Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2021 г. N 17АП-15422/20
г. Пермь |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А60-15029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Григорьевой Н.П., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полуднициным К.А.,
при участии:
от истца: Паршуков М.И., доверенность от 13.01.2021; Рябинин Т.В., доверенность от 04.07.2018,
от ответчика: Иванов И.А., доверенности от 04.07.2018, от 05.12.2018,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, ПАО "Ростелеком",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 октября 2020 года
по делу N А60-15029/2020
по иску ООО "Генум" (ОГРН 1069671039998, ИНН 66711893300)
к ПАО "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388)
об истребовании статистики по трафику,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Генум" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ПАО "Ростелеком" (далее - ответчик) об обязании ответчика представить информацию по трафику с абонентом -обществом с ограниченной ответственностью "ГЕНУМ", в сентябре 2019 года, а именно, протокол передачи данных, IP отправитель, IP получатель, дата и время установления соединения, объем переданного трафика (МБ) (дело N А60-15029/2020).
Также ООО "Генум" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ПАО "Ростелеком" об истребовании статистики по трафику (дело N А60-16701/2020).
Определением суда от 16.07.2020 дела N А60-15029/2020 и N А60-16701/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер А60-15029/2020.
Решением суда от 16.10.2020 исковые требования удовлетворены. На ответчика возложена обязанность представить информацию по трафику с абонентом - обществом с ограниченной ответственностью "ГЕНУМ", в сентябре 2019 года, а именно: протокол передачи данных, IP отправитель, IP получатель, дата и время установления соединения, объем переданного трафика (МБ). Также с ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе заявитель ссылается, что судом не принят во внимание тот факт, что ответчик предоставил истцу детализацию, содержащую информацию (наименование абонента, дата вызова, услуга, плечо (указание на исходящий или входящий трафик), порт, количество, объем трафика в Мегабайтах, объем трафика в Гигабайтах, стоимость пропущенного трафика), что соответствует условиям договора. В договоре не предусмотрена обязанность ответчика предоставлять иную информацию, в том числе для определения объема/оплаты оказанных услуг. Заявитель указывает, что ответом АО "Нексайн" подтверждаются доводы ответчика об отсутствии возможности предоставления из АСР запрошенной истцом информации, также АО "Нексайн" не утверждает, что непосредственно сетевое оборудование ответчика в обязательном порядке формирует сведения, которые требует истец. Таким образом, по утверждению апеллянта, подтверждение объема пропущенного истцом исходящего и входящего трафика детализацией трафика, которую формирует оборудование ответчика и которая предоставлена истцу, соответствует положениям п. 2.1.3 договора, п. 2 ст. 54 Закона о связи, п. 38 Правил оказания телематических услуг связи и соответствует ответу АО "Нексайн". Следовательно, с учетом норм законодательства, условий договора, отсутствия технической возможности информация о трафике, пропущенном истцом в сентябре 2019 года в том объеме, в каком она запрошена истцом, не может быть представлена ответчиком.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители истца с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между ОАО "Ростелеком" (в настоящее время - ПАО "Ростелеком", исполнитель) и ООО "Генум" (заказчик) заключен договор N ЦОД/09-059 от 25.09.2009, во исполнение условий которого исполнитель оказывает заказчику услуги по размещению оборудования в Центре обработки данных с обеспечением доступа в сеть Интернет.
Согласно п. п. 2.1.3, 2.1.7 договора исполнитель обязуется вести учет потребления и оплаты заказчиком услуг, оказываемых в соответствии с приложением N 2, N 3 к договору; своевременно информировать заказчика о возникших чрезвычайных ситуациях, затрудняющих или ухудшающих получение услуг.
07.10.2019 заказчиком (истцом) получен счет на оплату N 98-305 от 30.09.2019 (на оплату услуг за сентябрь 2019 года), содержащий услугу "Предоставление доступа в интернет в Центре обработки Данных" на сумму 2 636 580 руб. 58 коп.
Согласно условиям названного договора и тарификационного плана ежемесячный платеж заказчика составляет 7 704 руб. 00 коп.
Истец обратился к исполнителю (ответчик) с претензией N 69717612 от 08.10.2019 с требованием предоставить максимально развернутый трафик за сентябрь 2019 года и разобраться в причинах резкого повышения стоимости услуг за сентябрь 2019 года с постоянного ежемесячного платежа в сумме 7 704 руб. 00 коп. до 2 636 580 руб. 58 коп. в сентябре.
Ответчик в своем ответе N 69717612 от 22.10.2019 указал, что все выходы в интернет осуществлялись с абонентского устройства общества с ограниченной ответственностью "ГЕНУМ" и ответственность за пароль и логин несет абонент. Оснований для перерасчета стоимости услуг за сентябрь 2019 года ответчик не усматривает.
Истец указал, что статистика, предоставленная по ответу на претензию, не является детальной и должна содержать в себе информацию достаточную для проведения сверки: протокол передачи данных, IP отправитель, IP получатель, дата и время установления соединения, объем переданного трафика (МБ). Предоставленная статистика содержит лишь указание на объем внутреннего и внешнего трафика, стоимость трафика, а также логин. Отображение характеристик оборудования, с помощью которых абонент мог потреблять услуги сети "Интернет", иных идентификационных признаков, являющихся уникальными, которые однозначно определяли (идентифицировали) оконечный элемент сети связи, отсутствуют.
Истец считает необоснованным то, что надлежащим подтверждением использования предоставленных услуг ответчика является детализация Internet-трафика без привязки данного трафика к МАС-адресу и IP-адресу, исключительно лишь на логине. Использование логина обеспечивает только доступ к сети передачи данных, однако не может идентифицировать абонента в привязке к конкретному пользовательскому оборудованию. Также условия заключенного договора не содержат идентифицирующих данных оборудования абонента.
Истец полагает, что на основании вышеизложенного, представленная ответчиком детализация Internet-трафика сентябрь 2019 года не доказывает объем потребленной услуги именно обществом с ограниченной ответственностью "ГЕНУМ", а также не позволяет сделать однозначный вывод о передаче данных именно на оборудование общества с ограниченной ответственностью "ГЕНУМ".
Истец дополнительно к претензии письмом от 19.10.219 повторно обращался к ответчику с просьбой разобраться со стоимостью услуг в сентябре 2019 года и описывал ситуацию, что в октябре несколько раз обращались к менеджеру, который был закреплен за организацией с требованием о предоставлении статистики по трафику, на что ответов не поступало.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 307, 309, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и пришел к выводу о правомерности требований истца о обязании ответчика предоставить испрашиваемую информацию по трафику.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
К правоотношениям сторон по договору N ЦОД/09-059 от 25.09.2009 подлежат применению положения гл. 39 ГК РФ и Закона о связи.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 4 заключенного сторонами договора N ЦОД/09-059 от 25.09.2009 согласовано, что при выставлении счета исполнитель предоставляет заказчику информацию по объемам и стоимости пропущенного трафика с разбивкой для каждого из подключенных портов заказчика.
Ответчик действует на основании лицензии Министерства связи N 48652 от 15.05.2007 "Телематические услуги связи" и N 48653 от 15.05.2007 "Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации". Оказание услуг телематических услуг связи регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (далее - Правила N 575). Оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных" (далее - Правила N 32).
Согласно п. 2 ст. 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные соединения по сети передачи данных (сеансы связи) являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных услуг связи по передаче данных (п. 44 Правил N 32).
Основанием для выставления счета абоненту или списания средств с лицевого счета за предоставленные телематические услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им телематических услуг связи (п. 38 Правил N 575).
В соответствии с указанными нормами права, оказанные услуги связи должны оплачиваться, исходя из объема оказанных услуг, определяемого по показаниям соответствующего оборудования.
Исходя из того, что согласно ст. 54 Закона о связи показания сертифицированного оборудования связи являются основанием для осуществления расчетов за услуги связи, в силу приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 27.06.2002 N 67 "О введении в действие технических требований", утвердившего руководящий документ отрасли РД 45.231-2002, комплекс используемых оператором связи аппаратно-программных средств должен обеспечивать функцию мониторинга "подозрительной" сигнальной нагрузки как одной из технических мер, направленной на предотвращение несанкционированного доступа.
Кроме того, п. 3 ст. 7 Закона о связи на операторов связи возложена обязанность обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
В силу п. 2 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.01.2008 N 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации" (зарегистрирован в Минюсте России 23.01.2008) операторы связи принимают организационные и технические меры, направленные на предотвращение доступа к линиям связи, сооружениям связи, средствам связи, находящимся как внутри, так и вне сооружений связи, осуществляемого с нарушением установленного этими операторами порядка доступа в целях исключения возможности доступа к сетям связи лиц, не имеющих на это права, или абонентов и пользователей, нарушающих установленный оператором порядок доступа к сети связи.
В соответствии с п. 9 Правил N 575 оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием телематических услуг связи.
Согласно п. 11 Правил N 575 оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
а) предоставление информации об оказываемых телематических услугах связи;
б) предоставление информации о тарифах (тарифных планах) для оплаты телематических услуг связи, о территории оказания телематических услуг связи (зоне обслуживания);
в) предоставление абоненту информации о состоянии его лицевого счета;
г) прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию телематическими услугами связи;
д) предоставление информации о настройках абонентского терминала и (или) пользовательского (оконечного) оборудования для пользования телематическими услугами связи.
Пунктом 14 Правил N 575 предусмотрено, что оператор связи обязан предоставить абоненту и (или) пользователю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя:
в) состав телематических услуг связи, условия и порядок их оказания в соответствии с настоящими Правилами, в том числе используемые абонентские интерфейсы;
г) диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, в пределах которого абонент вправе установить в договоре необходимые ему значения;
л) перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств оператора связи перед абонентом и (или) пользователем, в том числе:
- описание мер, препятствующих распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации;
- ответственность оператора телематических услуг связи перед абонентом и (или) пользователем за действие или бездействие, способствующее распространению спама, вредоносного программного обеспечения и другой информации, запрещенной к распространению законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил N 575 оператор связи обязан по требованию абонента и (или) пользователя предоставить им помимо информации, предусмотренной п. 14 настоящих Правил, дополнительную информацию об оказании телематических услуг связи.
Информация доводится до сведения абонента и (или) пользователя через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или систему информационно-справочного обслуживания на русском языке (при необходимости на иных языках) бесплатно в наглядной и доступной форме. По заявлению абонента направление информации возможно на указанный им адрес электронной почты или электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему телематических услугах связи, расчетах с оператором связи и иной информации (личный кабинет).
В силу п. 10 Правил N 32 оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг связи по передаче данных.
Согласно п. 12 Правил N 32 оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
а) предоставление информации о тарифах на услуги связи по передаче данных, о территории оказания услуг связи по передаче данных (зоне обслуживания);
б) предоставление абоненту информации о состоянии его лицевого счета;
в) прием от абонента и (или) пользователя информации о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами связи по передаче данных;
г) предоставление информации об оказываемых услугах связи по передаче данных и необходимых разъяснений.
В соответствии с п. 15 Правил N 32 оператор связи обязан предоставлять гражданину, юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю необходимую для заключения и исполнения договора информацию, которая включает в себя:
в) перечень услуг связи по передаче данных, условия и порядок их оказания, включая используемые абонентские интерфейсы и протоколы передачи данных;
г) диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, в пределах которого абонент вправе установить в договоре необходимые ему значения;
и) перечень услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи по передаче данных и направленных на повышение их потребительской ценности.
На основании п. 16 Правил N 32 оператор связи обязан по требованию гражданина, юридического лица либо индивидуального предпринимателя предоставить ему помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг связи по передаче данных.
Таким образом, с учетом изложенного правового регулирования и условий заключенного сторонами договора (п. п. 2.1.3, 4), на оператора связи (исполнителя, ответчика) возложена обязанность по предоставлению абоненту (заказчику, истцу) полной информации об оказанных телематических услугах связи и услугах связи по передаче данных.
Как верно указано судом, представленная ответчиком таблица в Excell, составленная его сотрудником, не является надлежащим исполнением обязанности оператора связи по предоставлению сведений о передаче данных. Из ее содержания невозможно установить требуемую информацию, а также относимость к услугам, оказанным истцу.
Иными словами представленная ответчиком детализация Интернет трафика за сентябрь 2019 года не позволяет идентифицировать объем потребленной истцом услуги.
В ходе рассмотрения спора в материалы дела представлено письмо АО "Нэксайн" от 15.09.2020 исх. N 1908/20-SPB (т. 3 л.д. 9), из содержания которого следует, что обработка данных осуществляется путем обмена данными между АСР "PETER SERVICE BIS" и сетевым оборудованием оператора связи, на котором в формате учетных записей (CDR) непосредственно формируются, хранятся и администрируются соответствующие исходные данные об услугах, оказанных абоненту оператором связи.
АО "Нэксайн" также указало, что соответствующие исходные данные непосредственно формируются, хранятся и администрируются в базе данных CDR на сетевом оборудовании оператора связи и последний является владельцем и первоисточником указанной информации.
Обстоятельств иного, в том числе объективной невозможности представления истребуемой истцом информации по трафику, а именно: протокол передачи данных, IP отправитель, IP получатель, дата и время установления соединения, объем переданного трафика (МБ), ответчиком не доказано (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает вывод суда о правомерности заявленных исковых требований законным и обоснованным.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательной базе, позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2020 года по делу N А60-15029/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15029/2020
Истец: ООО "ГЕНУМ"
Ответчик: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: ООО "НЭКСАЙН"