.2019 по 18.04.2019 арендная плата составила 16 513 руб.
38 коп.
За период с 19.04.2019 по 28.07.2019 арендная плата составила 10 676 руб.
75 коп.
Таким образом, за спорный период подлежала уплате арендная плата в общем размере 259 568 руб. 14 коп. Арендатором внесено истцу в общем размере на момент рассмотрения спора 753 845 руб. 44 коп., что подтверждено обеими сторонами. Таким образом, задолженность на стороне ответчика отсутствует.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что из текста представленного в материалы дела протеста прокурора от 03.12.2018 на решение Собрания депутатов Октябрьского района от 26.03.2015 N 267 следует, что указанное решение Собрания депутатов Октябрьского района в части определения порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, принято при отсутствии у органов местного самоуправления района соответствующих полномочий, в результате чего подлежит отмене в данной части (т.2 л.д.102). Кроме того, из ответа Председателя Законодательного Собрания Ростовской области на обращение председателя Собрания депутатов - главы Октябрьского района от 12.03.2019 следует, что решением Собрания депутатов Октябрьского района от 19.12.2013 N 202 ставка арендной платы, используемая при расчете аренды за земельные участки, принадлежащие к категории земли населенных пунктов в границах сельских поселений с видом разрешенного использования "гаражи" составляла 3,52%. В марте 2015 года Собранием депутатов Октябрьского района было принято решение N 267, в соответствии с которым ставка арендной платы за аналогичные земельные участки составила уже 28%, то есть размер арендной платы за один и тот же земельный участок за два года увеличился в восемь раз. Между тем, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ (апелляционное определение от 05.04.2017 N 11-АПГ17-2 от 18.04.2018 N 11-АПГ18-5), из требований статьей 1,2,17,18,19,55 Конституции РФ вытекает, что применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Кроме того, с учетом аналогии применения налогообложения, годовой рост налогового платежа не должен превышать 10%. В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата за землю имеет схожую правовую природу с земельным налогом, поскольку и земельный налог и арендная плата являются формами платы за использование земли. В соответствии с положениями пункта 15 постановления Правительства Ростовской области от 02 марта 2015 года N 135 в одностороннем порядке по требованию арендодателя размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, изменяется, в том числе, в связи с изменением ставок арендной платы, значений, коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, порядка определения арендной платы.
В материалы дела представлено заключение председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского района по результатам определения правомерности установления ставок платы за земельные участки в соответствии с решением Собрания депутатов Октябрьского района от 26.03.2015 N 267 в размере 28% за земельный участок, предоставленный ГСК N 61, в котором отражено, что арендная ставка 28% по виду использования "Гаражи", утвержденная решением Собрания депутатов Октябрьского района от 26.03.2015 N 267 противоречит требованиям федерального законодательства, в частности, основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе: принципу экономической обоснованности, принципу предсказуемости расчета арендной платы, принципу запрета необоснованных предпочтений, отраженным в Постановлении Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 и ущемляет интересы членов кооператива, а в качестве единственного критерия увеличения арендной ставки в 8 раз было представлено мнение председателя КУМИ.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2020 по делу N А53-38730/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38730/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области
Ответчик: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N61
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3230/2021
10.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14044/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38730/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38730/19